Інтерв'ю

Константин Стогний: «В нашем фильме на приветствие следователя родом с Западной Украины «Слава Украине!» его коллега из Донецка отвечает: «В натуре слава!»

8:00 — 16 грудня 2011 eye 2244

Сегодня телезрители канала ICTV первыми увидят первый сериал об украинской милиции

С Константином Стогнием мы знакомы лет 15 — еще с тех пор, как он работал инспектором Центра связей с общественностью МВД. Потом он ушел на телевидение, откуда несколько раз возвращался в милицию. «Я успел поработать с восемью министрами внутренних дел — специально посчитал, — говорит шеф «Надзвичайних новин» канала ICTV. — И каждый из них мечтал снять кино об украинской милиции. Ближе всех подошел к этому министр Василий Цушко — при нем даже создали творческую группу. При Юрии Луценко планировали снимать, но не было финансирования. Когда же министром стал Анатолий Могилев, на первой же встрече с главными редакторами украинских изданий он сказал: «Вот сколько лет мы смотрим кино о российской милиции, давайте, наконец, сделаем о своей». Когда по окончании моего контракта я ушел из правоохранительных органов, то вернулся к этой теме. Попросил только об одном: пусть министр поможет, чтобы милиционеры не замыкались и мы могли говорить не только с руководителями, но и с операми».
 
Итогом полугодовой работы под руководством Константина стал четырехсерийный фильм об украинской милиции «Картина мелом», премьера которого состоится сегодня в 20.10 на телеканале ICTV, где сейчас работает Стогний. О том, как снималась эта картина, он рассказал «ФАКТАМ».

«Если друг попал в беду, друга мелом обведу», — шутят менты в сериале

— Костя, сразу после названия фильма «Картина мелом» идут титры «фильм Константина Стогния». Как ты участвовал в его создании?
 
 — Во-первых, идея фильма. Я хотел, чтобы фильм отличался от других, заморских картин о милиции. Если уж мы снимаем раз в 20 лет, фильм должен быть прежде всего о людях в каких-то предлагаемых обстоятельствах. Это могли быть медики, но поскольку я работал в милиции, каждый день видел эту работу и хорошо ее знаю, то герои картины — правоохранители. Много лет я записывал интересные фразы коллег, диалоги, ситуации. При работе над фильмом все пошло в дело.

*Генеральный продюсер фильма Константин Стогний (справа) и исполнитель роли начальника следственной группы Сергей Воробьев
 
 — «Если друг попал в беду, друга мелом обведу», — говорит один из героев фильма. Ты такие фразы имеешь в виду?
 

 — Да, это тоже из моей записной книжки. Как и диалог главных героев фильма — членов опергруппы, один из которых родом с Западной Украины, а второй — из Донецка. На приветствие первого «Слава Украине!» второй отвечает: «В натуре слава!». Мы долго думали над названием фильма, назначали даже премию тому, кто предложит самое удачное. Потом в своих записях я нашел выражение покойного уже работника уголовного розыска Киева Юры Галабурды «картина мелом». Он говорил так, когда чему-то очень удивлялся. Но в этой поговорке угадывается специфика милицейской работы: тела погибших, как все знают, раньше обводили мелом. Теперь уже не обводят — фотографируют.
 
Сценарий фильма написал Гарик Конн, автор многих первоклассных детективов. Режиссер — петербуржец Валерий Ибрагимов. Он уже снимал «Морские дьяволы-3» и «Литейный, 4». Кстати, многим режиссерам и другим руководителям творческой группы нравится сниматься в собственных фильмах. Предлагали и мне, но я отказался. Валера же сказал: «А я вот люблю». Он действительно снимается во всех своих фильмах. И подобрал себе роль. В серии о расстреле посетителей в керченском кафе «Мираж» и последующих событиях он сыграл парня, невесту которого убили в кафе. Валере этот герой показался близким. На самом деле то преступление было раскрыто через 10 лет после расстрела, когда из «засвеченного» в нем оружия было совершено новое убийство.
 
 — Все серии фильма «Картина мелом» основаны на реальных событиях, резонансных уголовных делах. Первая, например, начинается с нашумевшего убийства владельца магазина «4room» на столичной Кольцевой, другая — с расстрела в кафе «Мираж», о котором в свое время писала пресса и наша газета в том числе. Первое дело сейчас в суде. Не боишься, что все может закончиться не так, как в кино, где уже понятно, кто преступник, а кто жертва?

 
 — Не боюсь, все-таки у нас не документальный фильм, а художественный, и в нем есть место вымыслу. Я даже нарочно менял кое-какие обстоятельства, чтобы избежать документальности. Фамилии и имена героев у нас тоже изменены, хоть все снимали в тех местах, где происходили реальные события — и в настоящем магазине, и дома у семьи погибшего. Брат убитого Шабаба Алояна помог нам получить разрешение. Кстати, актер, игравший Шабаба, так вжился в образ, что, падая после выстрела «киллеров», сломал палец. О съемке других дублей после этого речи быть не могло — пришлось ограничиться первым.

*Два следователя, «донецкий» и «западенец», в исполнении Ярослава Гуревича (слева)и Константина Корецкого весь фильм подкалывают друг друга, но когда доходит до серьезного, выясняется: они одной крови

Актрису на главную роль выбирали из сотен претенденток

— В этой серии милиция выглядит неоднозначно. Сначала преступные милиционеры арестовывают и пытают невиновного сына убитого. А потом проницательный молодой генерал передает дело группе, созданной для расследования особо сложных дел. И тут уже справедливость торжествует: невиновного выпускают на свободу, а нехорошего убоповца, наоборот, берут под стражу. В связи с этим возникает вопрос: на чьи деньги снимался фильм?
 
 — Если бы я эти деньги взял у государства, возникли бы обязательства — и моральные, и, возможно, материальные (когда фильм будет удачно продаваться). Поэтому все снималось на средства меценатов и на собственные деньги. Когда я в Чили или Аргентине встречался с украинцами, которые достигли успеха, они, узнавав, что мы снимаем кино, предлагали свою помощь. И единственное условие, которое при этом высказывали, — чтобы следующий фильм мы сняли про козаков, про Сечь.
 
— Ни в одном из существующих фильмов о милиции она не выглядит такой открытой, как у вас.
 
 — В каком смысле?
 
— Я имею в виду, что исполнительница роли дочери генерала и по совместительству члена группы по расследованию особо сложных преступлений Алены Суворовцевой Лилия Ребрик, безусловно, очень красивая девушка, в картине работает преимущественно в мини, а то и в купальниках. В жизни украинской милиции тоже так бывает?
 

 — По этому поводу у нас были довольно жесткие споры. Лилю хотели сделать еще более открытой — дескать, надо же продавать кино. То, что получилось, результат компромисса.

*Героиня Лилии Ребрик — дочь генерала милиции, добившаяся от отца настоящей работы
 
— Как выбирали актрису на роль проницательной следовательницы? Проводился ли кастинг?
 
 — Конечно. Пробовались сотни девушек. Постепенно большинство из них отсеялись. На последнем этапе осталось десять претенденток, из которых выбрали двух самых ярких — дочку Ольги Сумской Антонину Паперную и Лилю. Тоня отлично сыграла пробный эпизод с генералом, и ее уже готовы были утвердить на роль, но, когда начали согласовывать график съемочных дней, возникли проблемы: девушка-то учится в Москве, в театральном, пришлось бы ее отвлекать. И голосованием утвердили Лилю Ребрик.
 
 — В фильме зато в роли негодяя и убийцы снялся муж Ольги Сумской Виталий Борисюк. А в ролях членов следственной группы с Востока и Запада Украины запомнились украинские актеры Ярослав Гуревич и Константин Корецкий. По-моему, это удачная находка — Схiд i Захiд разом, как говорится.

 
 — Да, они разные, спорят, подкалывают друг друга, но когда доходит до серьезного, выясняется, что они — одной крови. В следующих сериях мы собираемся рассказать историю каждого из членов этой следственной группы — сквозных героев сериала. Пока она есть только у генеральской дочки. Задумали и романтическую линию, намеки на нее уже появились в отснятых сериях.
 
— Были ли у фильма консультанты из числа милиционеров?
 
 — Главным консультантом стал бывший первый замминистра, экс-начальник УБОП Игорь Дмитриевич Билозуб, а консультантом на площадке — легенда уголовного розыска Киева Александр Петрович Цыганенко.
 
— Честно говоря, когда смотрела кино, приятно было узнавать знакомые места — в Киеве, в Крыму, в Трускавце. Ваш фильм снят только в телевизионном формате?
 
 — Нет, он снят очень качественно — подходит и для показа в кинотеатрах. Кстати, если рядовой зритель просто будет узнавать знакомые места, то люди внутри системы угадают и ситуации, персонажей. Хоть прямых прототипов у наших героев нет.
 
— Что будет с картиной после показа на ICTV?
 
 — Уже приезжали москвичи, которые хотят купить «Картину мелом», за ее продажу уже взялись несколько компаний. Кое-кто настаивает на эксклюзивных правах, которые мы уже успели пообещать другим. Когда началась эта борьба за продажу, я понял, что фильм, видимо, удался.