Здоров'я та медицина

«Если у ребенка раз в месяц бывает насморк, а простуды возникают пять-шесть раз в год, ему, скорее всего, надо удалить аденоиды»

10:01 — 16 грудня 2011 eye 4704

Столичный отоларинголог Геннадий Гебрич применяет современную методику и гарантирует: ткань больше не разрастется, рецидивов не будет

«В детском саду мой сын часто сопливит и кашляет. Вылечим его, отведем к детям — и через два-три дня все снова повторяется», — жалуется мама трехлетнего Тимура. Во многих семьях происходит то же самое. Но вместо того, чтобы обращаться к специалистам, родители предпочитают следовать советам друзей семьи, аптекарей и телевизионной рекламы, а не выяснить причину болезненности малыша.
 
 — К сожалению, с каждым годом все больше детей, причем не только в нашей стране, но и во всем мире, страдают от разросшихся аденоидов — патологического увеличения глоточной миндалины, — говорит ведущий отоларинголог медицинской фирмы «Борис», лор-врач высшей категории Геннадий Гебрич (на фото). — Аденоидит — это одно из наиболее распространенных лор-заболеваний у детей. Лимфатическая ткань бурно отвечает на любой воспалительный процесс и разрастается. И если в короткий промежуток времени в организме возникают воспаления, ткани становится так много, что она перекрывает дыхательные пути. Ребенок не может нормально дышать. Когда мама жалуется, что буквально после каждого посещения детсада малыш начинает болеть, я рекомендую на время оставлять его дома. Нужно подождать хотя бы до четырех лет: именно к этом возрасту аденоидная ткань дозревает и адаптируется к воздействиям окружающей среды.
 
— Если у ребенка слишком большие аденоиды, их лучше сразу удалить?
 
 — В организме нет ничего лишнего, поэтому, прежде чем назначить операцию, нужно сделать все возможное, чтобы справиться с проблемой. Существуют схемы лечения, которые позволяют уменьшить аденоидную ткань, при этом она становится плотной. И только если терапия не помогает, приходится назначать операцию.
 
Геннадий Гебрич проводит удаление аденоидов с помощью современного аппарата, на который надевается одноразовая насадка с вращающимся ножом — шейвер. Чтобы родителям стало понятнее, что будет происходить во время операции, доктор носит одну насадку с собой. Он показал ее и корреспондентам «ФАКТОВ».
 
 — Нож делает около пяти тысяч оборотов в минуту, причем каждое свое движение мы контролируем с помощью видеоэндоскопического оборудования, — объясняет Геннадий Гебрич. — Чтобы не наносить ребенку психологическую травму, удаление проводим под общим наркозом. К одному из каналов этой насадки подсоединяется отсос, который, можно сказать, «пылесосит» разросшуюся ткань.
 
Очень важно полностью убрать патологическую ткань, не оставив даже миллиметра, иначе она снова может вырасти. Но при этом хирург должен действовать осторожно, чтобы не повредить слизистую и устья евстахиевых (слуховых) труб. Подобная методика исключает развитие рецидивов в будущем. С помощью такой аппаратуры я оперирую с 2008 года, и за это время ни у кого из моих пациентов аденоиды не выросли повторно, в отличие от применения других методик. Подтверждением этому служат видеоэндоскопические обследования, которые мы проводим детям спустя три месяца после операции, затем через полгода и год.
 
Шейверы начали применять еще в нескольких клиниках Украины, но делают это не всегда правильно: сначала выполняют удаление аденоидов традиционным способом, грубо травмируя слизистую носоглотки, особенно в области слуховых труб. Для того чтобы не возникло рецидивное разрастание аденоидной ткани, в ходе операции хирург должен использовать только шейвер.
 
— В каком возрасте уже можно проводить подобную операцию?
 
 — В три-четыре года, но при условии, что консервативные методы лечения не помогают и ребенок постоянно дышит открытым ртом. Правда, самому маленькому нашему пациенту было всего полгода. У малыша настолько разрослась ткань, что он буквально храпел во время сна.
 
— Геннадий Григорьевич, какие факторы, кроме частых простуд, могут послужить причиной для разрастания аденоидной ткани у детей?
 
 — У недоношенных детей такое состояние бывает чаще, чем у деток, появившихся на свет в срок. Также причиной увеличения лимфоидной ткани является родовая травма, перенесенная во время родов асфиксия. Известно, что, если мама переболела вирусным заболеванием на седьмой — девятой неделях беременности или принимала токсические медикаменты и антибиотики, у ее малыша могут произойти изменения в миндалинах. Но чаще всего причиной разрастания аденоидной ткани является аллергическая предрасположенность, а также генетический фактор — дети наследуют от родителей строение лимфатической системы.
 
Родители должны помнить: если их ребенок болеет три-четыре раза в год, это нормально. Если же каждый месяц у малыша возникает насморк, а пять-шесть раз в год — простуда, нужно идти к специалистам и выяснять причину. Аденоидные разрастания могут привести к нарушению роста и развитию костей лицевого скелета. Из-за этого меняется форма носа, а нижняя челюсть выглядит недоразвитой. Увеличенные миндалины также могут стать причиной нарушения слуха. Кроме того, если у ребенка затруднено носовое дыхание, возникает дефицит кислорода, это значит, что страдает головной мозг. Поэтому такие дети плохо учатся, у них снижена работоспособность, они менее внимательны. Также разросшаяся аденоидная ткань отрицательно влияет на формирование речи: малыш начинает гнусавить.
 
— Часто аденоиды удаляют под местным обезболиванием. Почему вы применяете наркоз?
 
 — За рубежом эту процедуру всегда выполняют под общим обезболиванием: она проходит для ребенка без боли и страха, что позволяет избежать психологического стресса. Кроме того, при новом методе кровопотеря гораздо меньше, чем при обычной операции. Малыши, придя в себя, не чувствуют дискомфорта, могут сразу есть, пить. Как правило, маленькие пациенты спрашивают у родителей: «А зачем мы приходили к врачам? Ведь они ничего не делали!» И в следующий раз они идут на прием к доктору не со слезами, а с улыбкой.