Здоров'я та медицина

«Из-за врожденной лимфатической опухоли шея сына с одной стороны была раздута, словно его искусали пчелы»

10:40 — 23 грудня 2011 eye 5045

Подобные аномалии развития лимфатической системы опасно удалять хирургически: из-за близости сосудов и нервов велик риск развития осложнений. Врачи столичной клиники «Охматдет» год назад начали применять новую методику, лекарство для нее получают из Киото бесплатно

Лимфатическую опухоль невозможно не заметить. В 90 процентов случаев образование находится на шее и лице, искажая черты ребенка. Врач показывает мне снимки своих пациентов. Как правило, подкожная опухоль выпирает из-под плеча, расползается по шее, растягивает уголки губ, «давит» на глаз… Что же делать в таком случае?

— Традиционный метод лечения образований — хирургический, — объясняет ассистент кафедры детской хирургии Национального медицинского университета имени А. А. Богомольца Ирина Бензар (на фото). — Но опухоль не всегда возможно полностью убрать таким образом. Как показывает опыт, подобная операция еще и слишком рискована. На голове и шее человека сосредоточено большое количество сосудов и нервов, которые легко повредить. Кроме того, остаются огромные уродующие рубцы. У нас есть несколько детей, которые перенесли подобные вмешательства. У одного из них в результате был поврежден лицевой нерв, из-за чего лицо стало ассиметричным. У второго рубцы тянутся от подбородка до затылка…

Чуть больше года назад я прочла в медицинской литературе о японском препарате на основе стрептококка, который с помощью лишь нескольких уколов позволяет избавить от опухоли практически безболезненно, не оставляя шрамов и рубцов. Чтобы узнать все нюансы такого лечения, начала общаться с коллегами из Киото по электронной почте. В результате такого сотрудничества японские коллеги предложили бесплатно поставлять препарат в нашу клинику.

— У сына опухоль на шее была видна сразу после рождения, — рассказывает 33-летняя киевлянка Виктория. — Она находилась справа, разрасталась на плечо. Врачи института нейрохирургии, к которым мы ездили на консультацию, сказали, что нужно подождать до трех лет. «Вполне возможно, она исчезнет», — обнадежили нас. Но опухоль, наоборот, увеличивалась.

В полтора года Толик выглядел так, словно его искусали пчелы. Образование продолжало расти. Мы обратились в «Охматдет». Доктор тут же направила нас на МРТ. Изучив снимки, предложила лечение по новой методике. Сын оказался в числе первых пациентов, которым сделали инъекции в опухоль. Честно говоря, было страшно. Но когда спустя два месяца после процедуры я увидела, что образование начало уменьшаться, поняла: сделала все правильно. Теперь сын выглядит так же, как и другие дети.

«У некоторых пациентов опухоль настолько сдавливает дыхательные пути, что приходится вставлять трубку, через которую можно дышать»

— Такие врожденные опухоли называются лимфангиомами, или лимфатическими мальформациями, — объясняет Ирина Бензар. — Чтобы точно поставить диагноз, нужно обязательно сделать магнитно-резонансную томографию: на ее снимках четко видны структура и границы образования. Такая опухоль состоит из множества кист — полостей разных размеров, заполненных жидкостью. Их бывает много, они достигают таких размеров, что развиваются осложнения: сдавливаются дыхательные пути, страдает пищеварительная система. Некоторым пациентам необходима трахеостома, чтобы они могли дышать.

К счастью, появился препарат, который воздействует именно на клетки лимфатической системы. В Японии, где, собственно, и разработали это лекарство, из 300 случаев проведенного лечения в 93 процентах получен положительный результат. В нашей клинике уже двенадцать пациентов проходят лечение по новой методике. У двух детей практически полностью исчезло образование. Но родителям нужно набраться терпения — лечение не дает моментальный эффект.

*Мама привезла Толика на консультацию к австрийскому профессору, который уже более трех лет применяет методику в своей клинике. Пайа Курош посоветовал пройти еще одну процедуру, чтобы ребенок навсегда избавился от лимфатической опухоли.

— Перед тем как провести процедуру моему сыну, Ирина Николаевна подробно рассказала мне о препарате, который будет вводиться, показала мировую статистику, — говорит мама мальчика Виктория. — Оказывается, после операций в 40 процентах случаев опухоль вновь появляется. Я видела снимки детей, которые перенесли подобные вмешательства. Меня поразили огромные рубцы… Все эти аргументы и позволили мне согласиться, чтобы Толику применили новую методику. Хотя, признаюсь, было страшно.

Несмотря на то что процедура достаточно простая (в опухоль шприцем вводят лекарство), ее проводят под наркозом.

— Важно, чтобы ребенок был неподвижен — только так мы сможем попасть иглой в нужную точку образования, — продолжает Ирина Бензар. — Процедуру проводим под контролем УЗИ-аппарата, то есть видим каждое свое движение. Лекарство вводим в полость самой крупной кисты. После этого пациент находится в больнице около двух дней. Мы наблюдаем, как организм больного реагирует на лекарство, даем рекомендации родителям, на что обращать внимание дома. Естественно, при хирургическом лечении ребенок проводит в больнице гораздо больше времени…

— Как был создан этот препарат?

— Более двадцати лет назад его разработали японские врачи для лечения онкологических заболеваний. Детский хирург Шугеи Огита применил его при доброкачественных лимфатических образованиях и получил потрясающие результаты. После введения препарат вызывает воспаление, но затем аномально разросшиеся клетки постепенно погибают. Убедившись в эффективности такой терапии, японские специалисты начали пропагандировать этот метод лечения во всем мире. В 1992 году в Японии был создан Фонд маленького Карлоса, названный в честь мальчика, которому это лечение применили за рубежом. При поддержке фонда уже 150 пациентов прошли лечение в Америке, 105 — в Швеции. И в более чем 90 процентах случаев образование исчезает.

«Только после лечения в Австрии родители трехлетнего мальчика узнали, что в Украине лечат по такой же методике»

— Каким образом вы узнали об этой методике?

— Меня интересовал вопрос, как можно эффективно помогать больным с лимфангиомами без операции. Прочитав статьи врачей, связалась по электронной почте с представителями фонда. Они были рады тому, что и в Украине заинтересовались новым методом лечения, предложили свою помощь. Поскольку больше нигде в мире не производят этот препарат, нам его передают непосредственно из Японии, причем бесплатно. Благодаря этому лечение по новой методике доступно для каждого пациента Украины. Мы сотрудничаем и с врачами других стран: в особо сложных случаях я отправляю снимки пациентов коллегам из Швеции, Австрии, опыт которых больше нашего.

— После введения лекарства у Толика начала сильно увеличиваться опухоль, — рассказывает мама мальчика. — Она стала больше в три раза! Врачи уверяли: такая реакция говорит о том, что клетки реагируют на лечение. Во время процедур сын был беспокойным, плохо ел и спал. До этого он не замечал, что у него есть какое-то образование, а тут начал бояться даже притронуться к шее. Спустя три недели после введения лекарства опухоль перестала расти. Через несколько дней я заметила, что она начала исчезать. За четыре месяца образование практически полностью пропало. Сейчас на шее у Толи двухсантиметровая шишка. Ирина Николаевна считает, что ее тоже нужно убрать, то есть еще раз ввести препарат. В ближайшее время обязательно пройдем эту процедуру. Хочется навсегда избавить сына от этой проблемы.

К сожалению, не все врачи знают о новой методике. Поэтому родители детей, у которых есть такие образования, вынуждены сами искать информацию о методах лечения. Некоторые ездят на лечение за границу.

— Полгода назад мне позвонил папа трехлетнего мальчика из Луцка, которого возили в Австрию на лечение, — говорит Ирина Бензар. — Но только вернувшись домой, семья узнала о том, что такую методику уже применяют и в Украине. Малыша привезли на консультацию. Опухоль уже начала уменьшаться, но в данном случае необходимо еще несколько процедур. Дальнейшее лечение родители решили проходить в нашей клинике и предложили пригласить в Украину австрийского врача, чтобы он рассказал нам о своем опыте, посмотрел наших пациентов. Мы с радостью согласились. Профессор Пайа Курош приезжал в Киев несколько недель назад. Мы вместе провели один сеанс лечения именно ребенку из Луцка. Профессор Курош сказал, что в его клинике результаты такие же хорошие, как и у нас.

 — Вы помогаете только детям. А можно ли применять эту методику и взрослым?

— Конечно! И она будет такой же эффективной, как и у малышей, — отвечает профессор кафедры детской хирургии Национального медицинского университета имени А. А. Богомольца, глава Ассоциации детской хирургии Украины Даниил Кривченя. — Безусловно, существуют сложные формы болезни, когда опухоль разрастается на две стороны шеи, начинает давить на грудную клетку. Мы встречали случаи, когда лимфангиома находилась и в брюшной полости. С ними тоже можно бороться с помощью новой методики, при этом не повреждая соседние органы. Но, конечно, важно избавить ребенка от опухоли, пока он маленький. В возрасте до пяти лет малыш не обращает внимания на свою внешность, у него не развиваются комплексы по этому поводу. Новое лечение позволяет устранить опухоль до того момента, как ребенок пойдет в школу, а значит, его не будут дразнить.

Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»