Життєві історії

«В пять лет я сказал родителям, что обязательно стану чемпионом мира, как Алехин»

6:30 — 27 грудня 2011 eye 1994

В Бразилии завершился чемпионат мира по шахматам, участником которого был 12-летний Леша Котляр из Кременского района Луганской области. Деньги на поездку для мальчика местные жители собирали всем миром

Мечты сбываются. Теперь это точно знает 12-летний мальчик из небольшого городка Кременная Луганской области. Юный шахматист Леша Котляр еще в пять лет, прочитав книгу Александра Котова «Алехин. Шахматное наследие», сказал своим родителям: «Я тоже стану чемпионом мира». В ноябре этого года Леше на самом деле представилась возможность принять участие в чемпионате мира по шахматам, который проходил в Бразилии. Мальчик завоевал второе место на чемпионате Украины среди детей до 12 лет, что дало ему право присутствовать на столь представительном международном шахматном турнире. Проблема в том, что где взять денег на дорогу в Бразилию, родители талантливого шахматиста не придумали.

«В три с половиной года я выиграл у дедушки… в первой же шахматной партии»

 — Чем выше по рангу и значимости шахматный турнир, тем больше денег надо, чтобы принять в нем участие, — говорит Роман Котляр, папа юного шахматиста. — Мы обычная семья, не занимаемся крупным бизнесом. Для того чтобы поехать на какой-нибудь шахматный турнир, скажем, в Крыму, надо четыре-пять тысяч гривен. И так постоянно. Но мы с женой всегда старались поддерживать сына. Посмотрите, сколько медалей Леша уже заработал.

Роман показывает на зеркало, где висит не менее трех десятков медалей с различных чемпионатов.

 — Вот самая пока значимая награда — за второе место на чемпионате Украины, — показывает Роман. — Именно благодаря ей мы смогли поехать на чемпионат мира. Правда, когда посчитали, сколько денег потребуется на поездку, за голову схватились. Нужно было собрать тысяч сорок гривен, не меньше.

Роман вспоминает, что впервые за шахматную доску Леша сел в три с половиной года.

 — Это дедушка его с шахматами познакомил, — улыбается папа мальчика. — Поставил перед внуком доску и начал объяснять, какая фигура как ходит.

 — И тебе это было интересно в три с половиной года? — спрашиваю юного шахматиста.

 — Конечно, интересно, — улыбается Леша.- Тогда я еще не думал, что нужно ходы наперед просчитывать. Дедушка показал, как ходят фигуры, и я сначала бесцельно начал их передвигать по доске. Когда дедушка предложил сыграть с ним, я выиграл у него… в первой же партии! А потом и в следующей, затем еще раз. Моей радости не было предела. Разве мог я тогда знать, что дедушка мне специально поддавался? Тем не менее у меня после этих побед появилось желание играть еще и еще. Начал приставать к папе, к маме. Всем надоел, и к пяти годам меня отвели в шахматную школу.

 — В шахматной школе Леша очень быстро начал обыгрывать детей, которые по возрасту были намного старше его, — говорит тренер мальчика Алексей Старицкий. — И при этом Леше уж точно никто не поддавался. Потом начались турниры, победы. Эх… Ему бы тренера хорошего!

 — Подождите, — недоумеваю я. — Но ведь вы же сами тренер Алексея Котляра. Вы считаете себя плохим учителем?

 — Понимаете, какая ситуация. Леша уже сейчас кандидат в мастера спорта. И я — кандидат. Как я могу мальчика научить чему-то большему, если он меня постоянно обыгрывает в шахматы.

Прием заявок на участие в чемпионате мира заканчивался, а собранных родителями денег не хватало даже на перелет в Бразилию. Помог случай.

 — Мой сын тоже занимается у Алексея Старицкого в шахматной школе, — говорит председатель Кременского районного совета Юлия Назаренко. — Именно от него я и узнала об успехах Леши Котляра. И вот сын прибегает ко мне после занятий и говорит: «Лешка мог в Бразилию на чемпионат мира поехать, но не поедет, наверное. Денег не хватает».

По закону мы не можем выделить из районного бюджета деньги для участия Леши в чемпионате мира. Имеем право финансировать поездки наших спортсменов только по району. Парадокс, но таков закон. И вот тогда мы обратились к руководителям предприятий, учреждений, организаций, к местным головам с просьбой помочь талантливому мальчику. К нашей радости, почти каждый житель Кременского района откликнулся и согласился перечислить свою однодневную зарплату для того, чтобы Леша вместе с папой смогли поехать на чемпионат. Поверьте мне, никто никого не заставлял давать деньги. Люди сами перечисляли свои кровные на счет, открытый для Леши Котляра, кто сколько мог. Это удивительно.

«Я понял, что Леша — талант, а таланту надо помогать»

Жители Кременского района собрали больше 50 тысяч гривен. Основным спонсором мальчика неожиданно стал… бывший ученик нынешнего Лешиного тренера Сергей Пирожников, который сейчас живет и занимается бизнесом в Харькове.

 — У меня в юном возрасте были успехи в шахматах, я был чемпионом Кременной, ездил на соревнования, — говорит Сергей Пирожников. — Тоже мечтал в детстве поехать на чемпионат мира, но не было такой возможности. И когда мне позвонил Алексей Романович и рассказал о Леше, я посчитал, что это не просто совпадение, а сам Бог меня проверяет. Был удивлен, как такое возможно. В нашем маленьком городке, именно в моей школе, хотя в районе 15 шахматных школ, живет мальчик, который может поехать на чемпионат мира.
Сергей Пирожников доверял своему учителю, но все же решил лично проверить способности паренька.

*Леша Котляр имеет уже десятка три медалей, полученных на различных шахматных состязаниях.

— Я Лешу никогда в жизни не видел, — рассказывает Сергей. — Вызвал его на шахматный поединок по телефону. Представляете, из четырех партий три проиграл Леше. Вот тогда понял, что Алексей Котляр — это талант, а таланту надо помогать.

Дети на подобные соревнования могут ехать только в сопровождении кого-то из родителей. На семейном совете было решено, что в Бразилию с сыном полетит папа.

 — Ты что-нибудь знал до поездки о Бразилии? — спрашиваю Лешу.

 — Специально в интернете посмотрел несколько роликов про эту страну. Бразилия красивая. Нас пугали, что там разгул преступности, но обошлось без неприятностей. Даже ни одного пьяного на улицах не увидели.

 — Разница во времени между Бразилией и Украиной четыре часа. Ты успел акклиматизироваться?

 — Да какое там! Мы прилетели в первый день соревнований. Вот россияне прибыли дня за три и успели привыкнуть ко всему. А мы с трапа самолета фактически сразу попали на турнир.

 — Что больше всего удивило на чемпионате мира?

 — Когда вошел в зал, где проходят соревнования, прямо ахнул, какой он огромный. Одновременно играли между собой около двухсот пар участников турнира.

 — Помнишь свой первый поединок?

 — Конечно. Я соревновался с мальчиком из Ботсваны (это, кажется, где-то в Африке). У меня сильно разболелся зуб, хотелось спать, ведь турнир заканчивался, когда в Украине было уже три часа ночи. Но я все же победил в первой игре. И во второй тоже выиграл. А вот проиграл мальчику из Индии. Так обидно было. Ведь по игре я мог согласиться на ничью, но все же решил попробовать выиграть. А в результате — поражение.

 — Сын очень тяжело переживает поражения, — говорит папа Алексея Роман. — Проиграв мальчику из Индии, Леша… расплакался. Правда, не у всех на виду, а уже после того, как мы пришли в гостиницу.

«Если тренер проходит мимо своего воспитанника и касается мочки уха пальцем, это может означать, что нужно ходить слоном»

 — Леша, правда, что у тренеров или представителей шахматистов на подобных турнирах есть разные способы подсказывать своим подопечным?

 — Существует система подсказок, основанная на жестах. Например, проходит тренер мимо своего воспитанника и как бы невзначай касается мочки уха пальцем. Этот жест может означать, что нужно ходить слоном. Ну и еще много всяких хитростей. Например, женщина, представившаяся журналисткой из США, фотографировала протоколы, где записываются все ходы в шахматной партии. А некоторое время спустя кто-то из шахматистов просился в туалет. Возвращался оттуда и тут же делал правильный ход, который все и решал.

Леша вспоминает, как сам однажды на турнире видел, что в туалет зашел мужчина и начал стучаться в каждую из кабинок. В одной из них открыли дверцу, незнакомец зашел туда и вышел минуту спустя. Наверняка кому-то передавал подсказку.

 — Но моим соперникам никто не подсказывал, — уверен Леша. — Я проигрывал и выигрывал честно.

 — А чем занимался в свободное время?

 — Можно было ездить на экскурсии. Но все они платные. Поэтому мы с папой в основном сидели в номере или бродили в окрестностях гостиницы, в которой остановились. А еще купались в аквапарке.

 — Что-то тебя удивило?

 — Маленькие обезьянки. Их там полно. Но они очень пугливые. Ни за что не подойдут к человеку, как ни зови. А еще много всяких жуков. Я таких никогда не видел. Эти жуки чем-то похожи на наших мух. Кстати, в Бразилии сейчас лето. Бразильцы готовятся к Рождеству, развешивают повсюду флажки, игрушечных Санта-Клаусов. В феврале там будет проходить знаменитый карнавал. Бразильцы в предвкушении этого праздника.

 — Ты как-то общался с местными жителями?

 — Я плохо знаю английский язык, — смущается Леша.- Упустил этот предмет в школе, а теперь никак не нагоню. Понимаю, как важно знать иностранный язык. Хотя английский вряд ли пригодился бы в Бразилии. Там ведь говорят по-португальски. Папа заметил, что местные жители делают вид, будто говорят по-английски, но на самом деле знают этот язык не лучше меня.

 — Ты в результате занял 37-е место из 140 участников твоей возрастной категории. Не очень расстроился?

 — Расстроился, конечно. Хотя тренер Алексей Романович учит нас как можно быстрее забывать неудачи. Говорит: «Что с воза упало — то пропало». Я из девяти возможных очков набрал пять с половиной. Если бы тогда сыграл вничью с будущим чемпионом мира — мальчиком из Индии, мой результат был бы гораздо выше.

 — Я слышал, вы возвращались с чемпионата с большими приключениями.

 — А мне понравилось, — улыбается Леша. — Люблю приключения. После того как закончился чемпионат мира, хозяева турнира тут же о нем забыли, даже не предоставили нам автобус для того, чтобы из города Калдас-Новас, где проходил чемпионат, доехать до аэропорта в Сан-Паулу. До отправления самолета оставалось чуть больше трех часов, добираться туда около двухсот километров, а автобуса все нет.
Взрослые увидели автобус, на котором в аэропорт должны были везти португальских спортсменов. Но поскольку их не было рядом, мы решили занять этот автобус. Меня поразило спокойствие водителя. Он просто сидел и ждал португальцев. Когда старшая из нашей группы попросила водителя отвезти нас в аэропорт, он с улыбкой ответил: «Но-но! Только Португалия!» При этом никого не выгонял из салона, а просто ждал. Мы поняли, что все бесполезно. И тогда папа предложил добираться в аэропорт на такси. Это дорого, но другого выхода не было.

В украинской делегации было четверо взрослых и шестеро детей. Мы начали размещаться в салоне такси. Взрослые забросали чемоданы в багажник и кричат: «Поехали, опаздываем!» А водитель вышел из своей машины, открыл багажник и выставил на асфальт все вещи. Из наших никто не говорит по-португальски. Мы ничего понять не можем. Думали, таксист передумал нас везти. А он начал складывать в багажник вещи так, чтобы они там лежали аккуратно. Только после этого таксист неторопливо тронулся с места. Папа попытался объяснить водителю, что до самолета осталось каких-то два часа, а ехать далеко и мы можем опоздать. Таксист с улыбкой ответил, что он в своем деле Шумахер и весь путь проехал со скоростью… 80 километров в час. В Бразилии за нарушение правил дорожного движения очень сильно наказывают.

 — На самолет-то успели?

 — Успели. Так как многие пассажиры опоздали по той же причине, что и мы, самолет задержали.

В Кременском районном совете совсем не разочаровались, что Леша Котляр не занял первое место.

 — Мы и на следующий год соберем деньги, если надо, — говорит Юлия Назаренко. — Будем теперь готовиться задолго до начала следующего чемпионата мира. Говорят, на проведение турнира претендуют несколько стран. Самая ближняя из них к Украине — Греция. Вот бы там проводили — легче было бы деньги собрать.

Фото автора.