Ровно 40 лет назад на экраны вышла одна из самых популярных советских комедий, поставленная режиссером Александром Серым
Говорят, знаменитый комедиограф Леонид Гайдай запрещал смеяться на съемочной площадке, мол, тогда зрителю в зале будет не до веселья. Но в отношении «Джентльменов удачи» это правило не сработало. Еще во время написания сценария его авторы Георгий Данелия и Виктория Токарева хохотали до коликов в животе. Еще бы, ведь они придумали не только сюжетные повороты, но и смешные словечки, которые на следующий после премьеры день подхватила огромная страна: «редиска», «сосиска», «петух Гамбургский», «Навуходоносор», «пасть порву», «моргалы выколю». О картине рассказывает один из снявшихся в ней актеров Анатолий Яббаров, сыгравший эпизодическую роль бандита Митяя.
— Георгий Данелия и Виктория Токарева писали сценарий в расчете на конкретных актеров?
— Изначально предполагалось, что главные роли в картине сыграют Евгений Леонов, Георгий Вицин, Савелий Крамаров и Фрунзик Мкртчян. Именно он должен был быть Василием Алибабаевичем. Собственно, его звали как-то по-другому —
*В «Джентльменах удачи» Анатолий Яббаров сыграл бандита Митяя (слева) — подельника гардеробщика Прохорова (Павел Шпрингфельд)
— И тогда встал вопрос о судьбе картины?
— Конечно. Ведь в то время режиссер каждый день должен был выдавать определенный метраж. Государство, дававшее деньги на съемки, требовало отчитаться за каждый метр пленки. А поскольку не было актера на одну из главных ролей, работу не могли начать. После трех или четырех дней простоя директор киностудии Николай Сизов, славившийся жестким характером, сказал: «Все, картину я закрываю!» Режиссер Александр Серый в панике бросился на поиски героя. Наткнулся на Раднера Муратова, который случайно шел мимо по коридору.
— Оказался в нужное время в нужном месте?
— Именно! Его загримировали и — в силу крайней необходимости — тут же утвердили. Мы с Радиком дружили, и я ему всегда говорил: «Ты вытащил счастливый лотерейный билет!» Хотя, как мне кажется, Фрунзик сделал бы эту роль интереснее. У него она была бы не комедийной, как у Муратова, а трагикомической. Но история сослагательного наклонения не знает, фильм стал знаменитым и любимым именно с Радиком. Сыграй в картине Фрунзик, она была бы совсем другой.
— Принято считать, что на съемках комедии и атмосфера должна быть соответствующая.
— Мы действительно работали очень весело. В перерывах между съемками часто смеялись, шутили, разыгрывали друг друга. Один такой розыгрыш, во время которого Крамаров натирает снегом Муратова, а Вицин — Крамарова, вошел в фильм. В сценарии ничего подобного написано не было, «джентльмены» просто должны были делать зарядку на морозе.
— Зрителей всегда интересует, что и как снимали в их любимых картинах. Неужели главные герои ныряли в настоящий «хороший цемент», который «не отмывается совсем»?
— Что вы, они бы не выжили! Это была закваска, из которой делают квас. Когда Георгий Вицин, который, как известно, вел
*Хмырь (Георгий Вицин), Доцент (Евгений Леонов) и Косой (Савелий Крамаров) не знают, что делать со своими зацементировавшимися штанами (кадр из фильма)
— После фильма на всех актеров, наверное, обрушилась сумасшедшая популярность?
— Радика Муратова с тех пор называли только Василием Алибабаевичем. По-моему, не только зрители, но и коллеги-актеры забыли, как его зовут на самом деле. А еще, видя его, люди говорили: «Это же тот самый человек, который на бензоколонке бензин ослиной мочой разбавлял».
К сожалению, из всего актерского состава на сегодняшний день в живых остались только Наташа Фатеева, живущий в США Олег Видов и ваш покорный слуга. Пару лет назад умерла прекрасная актриса Зоя Василькова, которая прославилась ролями в сказках, а в «Джентльменах удачи» сыграла дворничиху. Режиссер Александр Серый покончил жизнь самоубийством.
— Как это случилось?
— Ему выпала трагическая судьба — и творческая, и человеческая. До фильма «Джентльмены удачи» Серому не давали ничего снимать. Он в свое время был осужден, какое уж тут кино.
— За что же попал в тюрьму?
— В ресторане приревновал свою девушку к кому-то из посетителей, завязалась драка. Серый соперника покалечил, а сам попал в колонию. Вернувшись из заключения, оказался без работы и ужасно переживал. Впал в депрессию со всеми свойственными русскому человеку в таких случаях последствиями. И Георгий Данелия, с которым Саша учился на Высших режиссерских курсах и дружил, решил ему помочь. Специально для Александра Данелия с Токаревой написали сценарий, и Георгий Николаевич добился, чтобы фильм по нему снимал именно Серый. Подозреваю, что сделать это было непросто.
Несмотря на то что в прокате «Джентльмены удачи» пользовались сумасшедшим успехом, в течение пяти лет после съемок картины режиссер сидел без работы. Потом сделал картину «Ты — мне, я — тебе» с Леонидом Куравлевым в главной роли — и снова перерыв на несколько лет. Через шесть лет вышла еще одна картина Серого, последняя, «Берегите мужчин». А у него ведь семья, дети, которых надо кормить. Да и для творческих амбиций, которые у него, как и у всех нас, конечно же, были, подобное положение было серьезным испытанием. Вот он и решил со всем этим покончить — застрелился. Буквально пару дней не дожил до своего 60-летнего юбилея
— Вы хорошо его знали?
— Познакомились в Одессе на съемках фильма «Иностранка», который Серый делал с Константином Жуком. Через какое-то время мы встретились с Александром на «Мосфильме», и он сказал: «Толь, давно хочу тебя снять, но все как-то не удается. Вот в «Джентльменах удачи» есть яркий эпизод. Сыграешь?» Я согласился, хотя роль бандита Митяя, которого Доцент сбрасывает с крыши недостроенного дома, была совсем крошечной. Но как можно было сетовать, если такие замечательные актеры, как Анатолий Папанов, Любовь Соколова, Эраст Гарин, Роман Филиппов, Павел Шпрингфельд, тоже играли в картине эпизодические роли.
— Какими эти люди были в жизни?
— Многих из них я знаю как сдержанных в проявлении эмоций и замкнутых людей. Радик Муратов — истинно восточный человек, всегда всем улыбался, но душу никому не раскрывал. Да что там душу, его голоса почти никто не слышал, он предпочитал не говорить, а молчать. Георгий Вицин категорически не любил всяческие, как сказали бы сейчас, тусовки — банкеты, фуршеты. И собственные юбилеи не разрешал праздновать, жил со своей супругой очень замкнуто. Единственной его слабостью были животные. Вицин подкармливал птиц, подбирал и выхаживал бездомных собак. В последние годы жизни Георгий Михайлович уже плохо себя чувствовал и жил более чем скромно, поэтому соглашался принимать участие в сборных концертах, в которых выступали актеры советского кино. Я ему такие концерты время от времени организовывал. А чтобы Георгий Михайлович не добирался общественным транспортом, заезжал за ним на машине. Вицин всегда говорил: «Анатолий Ахметович, вы ко мне не поднимайтесь, я буду ждать вас внизу». — «Да зачем, Георгий Михайлович? Мало ли, вдруг пробки, а вы будете на улице стоять, мерзнуть». Но он неизменно отвечал: «Ничего-ничего, я подожду».
— Он что же, стеснялся своей квартиры?
— Представляете, знаменитый на всю страну, всеми любимый актер жил в малогабаритной двухкомнатной квартирке площадью 23(!) квадратных метра. Да и находилась она на последнем этаже 12-этажной башни, практически под крышей. Бывало, приезжаю, Вицин стоит, а вокруг уйма голубей, которым он разбрасывает пшено (несмотря на свое скромное материальное положение, каждый день покупал для птиц килограмм этой крупы). Спрашиваю: «Георгий Михайлович, давно стоите?» — «Минут 40». — «Я же вам говорил, чтобы не выходили!» — «Как я могу, вы же мой начальник».
— По какой непонятной и несправедливой закономерности комедийные актеры часто заканчивают жизнь либо в нищете, либо в одиночестве?
— Мой хороший друг Борис Кузьмич Новиков, которого все помнят по роли «Купи-продай» в фильме «Тени исчезают в полдень», умер в нищете. У его семьи не было денег даже на гроб. Скончался в страшной бедности и Фрунзик Мкртчян. Наверное, психологи должны выяснить, почему люди, которые дарят окружающим столько радости, заканчивают свою жизнь так печально.