В Николаеве 25-летний мужчина, погнавшись за уличным грабителем, погиб от удара ножом в сердце. Милиция просит помочь найти дерзкого убийцу
Николаевская милиция расследует обстоятельства преступления, которое потрясло весь город.
— События, закончившиеся трагедией, разворачивались на глазах десятков людей, — рассказал «ФАКТАМ» Александр Гриньчук, начальник отдела внутренних дел Ленинского района Николаева. — Возле городского рынка «Колос» средь бела дня уличный грабитель сорвал с молодой женщины золотую цепочку и попытался скрыться. Несколько прохожих, случайные свидетели дерзкого нападения, бросились за ним вдогонку. Вор выбросил добычу и стал уходить дворами, но двое смельчаков продолжили преследование. В конце концов они настигли его у одной из пятиэтажек по улице Строителей — грабителю ничего не оставалось, кроме как, вбежав в подъезд, отступать к чердаку. Там-то и разыгралась настоящая драма.
19-летний рабочий местного завода «Зоря» Игорь Черненко живет в квартале от рынка «Колос». В тот воскресный день он возвращался домой и случайно столкнулся с ограбленной женщиной. «Цепочку сорвали», — пожаловалась она, растерянным жестом показав на убегавшего налетчика. Игорь не раздумывая бросился следом.
— Грабителя уже догонял какой-то парень с дредами (африканские косички. — Авт.), — вспоминает Игорь. — Он оказался проворней, чем я, — влетел в подъезд и на лестнице между четвертым и пятым этажами схватил мерзавца. Тут замечаю, как сзади еще кто-то подбегает — думал, нам подмога. А оказалось — не нам: крупный мордатый мужик вдруг пырнул меня ножом в живот. Первая мысль: произошла ошибка, меня перепутали с бандитом!
Игорь Черненко, зажав рану рукой, стал спускаться вниз. Тем временем грабитель вместе с подельником, прибежавшим ему на выручку, в одну секунду жестоко расправились с оставшимся в меньшинстве безоружным парнем — помешать им уже никто не мог. Удар ножа был профессионально точен и пришелся прямо в сердце смельчаку. Через минуту убийцы как ни в чем не бывало вышли из подъезда и скрылись.
— Я столкнулся с ними нос к носу, — вспоминает Алексей, кум погибшего. — Хотя хожу с палочкой (недавно сломал ногу), руки-то целые — думал помочь Сереге, когда он рванулся за грабителем. Детвора во дворе подсказала, куда мужики побежали. Только открыл дверь парадного — оттуда вывалились двое, на моих глазах сели на мопед и уехали. Если б знать, что это убийцы…
Алексей поднялся на пятый этаж. «Окровавленный Сережа лежал и хрипел, — тихо говорит он. — Не нужно быть доктором, чтобы понять: это все».
— Один неверный шаг — и жизнь под откос, — вздыхает Игорь Черненко, чья судьба тоже висела на волоске. К моменту нашей встречи он успел подлечиться и о происшедшем вспоминает с неохотой.
— Вы считаете, что поступили неразумно, вмешавшись в ситуацию? — уточняю.
— Если б тогда, в подъезде, чуть задержался, тоже уже лежал бы на кладбище. Теперь не ввязываюсь. Услышав «Помогите!», перехожу на другую сторону улицы. С голыми руками — против двух отморозков с ножами? Глупость. А без ножей они сейчас не ходят. Какого парня убили! Кто после этого станет рисковать жизнью? И еще такой момент: молодая женщина, у которой сорвали цепочку, все время интересовалась, где ее золото. «Кто-то подобрал, а кто? Вы не видели?» — донимала всех подряд. Жертву уличного налета совсем не смущала та цена, которую незнакомый человек заплатил за ее цацку. И таких вот защищать?!
Анжела, вдова погибшего Сергея Енина, на случившееся смотрит иначе.
— Мы в тот день договорились встретиться с мужем возле рынка «Колос», — рассказывает Анжела, — обувь ему собирались купить. Жду-жду, Сережа опаздывает. А в этом районе живет наш кум Леша, и он вышел, чтобы скрасить мое ожидание. Наконец появляется супруг — стоим втроем, курим, болтаем. Вдруг Сергей бросает наушники, секунда — и его нет. Сразу догадалась: кого-то бросился выручать. Кум с палочкой поковылял следом. Прошло минут десять-пятнадцать, их не видно. Иду искать.
Во дворе дома, что неподалеку, куча людей, какое-то оживление. «Что происходит?» — спрашиваю. «Кого-то подрезали», — пожимают плечами. Понимаю, что муж где-то здесь, но абсолютно не беспокоюсь. Переживаю только из-за того, что рынок закроется и мы не успеем купить, что планировали. Поднимаюсь на четвертый этаж и слышу такой разговор: «Нужно сообщить родственникам». — «Там кум того, которого подрезали». Тут и Леша навстречу — не дает мне пройти, выводит на улицу. Во дворе уже две неотложки. Потом мне расскажут, что раненный в сердце супруг из последних сил поднялся и позвонил в ближайшую квартиру — просил вызвать «скорую». Во дворе полно людей, и я хожу от одних к другим с вопросом: «Он жив, не знаете?» Все молчат. Бегу к машине реанимации: «Доктор, что с моим мужем?!» От него и узнала, что Сережи больше нет.
Еще Анжела помнит, как наполнялся милицией незнакомый двор, как лаяли служебные собаки, пытаясь взять след убийц.
— Меня все спрашивают: «Почему не удержала? Зачем позволила мужу броситься на выручку совсем незнакомым людям?» — тихо продолжает Анжела. — Сережа был МУЖЧИНА, понимаете? Как ты ему скажешь: «Не лезь, обойди»? Никого бы никогда не послушал, останавливать бесполезно. Если б остался жив, все равно не отворачивался бы от чужой беды.
Между тем 22-летняя вдова пока не имеет представления, как жить ей самой и что будет с их двухлетней дочкой Маришей.
— Мы с Сережей вместе семь лет, — рассказывает Анжела. — Познакомились, когда мне едва 15 исполнилось. Я училась еще в техникуме, а он в институте. Как только у нас дочечка родилась, Сережа махнул рукой на карьеру и пошел экспедитором в фирму по продаже пива. Работал с утра до вечера, мы его только в воскресенье и видели. Уставал, мечтал отоспаться. Жили на съемной квартире, и в его выходной я всегда увозила с утра малышку к бабушке, чтобы папу не будила. На следующий же день после трагедии с той квартиры съехала, теперь ютимся у моих родителей. Марьяша не может понять, почему не идем домой. Даже еще не умеет спросить, где ее отец, ходит и лепечет: «Папочка, папочка». Когда гуляем, моментально узнает места, где вчера еще жили втроем, и тянет к «нашему» дому — ей кажется, что Сережа там ждет ее: «Пошли, мам, пошли!»
Анжела не очень-то рассчитывает, что преступников найдут.
— Вижу, что милиция работает, старается, но результатов пока нет. Вот закачала в свой мобильный фотороботы убийц, — собеседница достает из сумочки сотовый телефон. — А вдруг? Чем черт не шутит?
— Сейчас в городе только и разговоров, что о смерти моего сына, — нервничает Людмила Витальевна, мама Сергея Енина. — «Сам виноват, зачем полез?» — знаете, как больно такое слышать! Для меня он — герой, не каждый сегодня способен так поступить. Сережа сделал, что и должен был. И это гораздо лучше, чем трусливо пройти мимо.
Людмила Витальевна утверждает, что о смерти сына была предупреждена заранее.
— В это трудно поверить, но так и есть, — с горечью говорит Людмила Енина. — Как получилось? Нынешней весной встал вопрос о том, чтобы лечь на операцию моему 75-летнему отцу. Операция сложная, и медики опасались, сможет ли вынести ее пожилой человек. Вы, кстати, не смотрите по телевизору передачу «Битва экстрасенсов»? В ней принимал участие наш земляк, предсказатель из Николаева.
В апреле я к нему и отправилась, чтобы посоветоваться насчет дедушкиных перспектив. Взяла с собой фотографию, где папа не один, а в окружении всех нас. Снимок сделали, когда Анжелу выписывали из роддома — она нам тогда впервые Марьяшу показала. Посмотрел экстрасенс на папу, дал совет и вдруг говорит: «Здесь ваш сын, невестка и внучка? Знаете, вместе они недолго проживут». У меня сердце екнуло: неужели дети разведутся? «Внучка-то все равно у меня будет», — отвечаю. «Я не о том, — возразил экстрасенс. — Сын может умереть молодым, берегите его».
Попрощались, иду домой и света белого не вижу. «Молодость — понятие относительное, — утешаю сама себя. — 45 лет — разве старость? Да и экстрасенсы ошибаются». Никому о своей «консультации» говорить не стала, но с этим страшным предсказанием просыпалась и засыпала, не выходило оно из головы… К дню рождения сделала себе подарок: по турпутевке в Италию поехала. Там специально в Ватикан завернула и долго молилась, просила Господа не забирать сына. Возвращаюсь домой, во Львове пересела в николаевский поезд, и тут через час — телефонный звонок, сообщают, что Сережу убили…
Людмила Витальевна долго молчит.
— А недавно опять к тому экстрасенсу отправилась, — горестно вздыхает женщина. — Больше всего меня теперь интересует, найдут ли убийц. Он взглянул на лица с фотороботов и сказал, что напали на Сергея двое родственников, причем один недавно освободился из мест лишения свободы. «Обязательно встретитесь с нелюдями в суде, в глаза им посмотрите», — подбодрил. Я готова сейчас все, что у меня есть, отдать, лишь бы преступников нашли. «ФАКТЫ» читают по всей Украине — умоляю, напишите о Сереже! Может, кто-то что-то знает. За любую информацию, которая поможет выйти на след преступников, наша семья обещает вознаграждение. Не должны такие нелюди ходить по улицам, где мы с вами ходим!
— Специальная следственная группа, созданная для раскрытия этого резонансного преступления, трудится ежедневно, — сообщил «ФАКТАМ» Михаил Сорокин, начальник розыска Ленинского РОВД Николаева. — Отработано огромное число
*Всех, кто может что-либо сообщить об изображенных на фотороботах, милиция просит позвонить по телефонам 0(512) 21-61-11 или 0(93)-163-85-44. За информацию о преступниках родные убитого обещают вознаграждение
На прощание Людмила Енина говорит:
— Может, не стоит выплескивать из души всю боль, но не удержусь. Я не знаю ту женщину, с которой сорвали цепочку. Когда Сережу поминали на 40-й день, я, напившись успокоительного, позвонила ей. «У вас дети есть?» — спрашиваю. «Есть», — отвечает. И сразу в наступление: «Неужели вы обвиняете меня в смерти сына?» — «Нет, конечно, хочу только спросить: вы хоть свечку за него в церкви поставили?» — «Вам что, нужны мои соболезнования?» — удивляется… Да, нужны! Жена осталась без мужа, кроха-дочь — без отца, я без сына. Просто поднять трубку и выразить соболезнование — неужели трудно?