Україна

По мнению экспертов, повышение акцизных ставок на нефтепродукты не приведет к заметному подорожанию горючего на заправках

15:17 — 18 січня 2012 eye 384

Недавно принятый Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно пересмотра ставок некоторых налогов и сборов» вступил в силу.

Наиболее важной нормой документа стало повышение акциза на бензин на 8,8 процента, до 198 евро за тонну. Традиционно усиление налогового пресса ведет к подорожанию горючего. Напомню, что в начале прошлого года правительство уже увеличивало акцизные ставки на нефтепродукты, тогда это решение совпало с подорожанием на мировом топливном рынке и розничные цены на отечественных заправках резко пошли вверх. В результате правительство было вынуждено отложить введение новых акцизов до сентября. Теперь произошло их очередное повышение. Повлияет ли оно на розничную стоимость горючего и каковы прогнозы на нынешний год?

Принятый закон вызвал широкий резонанс, так как утверждался в срочном порядке, вопреки существующим правилам изменения налогов и сборов. В частности, хотя формально он вступает в силу с 1 января, Президентом документ был подписан 10 января, а официально опубликован и вовсе 13 января.

 — Законопроект принят с нарушением норм и регламента, — считает заместитель директора научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев. — Не было представлено финансово-экономическое обоснование, не было расчетов, оценок. Этот документ, если следовать нормам законодательства, должен вступить в силу с 1 января 2013 года, а не 2012-го. И вообще его не имели права вносить депутаты, поскольку это прерогатива правительства. И данный законопроект нарушает принципы, изложенные в новом Налоговом кодексе, который указывает, что должно быть стабильное налоговое законодательство.

Что касается экономических последствий, то, по мнению большинства экспертов, последнее изменение акцизных ставок не окажет существенного влияния на украинский топливный рынок.

 — Это нормальная практика, когда индексируют акцизы в соответствии с инфляцией, — утверждает директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн. — К сожалению, зарплаты не индексируются, но это другой вопрос. Я считаю, что если речь идет о повышении на 8,8 процента, то не нужно ожидать какого-либо роста цен на заправках. Что касается дизельного топлива, то такой вариант вообще исключен. Не думаю также, что операторы заинтересованы в увеличении цен на бензин, тем более доходы на этом рынке позволят нейтрализовать повышение акциза.

Однако и снижения стоимости горючего в ближайшее время ожидать не стоит.

 — Сегодня, несмотря на заявления Министерства энергетики и угольной промышленности о том, что цена бензина должна составлять 9 гривен 81 копейку, а дизельного топлива — 9 гривен 58 копеек, справедливая стоимость — 10 гривен 33 копейки на бензин и 9 гривен 64 копейки на дизельное топливо, — заявил в прямом эфире телеканала «Киев» президент Ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук. — Это экономически обоснованная цена для того, чтобы операторы рынка не работали в убыток.

Что касается прогнозов, то сегодня есть неприятные ожидания из-за напряженности на рынке, связанной с Ираном. В частности, уже сообщается, что Япония отказалась от иранской нефти. Это позволит странам ОПЕК держать сверхвысокие цены на нефть. Я не думаю, что они в этом году будут ниже 100 долларов за баррель. Есть еще один неприятный момент. С 1 января уже начали действовать так называемые инфляционные акцизы. Фактически они добавляют 18 копеек к стоимости литра 95-го бензина и где-то около 4 копеек к цене дизельного топлива. Однако было бы полезно вместе с поправкой на инфляцию акцизов сделать поправку на инфляцию заработной платы наших потребителей, чтобы хоть как-то держать баланс.