Інтерв'ю

Илья Ноябрев: «Возвращаясь домой с рыбалки, Толик Дяченко задремал за рулем. А навстречу мчалась фура… »

0:00 — 13 липня 2010 eye 2262

Ровно пять лет назад в автокатастрофе под Киевом погиб популярный актер и телеведущий

Творческая да и личная жизнь актера Анатолия Дяченко только набирала полную силу. Он снимался в главной роли в картине «Дьявол из Орли» режиссера Оксаны Байрак, вел передачу «Золотой гусь», был любим зрителями и встретил свою вторую половинку — Ольгу. В тот злосчастный день, 13 июля 2005 года, он возвращался домой с рыбалки. Улов был хороший, и Дяченко с другом, актером Владимиром Ямненко, довольные спешили в Киев. Авария произошла под Вышгородом, в получасе езды до дома Дяченко. В джип Анатолия на полной скорости врезался грузовик. Владимир получил сотрясение мозга, Анатолий погиб на месте.

«Несколько часов тело Толика возили по Киеву, пристроили в морг лишь к двум ночи»

- Как сейчас помню этот день, — рассказывает друг Анатолия Дяченко, продюсер и режиссер Илья Ноябрев.  — Тогда был жаркий июль. Я прилетел в Киев из Турции ровно за два часа до аварии. Перед этим мы расстались с Толиком на тревожной ноте, поскольку не знали, что дальше делать с телепроектом «Золотой гусь»: продолжать его или закрывать. Мы были в эфире уже шесть лет, и у нас появились внутренние проблемы. Я был сторонником кардинальных реформ, Толик вообще хотел порвать с проектом. Так и не договорившись, решили встретиться после моего отпуска. Все ждали нашего решения.

- Вы оба стояли у «руля» «Золотого гуся»?

- Ну да, были идейными вдохновителями. И вот 13 июля 2005 года я только вошел в дом, звонит знакомый: «Толик и Вова Ямненко попали в автокатастрофу где-то на Киевском море, я туда еду». Проходит минут десять, знакомый перезванивает: «Я еще не доехал, но знаю результаты: Вова жив, а Толика с нами нет… » Знаешь, слово «смерть» с Толиком совершенно не вязалось. У него была вечная тема: устроить личную жизнь. Я знал всех жен Дяченко. В последнем браке с Олей он вроде обрел счастье. И вдруг на самом взлете удар под дых…

Еще через пять минут перезвонил Ямненко. Что-то пробормотал, и я понял: он в шоке. Потом ко мне начали съезжаться друзья: Витя Андриенко, Витя Иваненко… Мы выпивали, ждали сообщений и думали, что делать.

- Рассказывают, что тело покойного Дяченко еще долго возили по городу — не принимали морги.

- Это была катастрофа! Оказалось, все морги заняты. В Вышгороде, где случилась авария, морга не было. Повезли в Киев. В одном все забито, в другом — не работает холодильник. Полночи тело Толика возили по городу, лишь к двум часам пристроили. На похоронах я не присутствовал, должен был уезжать из Киева. Вернулся только на девять дней. Скажу честно, даже рад, что не видел Толика мертвым.

- Знаю, у него были проблемы со здоровьем. С лишним весом Дяченко не боролся?

- Толик в этом отношении был совершенно гениальным человеком! Периодически говорил себе, что должен худеть. Сбросив три килограмма, хвастал, показывал всем штаны, которые на нем болтались. Это при его-то 160 килограммах. Мы втихаря называли его санитаром стола. Толян мог прийти на встречу и что-то постоянно жевать. Но едой это не считалось. Или вдруг звонил: «Ты должен со мной поехать в новый ресторанчик. Там такая вкусная еда!» Мы приезжали, Толян заказывал по 124 блюда…

- И все съедал?!

- Он так приучен с детства: ничего на столе не оставлять. Был заводным человеком. Это касалось всего: еды, женщин, творчества. Кстати, это с его подачи я начал писать.

- Ваш первый сценарий назывался «Хроники утопленника».

- Он был написан благодаря Толе. Мы ехали с ним в Одессу, по дороге говорили о жизни — его, моей.

- Дяченко был за рулем?

- Толик ВСЕГДА был за рулем. Без руля он был не человек! В этом смысле Толян кентавр. Даже в магазин, расположенный за углом, ездил на машине. Такой человек-автомобиль. Причем у него все авто были большие — надо же поместить такое тело! Сначала здоровенный «Пежо», потом минивэны. Он обожал машины, мог часами о них говорить.

- Говорят, Дяченко обладал удивительным качеством моментально засыпать в любых условиях.

- Он мог уснуть, задавая вам вопрос! Однажды уснул на сцене во время концерта. Просто присел на стул — и… Это было в Одессе. Мы выступали перед зрителями: я, Толик, Валерка Чигляев и Вова Быстряков. Пока Валера рассказывал анекдот, я поворачиваю голову, смотрю — Толян спит. Прожектора, публика… Я ткнул его ногой, и Толик опять «был с нами». Надо отметить, просыпался он моментально. Судя по тому, что рассказывал об аварии Вова Ямненко, похоже, Толя на секунду провалился в сон, поэтому они влетели в фуру лоб в лоб.

- Ямненко понял, что он заснул?

- Вова говорил, что за секунду до аварии он разговаривал с мамой по телефону и отвлекся. Вдруг боковым зрением увидел, что на них движется темное пятно. Повернулся — фура! Он к Толику, тот кемарит. Крикнул: «Толик!» Дяченко дернул руль и еще больше подставил себя под удар. Я исколесил с Толиком всю Украину. Знаю, если он чувствовал, что засыпает, съезжал на бровку и спал 20 минут. Этого ему хватало. Так было всегда. А тут… Они ехали с рыбалки, не спали с двух ночи, а было уже шесть вечера, жара… На дороге это место очень узкое, вот и не разминулись.

- Так что же случилось по трассе на Одессу, когда вы говорили «за жизнь»?

- Он интересовался моими переменами в личной жизни, спрашивал, что со мной происходит. Говорю: «Помнишь «Живой труп»? Вот и я себе напоминаю Федю Протасова». У мужчин, которым за 40, часто начинаются подобные проблемы. И тут Толика осенило: «О блин, действительно! Давай переделаем пьесу на современный лад. Не Федя Протасов, а современный бизнесмен… » Потом случилась авария. Толик погиб летом, а в канун Нового года я вдруг вспомнил эту историю, перечитал «Живой труп» и «родил» сценарий с героем, которого позже сыграл Гоша Куценко. Закончил сценарий ровно за день до первой годовщины гибели Толи.

- Как вы познакомились?

- Это произошло в Театре эстрады в 1982 году. Я пришел туда режиссером и актером. А Толик вернулся из армии — худой, с черными кудрявыми волосами и без усов. Сейчас сын Дяченко очень похож на Толю в те годы. Он сразу влился в коллектив, где были Валера Чигляев, Витька Андриенко. В 1984-м мы ушли, а Толик продолжал работать. Потом я пригласил его в Театр миниатюр «Шарж» в Одессу. Позже переехали в Киев. Замечательные артисты, театр был на подъеме, но в 1991 году все рухнуло. Начался период оголтелого бизнеса.

- Это, когда вы открыли собственную фирму?

- Да, я был в ней директором, а Толик приходил ко мне подрабатывать. В остальное время ездил с другом на машине в Польшу продавать разные товары — тогда это было популярно. У нас Дяченко подхалтуривал, собирая мебель. В нашей компании он был единственным, кто умел держать отвертку. Толян собирал офисную мебель и устанавливал ее. На нашей фирме работала программисткой и его вторая жена Наташа. С первой — актрисой — они прожили недолго. Именно Наташа подарила ему сына Андрея. Помню, в те годы Толя признавался, что его мечта — уехать в Австралию и стать полицейским.

- На полном серьезе?

- Абсолютно! Говорил: «Там сильная украинская диаспора, стану полицейским. Вот мое, чувствую к этому призвание… » Но все прошло, наступил период, когда мы вернулись в искусство. В нашей жизни появилось телевидение. Толик пришел на ICTV, начал делать проект «3 х 4: самое смешное домашнее видео», а я на канале «ТЕТ» готовил «Я — памятник себе… »

- Тогда Дяченко и стал полнеть?

- Это случилось в «Шарже». Конечно, это был еще не тот Толик, каким его знали в последнее время, он округлялся постепенно. Затем произошли два события, усилившие прибавку в весе: бросил курить и начал гормональное лечение.

«На кухне у Дяченко было невероятное количество всевозможных приспособлений»

- Рассказывают, что Дяченко был потрясающим кулинаром.

- Словосочетание «хазяйська дитина» — это о Толике. После развода со второй женой он жил один. Это был пик его кулинарных талантов. Мечтал, что рано или поздно приведет в дом ту, которая оценит его умение. У него была крохотная кухня, где царил только Толик. Бывало, звонил мне: «Приезжай, возьми помидоры и яйца, будем завтракать». С полными сумками еду. Он с порога берет пакеты — и на кухню. Если он там становился, второму человеку места уже не было. У Толи все было под рукой. Он скупал невиданное количество совершенно ненужных, на мой взгляд, вещей. Какая-то яйцерезка в полосочку, нож, выковыривающий глазки у картошки. Обрастал этой дребеденью, но находил применение каждому из приспособлений и страшно гордился собой. При этом был озабочен поисками маленькой хозяйки большого дома.

- Большого Толика.

- Точно. На это ушло несколько лет. И вдруг случайно в Крыму он встретил Олю, обвенчался с ней, потом женился. Все произошло за один месяц, и мы, близкие друзья Толи, были просто ошарашены. Отгуляли замечательную свадьбу в ресторане за городом, Толя и Оля выглядели абсолютно счастливыми людьми. Вместе они прожили всего год, прошли, так сказать, первую притирку.

- Анатолий был эмоциональным?

- Очень, но у него весь шум, как у многих артистов, был таким… пузырем. Больше актерства, чем настоящей драмы. К тому же он был отходчивым. Знаешь, это Артист с большой буквы, когда все перемешивается, и человек уже перестает видеть грань между жизнью и игрой. Пришла популярность, и Толик стал полнеть, превращаясь в кота, которому нравилось взять сигарку, побарствовать.

- В другую руку стакан с виски…

- Он никогда не злоупотреблял спиртным. Выпить мог, как все мы, не более. У него были другие «допинги»: разговоры по душам, поиски случайных ЛЮБОВИЙ. Все это видели и понимали. Он неожиданно мог поднять на «олимп» совершеннейшую простушку. Приходил в компанию с какой-то девушкой и буквально «облизывал» ее. Такой большой водевиль!

- Так он был ловеласом?!

- Влюблялся на раз. Тут же распускал павлиний хвост, начинал бить копытами и пускал пар из ноздрей. И девушки велись. Почему нет? Такой большой, хороший и щедрый. Он умел их окружать вниманием. Но потом вдруг сам делал выводы: «Блин, где были мои глаза?» И расставался с очередной пассией.

- Увидев как-то Дяченко в одном из политических проектов, была удивлена — он с удовольствием рассуждал и на эти темы.

- Любил надеть на себя серьезную маску. Мы в этом случае называли его «бывалый». Если в компании заходила речь, скажем, о самолетостроении, он оказывался вдруг специалистом в этой области и начинал в подробностях описывать конструкцию летательных аппаратов. А когда случилась вся эта заваруха с «оранжевой» революцией, Толя пришел на 5-й канал и заявил, что он буржуазный националист. Мы с Чигляевым, услышав это, чуть со стульев не попадали! Встретив Толика через день, я говорю: «Толян, давай сверим наши идеологии!» Он засмущался: «Ты ж понимаешь, надо было что-то сказать… » В этом вся его артистическая натура.

- Кстати, о натуре — как удивительно ему шел брыль.

- Это образ его последних лет, когда он поседел и полысел окончательно. Толю еще и стали приглашать на «брылевые» роли, и он как-то сразу стал похож на своих героев, прибавив в возрасте. А ведь ему было всего 47 лет!

- И настоящая популярность только пришла.

- Никогда не забуду момент, когда закрыли программу «3 х 4». Толик страшно тосковал, потому что это был ЕГО проект. Месяца два ходил и говорил: «Ты понимаешь, я же был на телевидении — и вдруг пустота… » «Толя, — успокаивал его, — свято место пусто не бывает. Тебя пригласят в другой проект, не мучайся». И вдруг ему предлагают вести какую-то совершенно идиотскую лотерею. Тогда он сказал: «Видишь, ты был прав! Они позвонили, я опять в обойме». Отдушиной для него стал «Золотой гусь». Правда, Толика мы иногда называли «мастер чужого анекдота». Кто-то рассказывал ему забавную историю, проходило полгода, и Толик повторял ее, выдавая за свою. Замечание: «Толян, это же я тебе рассказал!» его искренне удивляло. «Да ладно, перестань! Это я все пережил… » — утверждал. В образ входил моментально. Одним словом, АКТЕР…