24 января — ровно через год после гибели талантливого драматурга Анны Яблонской, ставшей жертвой теракта в московском аэропорту, — в Одессе состоялась премьера спектакля «Террористы» по ее пьесе
Взрыв, прогремевший год назад в московском аэропорту «Домодедово», оборвал жизнь одесситки Анны Яблонской — талантливой 29-летней поэтессы, драматурга, прозаика и публициста. Она летела из Одессы на церемонию подведения итогов престижного конкурса сценариев «Личное дело-2010», который был организован журналом «Искусство кино». Самолет приземлился за 27 минут до террористического акта, унесшего жизни 37 человек. Единственной погибшей нашей соотечественницей стала Анна. Она так и не узнала, что именно ее пьесу «Язычники» авторитетное жюри признало лучшей среди 500 работ.
Торжественную церемонию задержали — ждали, что Анна вот-вот появится. Однако ее уже не было в живых. Как будто злой рок толкнул Аню в зал, где террорист-смертник нажал кнопку на поясе, «заряженном» тротилом и металлическими элементами.
В Одессе у Яблонской остались родители, муж и маленькая дочь.
«В расцвете сил душевных я, но пусть не кончится на этом вся биография моя!» — так писала четырнадцатилетняя одесситка Аня Яблонская в стихотворении, вошедшем в ее первый авторский сборник. В середине 1990-х юная поэтесса стала лауреатом сразу нескольких престижных конкурсов. Позже Аня окончила Одесскую национальную юридическую академию. Однако девушку влекло к искусству. И когда в начале 2000-х она занялась драматургией, сразу обратила на себя внимание критиков. Ее пьесы ставили в России, Германии и Голландии (но, увы, не в Украине). Произведения Анны Яблонской удостоены трех престижных международных премий.
Люди, близко знавшие Анну, замечают, что у нее была очень сильно развита интуиция. Как утверждает муж Анны Артем Машутин, она предчувствовала скорую гибель.
— Ровно за две недели до трагедии в Москве Аня сказала мне: «Я точно знаю, что в этом году погибну… от взрыва», — вспоминает Артем. — Тогда, стремясь развеять грустные мысли, я возразил: «Какой взрыв? Все это ерунда». Она ничего не ответила, однако ее выдал взгляд — серьезный и очень сосредоточенный.
Свои чувства Аня держала в себе. Но когда они вырывались наружу, то мало не казалось никому. Вот только один эпизод. На дворе «оранжевая революция». Аня едет в маршрутке, одетая в оранжевую куртку. Не то чтобы нарочито — другой у нее просто не было. Среди пассажиров оказался активный пенсионер, который постоянно «наезжал» на Юлию Тимошенко. Аня предпочитала не встревать в «массовые политические дискуссии». Однако здесь, в замкнутом пространстве, этот дедок ее попросту достал — они чуть не вцепились друг в друга. Пассажиры маршрутки изгнали Аню с криками и улюлюканьем. Дома она смеялась сквозь слезы: «Вот, чуть с дедом не подралась». Она по жизни вообще-то боевая, отчаянная была.
«В силу моей профессии, душевной организации или какого-то еще дефекта личности я люблю свою Родину, — писала Анна. — Звучит это столь же глупо, сколь и пафосно. Тем более что понятие „родина“ и слово „люблю“ девальвировали полностью. Тем не менее я задаю себе этот вопрос: что я могу сделать, чтобы изменить ситуацию? Ответ — ни хрена я сделать не могу — напрашивается сам собой. Однако же это не так».
Сохранились записи Яблонской о театральном искусстве. На вопрос: «В театре работают либо служат в нем?» — драматург отвечала так: «Когда-то идея служения искусству действительно представлялась честной, светлой и благородной, но эти времена прошли. А словом „служение“ очень часто прикрывают такие вещи, что делается тошно. Мне кажется, что в наши дни тема „служения“ (не только театрального, любого) опошлена настолько, что даже стыдно об этом говорить. Да и почему, собственно говоря, все люди работают, а какая-то микроскопическая группа людей с творческими амбициями — „служат“? На мой взгляд, творчество никак не связано ни с религиозными обрядами, ни со службой в армии или в органах. Деятельность драматурга, режиссера, актера — это та же работа. Так что давайте делать нашу работу честно…»
В годовщину гибели молодого драматурга в Одессе состоялась премьера спектакля «Террористы» по пьесе Яблонской «Язычники» — это на ее основе Аня написала киносценарий, получивший первое место на конкурсе «Искусство кино». Премьерные показы спектакля проходят на сцене Одесского академического украинского музыкально-драматического театра имени В. Василько.
— Актуальность пьесы Анны Яблонской трудно переоценить, — сказал «ФАКТАМ» режиссер-постановщик и продюсер Сергей Проскурня. — Автор продолжает линию психологической драмы Чехова, Арбузова, Вампилова. Идея постановки родилась после успешного прочтения драмы на Неделе актуальной пьесы в Киеве. Впервые за долгие годы поставил спектакль на русском языке.
С разрешения Аниной мамы и ее мужа Артема свою версию спектакля я назвал «Террористы». Хотел подчеркнуть —
*Сейчас муж Анны Артем Машутин один воспитывает их четырехлетнюю дочь Машу (фото из семейного альбома)
Дочери Анны Маше всего четыре годика.
— Маша стремится быть самостоятельной, — говорит Артем Машутин. — Мы с дочуркой живем вдвоем, бабушки нам помогают. Первые месяцы после трагедии мы старались вообще не затрагивать тему смерти. Потом осторожно сказали: «Маша, мама умерла». Дочка молчала, только слезы выступили. Крепко меня обняла… Однажды услышала от нас: «Машенька, мама на небе». И теперь в минуты детских обид плачет: «Хочу на облако к маме!»