Події

«Да все Сумы знают, что в Ковпаковский райотдел лучше не попадать»

6:00 — 26 січня 2012 eye 1862

Правоохранители называют причиной смерти 32-летнего Алексея Ходакова в райотделе милиции его больное сердце и острый панкреатит. Родственники погибшего утверждают, что здорового мужчину убили оперативники

Последний раз медицинскую комиссию 32-летний Алексей, всю жизнь отличавшийся крепким здоровьем, проходил в 2000 году. Именно в тот трагический год на операционном столе умерла его мама — майор милиции, сотрудник кинологической службы, оставив сиротами двух братьев. Вот тогда старший Леша вынужден был обратиться к врачам и прошел все комиссии, чтобы опекунский совет разрешил ему стать опекуном младшего брата — 13-летнего Игоря. Все эти годы старший брат заменял младшему и отца, и мать.

Когда 17 января к Ходаковым пришел сотрудник милиции, оба брата были дома. Переговорив с Алексеем, оперативник попросил его проехать вместе с ним в райотдел. «Я скоро вернусь», — заводя машину, сказал Леша младшему брату. Это были его последние слова. Уже через два часа к Ковпаковскому райотделу милиции подъехала скорая помощь. Врачи констатировали смерть…

«Леша был такой крепкий и сильный, что с ним три человека не могли справиться»

 — Судмедэксперт написала в заключении о смерти: острая сердечная недостаточность и острый панкреатит. Мне сказали, что он плохо питался, поэтому и умер, — вытирая слезы, говорит вдова погибшего Алексея Валентина Ходакова, оставшаяся одна с двумя маленькими сыновьями. — Да разве ж мой Леша плохо питался? Он весил 100 килограммов, был под два метра ростом! Такой крепкий и сильный, что с ним три человека не могли справиться. Леша был абсолютно здоров. Мы еле нашли его медицинскую карточку. Последний раз он обращался к врачам 11 лет назад, когда после смерти матери забирал себе младшего брата. Тогда многие родственники хотели взять Игорька на воспитание. Но Леша сказал: «Я брата никому не отдам. Он будет жить с нами, в моей семье». И нянчился с ним все это время. Ходил на собрания в школу, защищал.

Леша всю жизнь трудился. Старался для семьи как мог. Сначала ездил на заработки в Москву, потом купил машину «Газель» и стал подрабатывать грузоперевозками. Достроил дом, ставил на ноги сыновей.

В комнату, где мы разговариваем, забегает маленький светловолосый мальчуган.

 — Только он один еще не знает, что случилось с папкой, — сквозь слезы прошептала Валентина. — Старшему, 10-летнему сыну, я уже все рассказала. А этому пока говорим, что папа в Москве. Только как ему все объясню, когда он подрастет?

— Это случилось 17 января, — дождавшись, пока уйдет сын, продолжила Валентина. — Я в тот день была на работе в парикмахерской. Муж оставался дома вместе с братом. Примерно в час дня в дверь позвонил сотрудник милиции. Он вызвал мужа на улицу поговорить. Через минуту Леша зашел в дом и сказал брату: «Там какое-то недоразумение на Первомайской (улица, где находится райотдел милиции. — Авт.). Я сейчас съезжу и вернусь». И все. Он выходил спокойно, сам. Его никто не тащил. Завел машину, посадил в нее милиционера. Зашел в райотдел, а через два часа оказался на том свете. Мне потом люди сказали, что в 14.30 возле милиции уже была «скорая», в 16 часов Лешу отвезли в морг. А мне сообщили об этом только вечером. Хотя в тот день я начала звонить ему примерно с двух часов дня. Набирала номер каждые 15 минут, но никто не брал трубку. Такого никогда раньше не было. Леша всегда или сразу отвечал, или перезванивал, когда освобождался. Я заволновалась, стала обзванивать друзей. Никто ничего не знал. А брат Игорь сначала не хотел меня волновать и не стал рассказывать, что Леша уехал в милицию.

В шесть часов вечера мне позвонил неизвестный мужчина, представившись, что он из милиции, и попросил срочно прийти на улицу Первомайскую. Уточнил, что это по поводу мужа. Я переспросила: «Что случилось? Он попал в аварию?» «Нет. Ваш муж просто умер», — ответил тот.

Не помню, что происходило со мной после этих слов… Сотрудницы вызвали мне «скорую» и перезвонили в райотдел милиции. Там подтвердили, что это правда.

* «Эти милиционеры дошли до полного беспредела, — говорит вдова Валентина Ходакова. — Мало того что погубили моего мужа, так еще говорят, что он был замешан в каком-то убийстве…» (фото автора)

 — В тот день в милицию поехала я, — вступает в разговор Елена, подруга Валентины Ходаковой. — Ко мне в дежурное отделение вышли милиционер и женщина-прокурор. «Где Алексей, что с ним?» — спросила я. «Его повезли в морг, на вскрытие». Я пыталась выяснить, что произошло, почему Леша оказался в райотделе. «Его вызвали в качестве свидетеля по поводу ДТП, — ответили милиционеры. — Он успел дать некоторые показания, потом ему стало плохо, он посинел и умер. Ему пытались оказать медицинскую помощь, но ничего не помогло».

Я была в шоке. А тут мне говорят: «У вас есть мужчины, чтобы отогнать домой машину?» Какую машину, куда отгонять, какие мужчины? Ничего тогда не понимала. А жаль. Потому что милиция в тот же вечер начала заметать следы.

Вечером мы написали заявление в службу внутренней безопасности, в прокуратуру.

 — Зря мы тогда не забрали машину из милиции домой, — говорит вдова погибшего. — Мне потом перезвонил наш кум и сказал, что, проезжая мимо райотдела, видел, как двое милиционеров копошились в Лешиной машине. Они даже завели ее и отогнали в ГАИ, на штрафплощадку. Но там, проверив по базам, машину не оставили. Она не была замечена ни в каких авариях или происшествиях. А потом оказалось, что милиция нашла в машине кусок ткани (обивку с дивана), связанный с каким-то преступлением. Но я точно знаю: ничего там не было. Игорь недавно мыл машину на мойке, не было там никакой обивки. Получается, за эти дни ее туда подкинули.

По телевизору показали, якобы Леша замешан в каком-то убийстве. Но ведь пригласили сначала его туда как свидетеля ДТП. Какое убийство? Да если бы он был виноват и на этой машине перевозил труп, разве бы он поехал на ней в милицию? Да еще оперативника вместе с собой повез? Дошли эти милиционеры до полнейшего беспредела. Убили моего мужа, и еще клеймо на детях хотят оставить. Зачем? Чтобы себя оправдать? Да у нас весь город знает, что в Ковпаковский райотдел, на четвертый этаж, где находятся оперативники, лучше не попадать. Скольких людей там избивали!

 — Теперь в милиции говорят, что Алексей пытался убежать через окно и, мол, поэтому ему пришлось надеть наручники, — рассказывает Елена. — Да Лешка такой невозмутимый и гордый человек! Он все пытался выяснять спокойно. На самом же деле его взяли, скрутили, избили, заставляя взять вину на себя. У них там все отработано, не первый раз такое происходит. И всегда выходят сухими из воды. Каждый там друг другу кум да сват. Все родственники.

 — Наверное, они узнали, что я обычный маленький человек, что мне мужа даже не на что будет хоронить, — горько усмехается Валентина. — И мне будет сложно добиться справедливого наказания. Но нас, таких маленьких, много. Мы будем собираться вместе. Этих нелюдей надо остановить…

«На фотографии, сделанной в морге, у Алексея лицо опухшее, шея разодрана, зубы в крови…»

Смерть 32-летнего сумчанина всколыхнула едва ли не весь город. Вот уже несколько дней, несмотря на морозы и пронизывающий ветер, возле Ковпаковского райотдела милиции собираются стихийные митинги. Возмущенные люди требуют от милиции прекратить беспредел и наказать виновных.

*Брат погибшего Игорь: «Когда мы остались сиротами, Алеша заменил мне родителей» (фото автора)

 — Мы ходили с друзьями в морг, ждали результатов вскрытия. Честно говоря, я не смог заставить себя посмотреть на мертвого друга, — говорит Александр Курило. — Товарищи сделали снимок погибшего Леши на мобильный. У него там все лицо опухшее, шея разодрана, зубы в крови, подбородок содран и тоже в крови. Я Леху знал девять лет. Поверьте, он бы не был моим кумом, если бы был плохим человеком. Он занимался спортом, увлекался боксом, отслужил в армии. На здоровье никогда не жаловался. Говорят, он умер от сердечного приступа. Почему тогда от сердечного приступа он дома не умер?

 — Я лично знаю, что такое попасть в милицию, — вступает в разговор Сергей, один из участников митинга возле райотдела. — Я сам туда попадал и знаю, что происходит за этими стенами. В кабинете находится шесть-семь человек, в конце рабочей смены закрывается дверь, опускаются жалюзи. Они включают музыку и пытают людей. Бьют током, надевают противогаз, подвешивают на двери. У кого сердце выдерживает, а у кого — и нет.

Во время митинга, узнав, что среди собравшихся есть корреспондент, ко мне подходили Лешины одноклассники, друзья, знакомые. И все они говорили об одном: у молодого мужчины никогда не было проблем со здоровьем. Никто также не верит и в то, что он мог быть замешан в преступлении.

 — Действительно, Алексея Ходакова вызвали в милицию в качестве свидетеля по ДТП. Это было сделано для того, чтобы он никуда не исчез и дал показания, — говорит начальник пресс-службы cумской областной милиции Эльвира Биганова. — Поступила оперативная информация о том, что человек, которого разыскивают как без вести пропавшего, на самом деле был жестоко убит. И что якобы обстоятельства этого убийства знает Ходаков. Алексей пришел в Ковпаковский райотдел милиции в 13.10. Во время беседы, когда ему объяснили, почему его пригласили, он разволновался. Затем начал подтверждать оперативную информацию, но при этом очень сильно нервничал. В это время сотрудники милиции были вынуждены надеть на него наручники.

Через некоторое время Ходакову стало плохо, он начал терять сознание. Немедленно вызвали скорую помощь. Пока ехали врачи, милиционеры сами пытались оказать первую медицинскую помощь, делали искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. К сожалению, мужчина умер еще до приезда врачей. Сразу же было назначено служебное расследование. На время его проведения трое оперативных сотрудников, которые проводили беседу с Алексеем, отстранены от выполнения служебных обязанностей.

Исполняющий обязанности начальника Сумской городской милиции Владимир Рапута сообщил журналистам следующее:

 — По заключению судебно-медицинского исследования причина смерти связана с болезнью мужчины. По данному факту проводится служебное расследование. В город прибыли сотрудники Министерства внутренних дел. Первоначально они предполагали, что со стороны сотрудников милиции было какое-то физическое воздействие. Но, начав проводить служебное расследование и побеседовав с судебно-медицинскими экспертами, они больше склоняются к тому, что насилия не было. Хотя пока рано об этом говорить. Без дополнительных исследований точку в этом деле поставить нельзя.

В связи со смертью 32-летнего сумчанина Алексея Ходакова Сумская городская прокуратура возбудила уголовное дело по факту превышения служебных полномочий, повлекших тяжкие последствия. Пресс-служба областной прокуратуры также сообщила, почему Алексея Ходакова вызывали в милицию. По ее данным, в начале февраля прошлого года в Сумах пропал 30-летний мужчина. Милиция подозревает, что он был убит неким гражданином Д. В связи с этим на днях следственное управление областной милиции возбудило уголовное дело по факту убийства. Алексея Ходакова приглашали в милицию по подозрению в том, что тело убитого перевозили на его машине. В то же время, как уточнили в пресс-службе прокуратуры, тело убитого до сих пор не найдено.

Над выяснением всех обстоятельств происшествия сейчас работает группа следователей прокуратуры. Расследование находится и на контроле в Управлении МВД. Тем временем вдова Алексея сообщила «ФАКТАМ», что на этой неделе киевские специалисты намерены провести независимую экспертизу обстоятельств смерти мужа.