В подмосковных Мытищах открылся первый в СНГ рынок экологических продуктов
В последнее время отделы экологически чистой еды в московских торговых центрах словно грибы растут. И вот в Подмосковье открылся первый в СНГ экобазар, где продают продукцию фермерских хозяйств со всего мира. Посмотреть, что есть на этом рынке и почем, корреспондент «ФАКТОВ» отправилась в воскресный день.
И чего здесь только нет! Таежные ягоды, сушеные грибы, высокогорный дикий мед, оленина и конина, деревенский творог и молоко
От одного только вида и названия деликатесов слюнки текут. Но главное здесь все-таки не вкус, а польза. В «итальянском» павильоне покупателям предлагают томаты в оливковом масле, высушенные в естественных условиях на солнце, крем-пасту из маслин, фруктовую
горчицу — к примеру, с инжиром, которую рекомендуют к сырам и мясу. А в «греческой» секции — огромный выбор оливок и оливкового масла. Практически на каждой витрине надпись: «Продукция без консервантов, красителей и ГМО».
Народу на рынке тьма-тьмущая, среди посетителей немало иностранцев, на родине которых экологически чистая еда давно уже в цене. В ресторанах Лондона, где я недавно побывала, посетителям часто, кроме основного, предлагают экоменю: фермерскую утку или индюшку, салаты из огородных овощей, варенье из садовых «райских» яблочек
Все эти блюда немного дороже остального ассортимента, но, по словам официанта, с которым я пообщалась, пользуются у гостей заведения большим спросом. Экоеду и эконапитки в Москве сегодня предлагают посетителям и международные сетевые отели. Например, выращенный на высокогорье китайский зеленый чай из первой весенней листвы.
На мытищинский рынок приезжают москвичи и жители Подмосковья, которым небезразлично свое здоровье. Прямо у входа здесь установлен чудо-автомат с фермерским молоком. Бросаешь монетки, и на твоих глазах обработанная паром
— Видишь, как все чистенько, — говорит молодая мама мальчугану лет шести.- Молоко ведь такой продукт: чуть что не так, сразу прокиснет.
В специальной нише автомата предусмотрены даже салфетки, чтобы протереть бутылку перед тем, как поместить ее в пакет. Литр молока в пересчете на украинские деньги стоит чуть дороже десяти гривен. Подобные автоматы я уже не раз видела в московских магазинах деликатесов. Когда попробовала это молоко, была в восторге. От пакетированного оно отличается примерно так же, как свежевыжатый сок от магазинного, восстановленного из фруктового концентрата.
У молочного автомата образовалась даже очередь из родителей с детворой. Малыши визжат от восторга, когда на их глазах происходит такое увлекательное «шоу». А взрослые далеко не все еще с такой электроникой на «ты», поэтому большинство покупателей все-таки приобретают молоко и молочные продукты у продавцов, стоящих за прилавками.
— Откуда ваш творог? — интересуюсь у девушки лет восемнадцати в белоснежном передничке и резиновых перчатках.
— Из Сергиево-Посадского района. У моих родителей свои коровы, целое хозяйство. Вся продукция свежайшая!
Приятно поражает, что творог на витрине за стеклом, а не просто на прилавке, как на большинстве колхозных рынков в Украине. То есть на продукт никто не дышит, не кашляет и не чихает. Несмотря на то что творог домашний, указана его жирность. Есть 9-процентной жирности, а бывает и 18-процентной.
— Мне, пожалуйста, полкило менее жирного, — просит женщина в роскошной шапке из чернобурой лисы. — Только не перепутайте, я на диете.
— У моей жены о-очень хорошая диета, — с сарказмом говорит стоящий рядом с дамой мужчина в кашемировом пальто. — Дайте ей еще, пожалуйста, «диетического» маслица граммов триста и пол-литра «диетической» сметаны
Женщина бросает на мужа взгляд, не предвещающий ему ничего хорошего, а я направляюсь к следующему павильону, где торгуют мясом северного оленя.
Любителей экзотического мяса среди посетителей рынка, судя по всему, немного, и продавщица, уловив заинтересованность ее товаром, окружает меня вниманием.
— Попробуйте кусочек карпаччо из оленины, — предлагает, протягивая шпажку с кусочком сыровяленого мяса. — Кстати, в мясе оленя холестерина намного меньше, нежели в свинине. Не случайно жители Крайнего Севера отличаются богатырским здоровьем.
Я пробую: вкус и запах очень специфические — как говорится, на любителя. А продавщица уже протягивает на шпажке кусочек колбаски из оленины.
— Оленину доставляем из Красноярского края, — говорит продавщица. — Из нее столько вкусных блюд можно приготовить: шашлыки, жаркое, супчики
— Шашлык из оленины такой нежный, что тает во рту! — говорит подошедший мужчина в дорогой дубленке. — Только нужно уметь приготовить. Лучший маринад — из коньяка с репчатым луком, зеленью петрушки и стручковым перцем. Выдерживать в нем мясо нужно не меньше десяти-двенадцати часов. А готовый шашлык великолепен с томатно-чесночным соусом, дополненным мелко нарезанной зеленью укропа, петрушки и зеленым лучком. И все это под водочку — просто фантастика! К слову, рецепт хорош и для шашлыка из традиционных видов мяса.
Мужчина просит взвесить килограмм оленины и еще покупает пару баночек тушенки из оленины и лося.
Я же направляюсь в соседний павильон, где предлагают мясо пернатой дичи — куропаток, фазанов, уток
Цена за килограмм — около трехсот гривен. Правда, выбор к моменту моего приезда уже невелик — самых красивых птичек еще с утра разобрали.
Однако большинство покупателей отдают предпочтение все-таки традиционному мясу — свинине, телятине, говядине, курятине и индюшатине. Агитируя купить свой продукт, продавцы объясняют, что кормят животных и птиц только всем натуральным, никакой химии не применяют.
Чуть дальше торгуют всевозможными соленьями. И везде, хоть и небольшие, но все же очереди — о том, чтобы торговаться, и речи быть не может. В этом смысле экобазар напоминает не традиционный рынок, а магазин с фиксированными ценами.
«Гибкие» цены здесь разве что у подмосковных бабушек, торгующих в уголке квашеной капусточкой и бочковыми огурчиками собственного приготовления, сушеной мятой и мелиссой, заготовленными с лета, «сушней» для компота, выращенными на собственном огороде чесноком и тыквой
— Почем ваша мята? — интересуюсь у одной из старушек.
— Пятьдесят рублей, — отвечает (на украинские деньги это примерно 13 гривен). — Если возьмете несколько пучков, немного уступлю.
Я покупаю у пенсионерки мяту, липовый цвет, ароматные листья черной смородины для чая, и она, счастливая, собирается на электричку.
А у ее «конкурентки» товара еще полным-полно.
— Вы продаете ЭКО? — интересуется подошедшая дама в черном полушубке из неизвестного зверя поверх розового спортивного костюма и в золотистых валенках-уггах.
— Конечно, ЭТО, а что же еще? — с недоумением отвечает крестьянка в пестром платочке, видимо, впервые услышав иностранное слово.
Но гламурной даме ответ явно не понравился, и она отправилась делать шопинг в торговые ряды с европейской продукцией.
К слову, в Москве бабушки с овощами и фруктами из собственных сада и огорода большая редкость. Лишь иногда их можно встретить у некоторых станций метро. Поэтому, чтобы купить обычное яблочко с червоточинкой и немодифицированный чеснок, приходится ехать на специальный базар.
Фото автора