Україна

«Мы увидели, что сопротивляться бесполезно, когда к горлу шкипера приставили нож»

6:00 — 29 січня 2012 eye 696

Украинское Дунайское пароходство — официальный национальный перевозчик Украины — заявило о том, что в последнее время на их флот регулярно совершаются пиратские нападения.

 — Особенно это касается судов, которые находятся на якорных стоянках без наблюдения экипажей, — сообщили «ФАКТАМ» в пресс-службе судоходной компании. — Наиболее опасен отрезок Дуная от 240-го до 350-го километра, где производится переформирование составов для прохождения рукавом Борча-Бала.

«Разбойники крадут не только зерно, металлолом, но и тросы, швартовые канаты, кабели электропитания»

 — Именно на 240-м километре на баржу из транспортируемого нами каравана напали румынские грабители, — рассказал «ФАКТАМ» капитан теплохода «Капитан Жидков» Владимир Гылка. — Тонны три кукурузы они точно «увели». У экипажа в порту Галац был похищен силовой кабель берегового питания длиной 100 метров. Орудуют грабители на обычных лодках. Чаще всего это происходит во внутренних водах Румынии. При этом разбойники «всеядны»: крадут не только зерно, металлолом, но и тросы, швартовые канаты, кабели электропитания…

По данным компании, 4 января 2012 года злоумышленники совершили нападение на баржу, которая следовала в составе каравана, ведомого теплоходом «Пермь». На судно проникли 15 человек. Они требовали спиртное, сигареты, деньги, топливо, устроили обыск помещений и грузовых отсеков. Шкиперу угрожали ножом, матроса намеревались выбросить за борт. Грабители на лодках унесли с собой две бухты троса по 100 метров и 150 метров старых маневровых тросов. К счастью, моряки не пострадали.

 — Дунайские пираты перенимают опыт у своих сомалийских коллег, — рассказывает «ФАКТАМ» матрос-моторист Андрей. — Правда, в плен они пока никого не берут. То ли боятся, то ли считают, что с нас и взять-то особо нечего… Нападавшие были одеты, как бомжи, зато с оружием и на скоростных лодках. Поначалу на судне прозвучала команда: «К обороне!», но практически сразу последовал отбой. Мы увидели, что сопротивляться бесполезно. Тем более что к горлу одного из членов команды сразу же приставили нож…

Захваченных моряков пираты обыскали, отобрали деньги и личные вещи. На барже ничего ценного не нашли, поэтому стащили трос.

7 января грабители предприняли очередную попытку хищения груза с баржи в районе Смедерово (Сербия), однако этот «налет» успехом не увенчался. Как информировал «ФАКТЫ» штурман теплохода «Капитан Бабкин», моряки дали достойный отпор ночным грабителям, и те на лодке ретировались ни с чем.

 — Участившиеся случаи нападения на наши суда вызывают серьезную обеспокоенность, — комментирует заместитель председателя правления акционерной компании «Украинское Дунайское пароходство» Юрий Мицкевич. — Ведь этот флот — собственность Украины. Потому вторжение иностранных граждан на борт является нарушением территориальной целостности и представляет угрозу интересам государства.

Бандитские действия местного населения и практически полное попустительство со стороны румынских властей привели к тому, что возникла угроза здоровью и жизни членов экипажей судов. Пароходство несет большие финансовые потери, связанные с кражей судового имущества, личных вещей моряков. Злоумышленники откачивают с судов или буксиров-толкачей горючее и вырезают электропроводку из цветных металлов. Кроме того, пиратство наносит урон деловому имиджу компании. Ввиду того, что получателю доставляется груз не в полном объеме, к нам предъявляются коммерческие претензии и штрафные санкции.

О случаях нападения пиратов проинформирован исполняющий обязанности посла Украины в Румынии Виорел Котик. Кроме того, направлено письмо руководству Измаильского городского отдела управления СБУ с просьбой оказать содействие в разрешении сложившейся ситуации. Ведь Дунай — основная водная артерия и транспортный коридор для всей Европы — должен использоваться исключительно для международного и, главное, безопасного судоходства.

«Грабители действовали на виду у всех, в 25 километрах от крупного румынского порта»

«ФАКТЫ» и ранее писали о случаях пиратства на Дунае. Характерно, что иностранные судовладельцы зачастую не сообщают в полицию о подобных разбойных атаках, опасаясь, что сами полицейские так или иначе связаны со злоумышленниками.

Напомним, 23 сентября 2010 года было совершено нападение на караван теплохода «Звездный», следовавший в Констанцу с тремя секциями металла и двумя — зерна. Судно стало в аванпорте шлюза Аджиджа (Румыния), ожидая разрешения зайти в шлюз. В это время к теплоходу на легковых автомобилях подъехали люди и начали вручную выгружать металлолом из секции, грузить его в машины и складировать на берегу. Попытки капитана остановить нападавших не увенчались успехом. Лишь после того как ему удалось отвести корму от берега, злоумышленники стали покидать теплоход.

 — Тем не менее грабители тогда погрузили и увезли около 15 тонн металлолома, — говорит капитан «Звездного» Мингарей Заркизянов. — Причем действовали они на виду у всех, в 25 километрах от крупного румынского порта. Убежден: это была заранее спланированная акция. Пираты бросали в моряков куски металла, не давали нам отвести судно от берега. В конце концов они все же ретировались, бросив на берегу две тонны груза, который экипаж вернул на «Звездный».

Спустя время местные пираты попытались похитить силовой кабель с теплохода «Капитан Антипов», стоявшего на рейде румынского порта Галац. В 2011 году нападения на флот украинского пароходства стали регулярными.

 — Несмотря на это, официальные представители румынской стороны информируют о принятии мер реагирования к виновным, — подчеркивают в пресс-службе Украинского Дунайского пароходства. — Вот и в недавнем сообщении пресс-службы Посольства Румынии в Украине сказано: «Румыния намерена расследовать нападения на суда компании Украинское Дунайское пароходство на румынском участке реки Дунай». Здесь же отмечается, что в деле о хищении почти двух тонн металлолома с каравана барж теплохода «Звездный» (флаг Украины) подозреваемые были выявлены, 8 марта 2011 года дело передано в прокуратуру при суде Констанцы (Румыния) с предложением передать его в суд. Остальные случаи находятся на стадии следствия и решения компетентными органами.

В пароходстве отмечают, что география пиратских вылазок расширяется. Если раньше подобное грабители позволяли себе в основном на румынской территории (либо в территориальных водах), то сейчас небезопасными считаются и сербские порты. Недавно стало известно о первых фактах нападения и в украинской части Дуная. Почерк тот же: быстроходные легкие катера и вооруженные (пока только ножами и топорами) группы по 10-15 человек. Не гнушаются даже воровством металлолома и якорных цепей. Ущерб вроде бы невелик, но без якоря неуправляемая баржа превращается в многотонную металлическую болванку…