Культура та мистецтво

9-летний акробат Богдан Гайдаржи: «Мне очень нравятся кульбиты на движущемся по манежу мотоцикле»

8:30 — 31 січня 2012 eye 2722

В новой программе Национального цирка Украины, премьера которой состоялась на прошлой неделе, участвуют артисты всемирно знаменитого Большого московского цирка

 — Впервые за много лет к нам приехал Большой московский цирк, известный во всем мире, — заявил на предпремьерном показе новой программы директор Национального цирка Украины заслуженный артист Украины и СССР знаменитый укротитель львов и тигров Владимир Шевченко. — Несколько номеров, которые привезли московские артисты, очень редкие. Один из них — «Дрессированые гепарды».

 — Дело в том, что эти животные неимоверно дороги: один гепард стоит 30 тысяч долларов — как четыре тигра, — пояснил руководитель программы 28-летний дрессировщик Вячеслав Курков. — Поэтому коллеги не заводят таких кошек. А у нас целых две группы гепардов. В той, которую мы привезли в Киев, четыре особи. Они ласковые, трутся о мои ноги, урчат, лижут руки. Я могу стать к ним спиной, не боясь, что нападут сзади. Если честно, не воспринимаю их как опасных хищников, хотя они и весят по шестьдесят килограммов. Кстати, чтобы поддерживать в питомцах на определенном уровне инстинкты хищников, периодически даем им живых кур и кроликов. Обычно же кормим постной говядиной (три килограмма в сутки), включаем в рацион и кости. Причем обязательно распиливаем их, а не рубим — острые края могут смертельно ранить пищевод, желудок. Ради очистки организма один день в неделю делаем разгрузочным — даем только яйца и молоко. Гепарды, которых увидит киевская публика, привыкли к людям с детства — родились и выросли в питомнике в Африке. Недавно мы купили еще шесть гепардов, которые отловлены в дикой природе. Они гораздо более агрессивны. Одна из самок этой группы оказалась беременной, и через месяц нам предстоит принимать роды.

«Кенгуру то и дело норовит укусить моего партнера за шевелюру»

 — Кроме гепардов, я привез кенгуру, — говорит руководитель программы «Гастроли Большого московского цирка» дрессировщик Вячеслав Курков. — Вообще-то, кенгуру по интеллекту находятся примерно на том же уровне, что и кролики. Поэтому в цирках по всему миру с живыми символами Австралии делают один и тот же номер — бокс. Животное заводят в бутафорский ринг, и дрессировщик начинает бутузить питомца. Тому не остается ничего другого, как давать сдачи. Мне попался сообразительный кенгуру. Он понимает команды, послушен. Так что я подготовил с ним номер, не имеющий аналогов. Мы включили его в программу киевских гастролей. Вы его сейчас увидите.

*Зрителям особенно нравится номер, в котором кенгуру выступает в роли драчливой танцовщицы

Вячеслав в костюме средневекового принца вышел на манеж под руку с танцовщицей в балетной пачке. А его ассистент Михаил Рамзин — с кенгуру в короткой розовой юбке. Обе пары начали танцевать. При этом у ассистента с кенгуру все шло вкривь и вкось. Питомец то и дело норовил хватануть партнера зубами за шевелюру или врезать мощной лапой.

 — У кенгуру всего два передних зуба, но укусить он может больно, — объяснил после представления Вячеслав Курков. — В еде неприхотлив, любит капусту, морковку, сено, мюсли. Стоит такое животное пять тысяч евро.

Вячеслав рассказал, что и он и его жена Дарья Костюк выросли в цирковых семьях. Мама Вячеслава Наталья Херц — воздушная гимнастка, до сих пор выступает. Ее номер включен в программу киевских гастролей. Жена, работающая режиссером Большого московского цирка, 2 января родила сына.

В новой программе есть несколько номеров украинских артистов. Самый, пожалуй, впечатляющий — акробатические трюки, которые исполняет на движущемся мотоцикле девятилетний киевлянин Богдан Гайдаржи.

 — Мне это очень нравится, — заявил нам мальчуган. Мы беседовали с ним в гримерке. Богдан сидел на полу на тапках руководителя номера Владимира Кускова, греясь возле обогревателя. — Не боюсь высоты, прыжков, выполняю их с удовольствием. А еще приятно, когда зал аплодирует нам. После школы я иду на репетиции в цирк, уроки делаю вечером. Я не из цирковой семьи, но мама записала меня в студию. Там я познакомился с Владимиром Николаевичем Кусковым, руководителем номера, в котором сейчас участвую. Он называется «Икарийские игры». Полгода мы напряженно репетировали, и уже шесть месяцев я выступаю.

*Богдан Гайдаржи в свои девять лет зарабатывает деньги для семьи

 — Богдан работает не за конфеты, а за зарплату, которую получает его мама, — вступает в разговор участница номера Ирина Кускова. — Сегодня мальчика привела в цирк его бабушка Домникия Демьяновна. А на гастролях в Эстонии, куда ездили в прошлом году, мы с мужем заменяли Богданчику родителей. Он жил с нами в номере гостиницы. Мы и уроки с ним делали — взяли с собой учебники. Для номера нужен еще один человек — мальчик или взрослый маленького роста. Тогда получится классический вариант «Икарийских игр». С этим номером мы выступаем уже много лет, за прошедшие годы выросли двое ребят, участвовавших в представлении.

 — Я отношусь к Богдану, как к полноправному партнеру и сыну, — говорит Владимир Кусков. — Мотоциклы, на которых мы выступаем, собрали на заводе в Киеве. Но все равно многое пришлось доделывать, чтобы придать необходимый для цирка лоск. Только по манежу мои мотоциклы проехали уже по тысяче километров. Кстати, моей жене Ирине в свое время пришлось закончить автошколу, чтобы участвовать в номере.

Воздушные гимнасты братья Александр и Олег Мещановы и их партнер по номеру Владислав Авдеев выполняют головокружительные трюки под самым куполом цирка без страховки. Они, как саперы, права на ошибку не имеют.

«В Бразилии мне приходилось выступать без страховки на высоте 50 метров в 40-градусную жару»

 — В Киевском цирке высота купола 23 метра, а нашему отцу и руководителю номера Алексею Мещанову приходилось работать под 50-метровым куполом, — говорит 45-летний Александр Мещанов.

 — Это было в Бразилии, в гигантском Дворце спорта «Мараканазиньо», вмещающем 45 тысяч зрителей, — вспоминает заслуженный артист России Алексей Мещанов. — Зал был полон. У местных жителей существует традиция: если им нравится номер, они поджигают программки. Куда только бразильская пожарная охрана смотрит! Представьте: зной неимоверный — градусов сорок, высокая влажность. Мы с партнером без страховки работаем на 50-метровой высоте, а внизу «поддают жару» тысячи горящих книжечек. Мы сознание не потеряли, отработали номер. Но на следующих представлениях организаторы специально просили публику не зажигать программки во время нашего выступления. Кстати рядом находится самый большой в мире стадион «Маракана» (прежде он вмещал 200 тысяч зрителей, после реконструкции — 106 тысяч. — Авт). Случалось, что в то время, когда во Дворце спорта показывали представление, на стадионе проходил футбольный матч. После забитых мячей рев десятков тысяч глоток был до того мощным, что заглушал музыкальное сопровождение, под которое выступали артисты!

*Трио воздушных гимнастов работает на большой высоте без страховки. На снимке: Владислав Авдеев (на самом верху), братья Олег и Александр Мещановы

Наш номер и аппарат для него мы с партнером Виктором Волковым придумали, когда в 1970-е годы проходили срочную службу в армии. Оба закончили цирковые училища, и нас взяли в концертный коллектив при знаменитой Кантемировской дивизии, дислоцирующейся под Москвой. Тогда туда впервые попали цирковые артисты — 12 человек. Мы создали полуторачасовой спектакль. Один из номеров был наш с Виктором. Потом мы еще 22 года выступали вместе.

 — Отец работал воздушным гимнастом до 54 лет, — добавляет Александр. — А сейчас его заменил 23-летний Володя Авдеев. Он прежде занимался спортивной гимнастикой. Раньше во время исполнения номера нашей гимнастической системой управляла мама. Год назад ее не стало, и теперь этот участок взял на себя отец.

 — Работа опасная, поэтому мы почти не употребляем алкоголь, стараемся избегать конфликтных ситуаций, высыпаться, — говорит младший брат Александра 32-летний Олег. — Но у всех семьи, дети, так что иногда приходится и понервничать.

— Чем-либо обрабатываете руки для надежности хвата?

 — Особым веществом — магнезией. Гимнасты, штангисты имеют возможность намазываться ею перед каждым подходом к снаряду, а мы раз перед выходом на арену обработали и должны продержаться на этом все шесть минут, пока длится номер. После нескольких трюков магнезия почти полностью стирается. Так что приходится прилагать больше усилий, чтобы удержаться.

 — В прошлом году мы выиграли в Москве десятый международный фестиваль циркового искусства «Серебряный слон», — рассказывает Александр. — В жюри входили представители фестивалей в Монте-Карло, в Будапеште, парижского кабаре «Мулен Руж». Они сказали, что у нас появился реальный шанс принять участие в самом престижном в мире фестивале в Монте-Карло. О такой чести мечтают все артисты цирка.

*В этом номере обязательно должен участвовать мальчик или взрослый человек низкого роста. Поэтому пригласили Богдана

Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»