Четверть века назад ушел из жизни народный артист СССР, знаменитый Огурцов из «Карнавальной ночи»
Творческая жизнь Игоря Ильинского прошла в театре, но зритель знает его прежде всего благодаря кино. Правда, большинство фильмов с участием Ильинского ( «Аэлита», «Закройщик из Торжка», «Праздник святого Йоргена», «Процесс о трех миллионах», «Волга-Волга») сегодня не более чем легенда — широкая публика их давно не смотрит. За исключением разве что двух картин, снятых Эльдаром Рязановым — «Гусарская баллада» и «Карнавальная ночь». По иронии судьбы Игорь Владимирович умер в тот день, когда по телевизору показывали фильм Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». Об Игоре Ильинском рассказывает актер Малого театра Александр Потапов.
*Александр Потапов часто играл с Игорем Ильинским в одних театральных постановках
— Вам он ничего такого не сказал?
— Наоборот! Я сильно заикался, но Ильинский даже не обратил на это внимание. Кто-то сказал: «Ну куда ему в артисты, он же заикается?!» Игорь Владимирович ответил просто: «Ну и пусть». Он был не только талантливый, но и очень добрый человек.
— Игорь Владимирович был учеником самого Всеволода Мейерхольда?
— Мне всегда хотелось узнать об этом периоде его жизни побольше, я несколько раз пытался спрашивать, но Игорь Владимирович всегда отвечал одно и то же: «Спроси у кого-нибудь другого. Слухи ходят разные, я относился к Мейерхольду хорошо». А известный театральный режиссер Леонид Варпаховский, у которого я тоже спрашивал о Мейерхольде, рассказал жуткий случай: «После моего ареста первое, что показал следователь, был донос на меня, написанный Мейерхольдом». Возможно, Ильинский тоже что-то такое знал. Между нами говоря, Всеволод Мейерхольд не был подарком.
— Хотя у них тоже были творческие недоразумения?
— По слухам, именно из-за одного такого недоразумения Игорь Владимирович, который отличался умением говорить правду в любых обстоятельствах, ушел от Мейерхольда. Всеволод Эмильевич возобновлял спектакль «Клоп», где Ильинский играл Присыпкина. В одной из сцен Мейерхольд предложил ему залезть на стол, пройти по нему, давя тарелки, а потом грохнуть икону об пол и вытереть об нее ноги — такой вот творческий поиск у режиссера был. На что Игорь Владимирович ответил: «Я не знаю, какого вы вероисповедания, но этого я делать не буду никогда!» И прибавил несколько бранных слов. После чего спрыгнул со стола и больше эту роль не играл.
— Известно, что Игорь Владимирович был человеком верующим.
— Вся его гримерная в театре была уставлена иконами, и каждый раз перед выходом на сцену он молился. Я знаю, что Ильинский был сыном кантониста — еврея, который служил в армии (был военным врачом). Поэтому, несмотря на происхождение, крещен Ильинский был в православной вере. Общаясь с людьми, ориентировался прежде всего на веру. Если вы православный человек, то были ему близки. И хотя национальность у него другая, он был и остается великим русским актером.
— Чему вас учил Игорь Владимирович?
— Несмотря на совместную работу с Мейерхольдом, который искал новые театральные формы, Ильинский с большим уважением относился к учению Станиславского. Нам, своим студентам, сразу сказал: «Ребята, у актера есть две возможности сыграть свою роль: удивить или попробовать быть. Наша цель — быть».
*Игорь Владимирович был не только талантливым, но и очень добрым человеком
Я вам скажу больше. Мне довелось многое видеть, тем не менее в жизни было только два театральных потрясения. Это Смоктуновский в роли князя Мышкина в «Идиоте» и Ильинский в роли Льва Толстого в спектакле по пьесе Иона Друцэ «Возвращение на круги своя». Игорь Владимирович там был уже совсем стареньким — он спотыкался, поскольку плохо видел, все время задирал голову. Но в какой-то момент, наблюдая за ним, я замер и забыл обо всем. Вдруг показалось, что все увиденное — никакой не спектакль, это происходит на самом деле. Даже страшно стало! Опомнился я, только когда Ильинский закончил читать свой монолог. Как он это делал? Да просто жил своей ролью.
— Вы играли с ним в одних спектаклях?
— Было несколько производственных пьес, где он играл, например, бригадира Сабира. До сих пор не пойму, что мы с ним там играли, поскольку драматургия была, мягко говоря, слабенькой. В «Ревизоре», который ставил Игорь Владимирович, я играл полового в трактире. Ильинский ничего не придумывал, а пытался сделать так, как это было в реальной жизни. В то время Игорь Владимирович уже плохо видел, но у него был потрясающий слух. Все свои режиссерские советы и замечания, которые он — уникальный случай! — делал на слух, были очень четкими и точными.
К сожалению, на его примере я увидел иллюстрацию к знаменитым строкам «если бы молодость знала, если бы старость могла». У Ильинского была масса идей и планов, но не хватало здоровья, чтобы все это осуществить. Но то, что он оставил след в искусстве, сомнению не подлежит. Ценность таких людей особенно становится понятна сейчас, ведь под массой поп-искусства русский театр скоро совсем погибнет. В свое время Игорь Владимирович с подобным изобретательством боролся.
— А что именно не нравилось Игорю Владимировичу?
— Помню, Борис Равенских поставил «Русские люди» Константина Симонова. Спектакль о войне был очень смелым и новым: актеры во время действия падали, стреляли, ползали. Я на правах члена худсовета спросил Ильинского: «Ну что, Игорь Владимирович, как вам спектакль?» И он ответил: «Знаете, я видел все — войну, трупы, оторванную ногу в сапоге, это очень страшно! Но таких половых мизансцен и понятия о войне, как здесь, я не видел и видеть не хочу».
— Вне работы вы с ним встречались?
— Я бывал у него на даче во Внуково. Игорю Владимировичу очень не повезло — неподалеку построили новую взлетно-посадочную полосу, и жизнь на природе стала невыносимой. А он так любил эту дачу, там была похоронена его первая жена, которую он обожал. Ильинский вообще был домашним человеком, предпочитал семейные ценности всем другим.
Мы с ним устраивали теннисные турниры, он очень хорошо играл. Игорь Владимирович был спортивным, закаленным человеком, в любую погоду спал на балконе в старом спальном мешке. Но здоровье все равно как-то слишком быстро уходило, великий актер дряхлел и вскоре умер.
— Какие-то недостатки у Игоря Владимировича были?
— Он, мягко говоря, очень экономный. В театре Ильинский зарабатывал больше, чем все остальные, на 50 рублей. Это считалось правильным: он ведь особенный. О его прижимистости ходили анекдоты.
Один такой случай произошел у меня на глазах — во время гастролей в Питере, куда Ильинский приехал вместе с женой, актрисой нашего театра Еремеевой. Причем на машине. У него был «ЗИМ», никто в театре тогда о таком роскошном авто и не мечтал. Игорь Владимирович еще неплохо видел и водил сам. Жили мы в гостинице «Октябрьская», около которой «ЗИМ» и заглох, когда Ильинский сдавал назад. Игорь Владимирович вышел и, совершенно беспомощный, начал ходить вокруг этого чуда техники — во «внутренностях» машины он ничего не понимал. Подошел наш театральный водитель и предложил: «Давайте 300 рублей, я вам ее отремонтирую, а иначе вы в Питере останетесь».
— По тем временам большие деньги.
— Очень большие. Но делать было нечего, поэтому актер вытащил из кошелька деньги и отдал шоферу. Тот взял палочку, выковырял из выхлопной трубы земляную пробку, завел машину и сказал: «Пожалуйста!» Надо было видеть лицо Игоря Владимировича! Но он, будучи все-таки великим артистом, сумел сделать хорошую мину при плохой игре: «проглотил эту пилюлю» и от злости на месте не лопнул. Только еще раз с жалостью взглянул на деньги и сказал всем, кто при этой сцене присутствовал и буквально давился от смеха: «Кстати, ничего смешного тут нет!»