Події

«Расстреляв Пашу, пьяный бандит поджег машину, палил из ружья в воздух. Это видели многие. Не видела только милиция…»

10:30 — 4 лютого 2012 eye 3198

В Закарпатье объявленный в розыск преступник «просто так» убил человека, после чего из-за полной бездеятельности милиции скрылся

Безнаказанность, как известно, порождает вседозволенность. Эта прописная истина нашла свое кровавое подтверждение в поселке Великий Березный на Закарпатье. Криминальный авторитет целый год находился в официальном розыске, при этом совершенно не скрываясь, жил у себя дома, занимался бизнесом, дебоширил и избивал людей. А милиция не то что не задерживала его, но даже выдала разрешение на охотничье и травматическое оружие. В конце концов преступник со своими дружками расстрелял ни в чем не повинного человека, после чего безнаказанно дебоширил около пяти часов и спокойно скрылся. Никто и не пытался его задерживать.

В результате жестокого убийства сиротой остался восьмимесячный ребенок, вдовой — 23-летняя женщина на пятом месяце беременности…

«Копча переправляет нелегальных мигрантов в Западную Европу, имеет деньги, и это многое объясняет»

Преступление, своей жестокостью и бессмысленностью всколыхнувшее весь район, произошло на праздник Святого Николая, 19 декабря. Предшествовала ему обычная стычка двух подростков на дискотеке «Форсаж» — 17-летний Юра Копча (который сейчас вместе с отцом объявлен в розыск) напал на своего одноклассника Юру Лешко. Ничем серьезным ссора не закончилась, однако вечером конфликт получил продолжение.

 — В центре Великого Березного есть автомобильная стоянка — своеобразное место тусовки, — рассказывает очевидец и один из потерпевших Василий Симочко. — В тот вечер среди других там был и 30-летний Паша Опаленик. Хата его жены примыкает к стоянке, поэтому человек стоял и спокойно разговаривал со своим родственником. Напротив стоянки расположен мой бар. В десять вечера я закрыл его, вышел на улицу и видел все своими глазами. По улице ехала «Нива» с Юрой Копчей. Дискотека «Форсаж» принадлежит его отцу. Это злачное место, подростки говорят, что там без проблем можно достать наркотики. Однако молодежь туда тянулась, поскольку других развлечений в поселке нет. Юра Копча постоянно тусуется на дискотеке. Он мажор местного масштаба — ходил всегда с компанией и несколькими охранниками, которые носили с собой ножи. Хотя никто им не угрожал. Младший Копча с дружками регулярно избивал парней — просто так, чтобы подчеркнуть свой бандитский имидж. За прошлый год они без какой-либо причины избили несколько десятков человек, однако милиция на это не обращала внимания.

В тот вечер молодой Копча, как обычно, разъезжал с охранниками на «Ниве» и искал приключений. Увидев на стоянке Юру Лешко (это двоюродный брат моей жены), он остановился, выскочил из машины и снова напал на него. Но неожиданно получил отпор. Два охранника тоже выскочили из машины, чтобы добить парня, но я схватил одного за руки, другого заблокировал мой родственник Игорь Мешко. Подростки уже прекратили драться, да там и драки как таковой не было — сцепились, упали, встали, и все.

На этом конфликт мог быть исчерпан, но младший Копча позвонил отцу в ресторан (который находится рядом), и тот через две минуты вместе с компанией был на стоянке. «Кто трогал моего сына?» — первый вопрос. Я вышел вперед и сказал: «Володя, никто твоего сына не трогал. Парни немного повздорили — нет ни синяков, ни ссадин, так что успокойся». Однако Володя не успокоился. Он считает себя «крестным отцом» района и всячески пытается поддерживать этот имидж. Сам факт, что кто-то посмел прекословить его сыну, уже делал людей виновными. Старший Копча медленно обошел всех, кто был на стоянке, заглянул в глаза и процедил сквозь зубы: «Ага, и ты здесь! Я вас постреляю, а машины сожгу!» После чего ушел с дружками в ресторан. Кто такой Копча-старший, в Березном знают все. Он неоднократно дебоширил, напивался, кричал: «Я здесь король!», избивал людей, причем демонстративно, на публику. И все сходило ему с рук — милиция на подобные бесчинства закрывала глаза. Копча переправляет нелегальных мигрантов в Западную Европу, имеет деньги, и это многое объясняет…

Вскоре после стычки двух подростков люди начали расходиться по домам, а Копча-старший стал готовиться к «боевым действиям». Сначала он пьянствовал с дружками у себя в ресторане, параллельно складывая у входа пластиковые бутылки с бензином. Это видели жители соседних пятиэтажек, поскольку пьяная оргия мешала им спать. Затем начались «развлечения», которые возможны лишь в глухой провинции, где милиция функционирует чисто номинально. Первым объектом нападения стал Иван Опаленик (однофамилец убитого позже Павла Опаленика), тренер по тяжелой атлетике, который в свое время тренировал младшего Копчу. Вина этого человека состояла в том, что он также находился на стоянке, хотя никакого участия в ссоре молодых людей не принимал.

«Беркут» из Ужгорода приехал лишь в обед, когда убийцы в Березном уже не было»

 — В полдвенадцатого ночи я пошел на стоянку за своими «Жигулями», — рассказывает Иван Опаленик. — Только начал отъезжать, как дорогу мне преградила «Нива». Оттуда вышел младший Копча с двумя парнями, а от ресторана в мою сторону начали бежать еще около десятка его друзей с битами и палками. Зная, на что способна эта компания, я выскочил из машины и побежал к пятиэтажке. За мной погнались с криками: «Окружай его!», однако я успел забежать в подъезд и закрылся в квартире знакомого. Потом за всем наблюдал из балкона. Из ресторана вышел старший Копча и вместе с другими начал бить мою машину битами. Они выбили стекла, искорежили крышу, капот, багажник и дверцы, порезали ножами колеса — полностью разбили машину. Хотя к стычке его сына я не имел никакого отношения. Более того, когда-то учил Юру в школе — вел уроки физкультуры и проводил тренировки по тяжелой атлетике. Теперь он «в благодарность» вместе с дружками и отцом напал на меня просто так — потому что это им в кайф. В милицию я даже не звонил, так как знал — на тот беспредел, что творит Копча, там никогда не реагируют…

Между тем для дебоширов это была лишь разминка. «Героям» хотелось дальнейших развлечений, и тут им на глаза попал Павел Опаленик, развозивший на «Жигулях» своих знакомых по домам.

 — Мы с Денисом Гридиным закрыли сауну после последних посетителей, а затем Паша повез нас по домам, — рассказывает Иван Рогач. — Было уже около полвторого ночи. Сначала отвезли Дениса, высадили его у дома. Паша развернул машину, отъехал метров пятнадцать, и тут прямо на нас вылетел «Мерседес». Вдруг с переднего пассажирского сиденья выскочил старший Копча и через лобовое стекло выстрелил в Пашу из охотничьего ружья. Сразу за ним выстрелил и водитель «Мерседеса». Паша упал на пассажирское сиденье. Я сидел сзади и, поняв, что происходит, выскочил из машины и побежал. Слышал, как вслед мне кричали: «Стреляй в него!» — и раздалось два-три выстрела. Но в меня не попали. Я отбежал на безопасное расстояние и спрятался в темноте. Слышал еще около десяти выстрелов — это добивали Пашу. Потом Копча с приятелями почти полностью разбили битами Пашины «Жигули», сели в свой «Мерседес» и уехали. Все продолжалось минут пять-семь.

Денис тоже видел эту картину из своего двора, однако не решился выйти, потому что знал — его тоже подстрелят. Когда мы вернулись, Паша лежал метрах в тридцати от машины. После нападения пытался бежать, но запутался в ограде, упал, раненый, и его добили выстрелами из ружей. Он был живой, стонал: «Помогите!..» Мы с Денисом вызвали «скорую» и милицию. «Скорая» приехала первой, через пятнадцать минут.

Очевидцы преступления позвонили также родственникам и знакомым раненого.

 — Я уже спал, ведь было полвторого ночи, — вспоминает свидетель трагедии Василий Симочко. — Но когда услышал, что случилось, сразу поехал в больницу. Больница находится рядом с моим домом, поэтому приехал туда еще перед «скорой». Пашу привезли при мне, я помогал заносить носилки. Он был окровавленный (живот, ноги, в голове дробинки), но живой и полностью при памяти. Ничто не предвещало, что он может умереть. Медсестры при мне спросили, кто в него стрелял, и Паша ответил: «Владимир Копча». Я поехал за хирургом, мы вернулись через полчаса. Пашу уже допрашивали милиционеры, которых вызвали врачи. Он снова повторил, кто стрелял. После чего его отвезли в операционную… А дальше начало твориться что-то совсем непонятное. Хотя, как для Великого Березного — вполне закономерное.

Врачи, увидев, что раны у Паши серьезные, вызвали из Ужгорода реанимобиль с бригадой. Это сорок километров, машина едет минут сорок пять. Хирурги начали спасать раненого, а милиция, зная, кто стрелял, не сделала ровным счетом ничего, чтобы задержать Копчу и предотвратить дальнейшие преступления. После расстрела Паши он с дружками дебоширил в поселке еще около пяти часов. Пока я был в больнице, позвонила жена и сказала, что горит наша «Дачия». У нас ночевал Юра Лешко (после стычки с Копчей-младшим он попросился остаться на ночь). Как только мне позвонили и я поехал в больницу, он вместе с моей женой просидел у окна и видел, как младший Копча зашел во двор, облил «Дачию» бензином, поджег ее и ушел.

После всего этого пьяный Копча с сыном и дружками ездил по Березному, приставал к прохожим, стрелял из ружья в воздух — это слышали и видели многие люди, которым дебоширы мешали спать. Не видела только милиция. В семь утра Копча-старший с ружьем через плечо зашел на автозаправку за сигаретами. К тому времени Паша уже умер на операционном столе. А убийцу так никто и не искал.

«Беркут» из Ужгорода приехал лишь в обед, когда Копчи в Березном уже не было. Он и дальше гулял с дружками в селах — Домашине, Лютой. Однако, как только «Беркут» приезжал туда, Копчи уже не было, он успевал бежать буквально за несколько минут, будто его кто-то предупреждал…

«Объявленный в розыск криминальный авторитет, скупив с потрохами всю милицию, свободно бесчинствует в районе»

Как установили эксперты, в Павла Опаленика стреляли несколько раз, причем из разного оружия. У него были ранены ноги, живот и голова, разорвана печень. Одна из дробинок зацепила аорту, что и стало причиной смерти. 30-летнего мужчину похоронили на следующий день.

 — Паша тогда не хотел выходить из дома, ведь воскресенье у нас семейный день, — рассказывает 23-летняя вдова погибшего Жанна (на фото). — Однако надо было развезти по домам друзей… Мне позвонили среди ночи и сказали, что муж ранен, но ничего страшного, утром его привезут. А утром он умер… Паша был набожным человеком — каждое воскресенье ходил в церковь, постоянно общался с монахами. С Копчей вообще никаких отношений не имел, просто знал, как он выглядит. Ведь того в Березном знали все… Паша очень любил нашу доченьку Еву, ей восемь месяцев. Постоянно с ней возился, играл, купал. Дочка немного слабенькая, поэтому делал ей массаж. Сам спортсменом был, мастером спорта по тяжелой атлетике, и дочку называл «моя спортсменка». Сына очень хотел. Я сейчас на пятом месяце, будет мальчик. Он так его ждал… Ева хоть и маленькая, но чувствует, что произошло. Первые дни я не могла ее купать, ведь дочку в ванне всегда держал муж. Теперь постоянно к дверям на ходульках подходит, тянется к фотографии Паши, плачет, почему он не берет ее на руки…

За убийство из хулиганских побуждений милиция возбудила уголовное дело. Расследованием занимается следственное управление областного главка милиции. Возбуждено уголовное дело также за поджог и повреждение автомобилей. Оба Копчи, а также трое их приятелей, принимавших участие в преступлениях, объявлены в розыск. Никого пока не задержали. Хотя, если бы правоохранительные органы действительно занимались своей работой, ни убийства, ни нападений, ни поджогов не было бы. Кто такой Владимир Копча, на Закарпатье хорошо известно. Милиция неоднократно на пресс-конференциях рассказывала об организованной преступной группировке Копчи в Великоберезнянском районе. В свое время Копчу-старшего, который переправляет нелегалов за границу, арестовали в Словакии, где он провел за решеткой длительное время. Последнее время «переправщиком» занималась СБУ. Против него возбудили уголовное дело по статье Уголовного кодекса «Организация незаконной переправки лиц через государственную границу» и объявили в розыск. В это трудно поверить, но весь прошлый год, в том числе и на момент совершения убийства, Копча… официально находился в розыске. И при этом спокойно жил у себя дома, занимался ресторанным бизнесом, дебоширил, избивал людей…

*Сиротой осталась восьмимесячная дочка Павла (фото из семейного альбома)

Тема убийства в Великом Березном поднималась на недавней пресс-конференции начальника областной милиции Виктора Русина и прокурора области Анатолия Петруни. По словам Русина, убийство стало результатом криминальных разборок, при этом к сотрудникам Великоберезнянского райотдела милиции тоже есть вопросы. Действовали они неадекватно, ввиду этого начальник милиции уволен и будет переведен на должность простого оперативника. Уголовным делом по нелегалам занимается СБУ, поэтому то, что Копча объявлен в розыск, милиция, по словам Владимира Русина, «оказывается, не знала».

В свою очередь прокурор области сообщил, что на протяжении прошлого года сотрудники СБУ одиннадцать раз выезжали в село Великое Березное для задержания Владимира Копчи, однако «… каждый раз он прятался. Почему так происходило, без комментариев».

Ряд вопросов после пресс-конференции так и не был выяснен, наоборот, возникли новые. Во-первых, убитый Павел Опаленик никакого отношения к криминалу не имел. Это человек с двумя высшими образованиями, работал в райгосадминистрации, возглавлял коммунальное предприятие Великого Березного. Его ни разу не задерживали и не привлекали к уголовной ответственности, поэтому преступление в Великом Березном нельзя называть результатом криминальных разборок — это жестокое убийство невинного человека. Во-вторых, ориентировки на разыскиваемых в обязательном порядке передают милиции, у которой для розыска намного больше возможностей, чем у других силовых структур.

То, что Копча находится в розыске, в Березном знали все, поскольку он сам неоднократно хвастался этим, чтобы продемонстрировать свою неуязвимость. Поэтому слова Владимира Русина, будто милиция не знала, что Копча объявлен в розыск, очень похожи на неудачную попытку прикрыть бездействие своих подчиненных. Кстати, начальник Великоберезнянского райотдела милиции, допускавший весь этот беспредел, не уволен с должности, а находится на больничном.

*Руководство Закарпатского областного управления милиции просит помочь в розыске подозреваемых в совершении преступления (слева направо) Юрия Копчи, Владимира Копчи и Валерия Сирохмана

Наконец, еще один существенный момент. Оказывается, у Владимира Копчи на момент преступления были зарегистрированы охотничье ружье «Сайга» и травматический пистолет «Форт-12Р». Разрешение на пистолет милиция выдает только сотрудникам правоохранительных органов, лицам, принимающим участие в охране общественного порядка и государственной границы, а также журналистам. Каким образом криминальному авторитету выдали разрешение на оружие, можно лишь догадываться. Однако после того, как Копчу объявили в розыск, милиция обязана была появиться у него дома и изъять все оружие. Этого сделано не было. Скорее всего, Павла Опаленика расстреляли в том числе и из охотничьего ружья Копчи-старшего (окончательный результат должна дать баллистическая экспертиза, которая пока невозможна из-за отсутствия оружия).

Первый заместитель председателя Комитета по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, народный депутат Геннадий Москаль, который в свое время возглавлял Управление МВД в Закарпатской области, заявил следующее:

 — В Закарпатье милиция из правоохранительного органа превратилась в сообщника криминального авторитета. Объявленный в розыск преступник на протяжении прошлого года ранил из огнестрельного оружия как минимум двух жителей района, однако милиция закрывала на это глаза. Более того, по моим данным, когда после убийства «Беркут» разыскивал преступника, местная милиция предупреждала его об этом, что легко установить, проверив звонки на мобильные телефоны. Этот полный беспредел в поселке на протяжении года, апогеем которого было убийство невинного человека, стал возможен только из-за полного бездействия милиции… На недавней коллегии МВД говорили о целесообразности открытия в территориальных подразделениях милиции единого окна, куда граждане могли бы обращаться с заявлениями, в том числе и относительно неправомерных действий самих милиционеров. Но если объявленный в розыск криминальный авторитет, скупив с потрохами всю милицию, свободно бесчинствует в районе, называет себя крестным отцом, то какое единое окно поможет? В МВД из регионов поступают радужные отчеты об улучшении показателей, а на самом деле на местах люди не защищены от отморозков, которые убивают их близких.

Геннадий Москаль направил министру МВД Виталию Захарченко депутатское обращение с просьбой создать комиссию из опытных работников центрального аппарата МВД и направить в Великий Березный, чтобы дать правовую оценку действиям милиции.

Реакция министра пока неизвестна, однако в самом поселке люди настроены пессимистически. На их глазах Владимир Копча неоднократно избегал ответственности за свои бесчинства, поэтому здесь побаиваются, что так произойдет и в этот раз.

«ФАКТЫ» будут следить за развитием событий вокруг этого резонансного дела.