В сложившейся вокруг ОАО «Трест «Луганскшахтопроходка» ситуации, возникшей из–за позиции бывшего руководства, может пострадать высокопрофессиональный коллектив шахтостроителей
Нередко борьба за прибыльное предприятие приводит к его полному банкротству. Ведь в таких войнах средства обычно не выбирают: стороны перехватывают выгодные заказы, продают имущество за копейки, подделывают документы, устраивают пикеты и демонстрации. И тогда вместо процветающей фабрики, завода или объединения победитель получает умирающую фирму со шлейфом долгов и неустоек. Но кому нужна такая пиррова победа?
Борьба за контроль над акционерным обществом «Трест «Луганскшахтопроходка» вспыхнула еще в декабре 2006 года, когда на биржевых торгах были проданы принадлежавшие государству 26 процентов акций треста. Руководство во главе с генеральным директором Владимиром Юровым (который на тот момент контролировал около 25 процентов акций предприятия) нового акционера встретило негостеприимно и начало длительную судебную тяжбу. Несмотря на то что суды признали законность продажи акций, мир на предприятии не воцарился. А нынешней весной конфликт перешел в острую стадию
- В апреле 2010 года генеральный директор «Луганскшахтопроходки» предложил ликвидировать шахтопроходческое управление № 5 (ШПУ-5), которое находится в поселке Юбилейный, — рассказывает председатель наблюдательного совета акционерного общества Сергей Степыкин. — Сам же Владимир Юров подготовил документы, обосновывающие ликвидацию этого управления, где, в частности, указывалось, что это бесперспективное подразделение, никаких объемов не имеет и его дальнейшее существование нецелесообразно. В итоге наблюдательный совет принял решение о ликвидации ШПУ-5. Каково же было наше удивление, когда выяснилось, что буквально на следующий же день было создано общество с ограниченной ответственностью «Луганскшахтострой» с юридическим адресом по месту нахождения ликвидированного ШПУ-5. Учредителями этого общества стали три человека: главный инженер треста, начальник ШПУ-5 и дочь генерального директора.
Еще один нюанс: наблюдательный совет постановил во время ликвидации ШПУ-5 передать его основные средства в ШПУ-4. Однако генеральный директор это решение проигнорировал и заключил три договора на продажу оборудования и имущества ШПУ-5. Более того, директор реализовал это крайне необходимое для осуществления горных работ оборудование через третьи руки новосозданному предприятию «Луганскшахтострой». Да еще и по бросовой цене. Обстоятельства продажи наблюдательный совет поручил изучить ревизионной комиссии. Выводы комиссии были неутешительны: часть оборудования продана по цене ниже стоимости металлолома. В итоге, по предварительной оценке, из-за разницы в стоимости оборудования обществу был нанесен ущерб в размере около 600 тысяч гривен.
Самое главное, что созданное на базе ШПУ-5 общество является нашим прямым конкурентом. При всем этом сторонники бывшего генерального директора агитируют горнорабочих перейти на новое предприятие. А ведь «Луганскшахтострой» не имеет ни лицензий, ни производственных помещений, которые необходимы для полноценного производства.
Сам Владимир Юров в комментариях отметил, что никаких выводов активов нет. Однако он подчеркнул: «Для того чтобы «прописать» на Волыни и платить налоги в той области, нужно было создавать другое предприятие. Это была инициатива Волынской обладминистрации».
После того как все это стало известно, наблюдательный совет провел экстренное заседание и потребовал от генерального директора дать отчет об обстоятельствах и ходе ликвидации ШПУ-5. Но отчет не состоялся и заседание было перенесено. Впрочем, на следующем заседании наблюдательный совет принял решение отстранить директора от занимаемой должности (поскольку из-за того, что он официально находился на больничном, его нельзя было уволить). Временно исполняющим обязанности генерального директора был назначен Вячеслав Алексеев, работавший главным инженером ШПУ-6. Кроме того, наблюдательный совет сообщил в правоохранительные органы обо всех фактах нарушения закона на предприятии.
Перманентные судебные тяжбы привели к тому, что «Луганскшахтопроходка» в последние годы работает не с полной нагрузкой. Нестабильная ситуация на предприятии отпугивает партнеров. Положение усугубляли постоянные пикеты представителей коллектива «Луганскшахтопроходки», требующих погашения долгов по заработной плате. Увы, за время конфликта их накопилось немало — 11 миллионов гривен.
- Из-за постоянных конфликтов некоторые наши сотрудники уже начали сомневаться в перспективах дальнейшей работы треста, — говорит Сергей Степыкин. — А перспективы существуют! К примеру, сейчас из госбюджета выделены значительные средства на строительство шахты «Нововолынская». И у нас есть предварительная договоренность с Минуглепромом о получении нашим трестом крупного подряда на этой новостройке. К сожалению, нынешняя ситуация может не только парализовать работу треста, но и блокировать принятие решения о предоставлении нам крупного генподряда.
Положение осложняется также тем, что сейчас выставлены на продажу еще 24 процента акций этого предприятия, принадлежащих государству. Однако во время предпродажной подготовки генеральный директор дал указание выпустить векселя предприятия на 15 миллионов гривен. Информация о выпуске этих векселей была передана в региональное отделение ФГИУ для того, чтобы включить их погашение в условия конкурса на продажу этих 24 процентов акций. Причем на столь невыгодных условий, что становится ясно: пакет акций никто не пожелает приобретать. Однако векселя могут быть выпущены только с разрешения наблюдательного совета. Но такого разрешения совет не давал. Этим вопросом также занимается ревизионная комиссия. И после ее заключения материалы будут переданы в правоохранительные органы.
Будем надеяться, что правда восторжествует. Главное, чтобы за это время не обанкротилась самая большая шахтостроительная организация Луганской области, чтобы люди не остались без работы, а страна — без опытных шахтостроителей
- В создавшихся неблагоприятных условиях делается все, чтобы не допустить сокращения высококвалифицированных специалистов и рабочих, — отметил Сергей Степыкин. — Мы прилагаем максимум усилий для сохранения трудового коллектива, прежде всего проходчиков. Будут созданы все условия, чтобы люди смогли трудиться и зарабатывать деньги для обеспечения нормальной жизни своих семей.