Україна

Принадлежавшие Пушкину дуэльные пистолеты хранятся во Львовском историческом музее? (фото)

7:30 — 9 лютого 2012 eye 8012

Сенсационное предположение высказали накануне 175-летия со дня гибели великого русского поэта сотрудники галицкого хранилища раритетов

О жизни Александра Пушкина написаны сотни монографий. Кажется, исследован каждый прожитый им день, каждая реликвия, связанная с именем великого поэта. Но куда делись его дуэльные пистолеты, вразумительно ответить пока не может никто. Камер-юнкер Александр Пушкин и французский кавалергард барон Жорж Дантес стрелялись 27 января (8 февраля) 1837 года. Дуэль происходила на окраине Санкт-Петербурга в перелеске у Черной речки, подальше от людских глаз, ибо император Николай I весьма сурово наказывал дворян за выяснение отношений с помощью оружия.

Условия поединка были беспощадными и не давали шанса уцелеть

Противники приехали каждый со своим дуэльным гарнитуром. Известно, что за пару дней до поединка Пушкин сдал ростовщику свое обеденное столовое серебро и на полученные под залог 2200 рублей приобрел в «Магазине военных вещей» дуэльные пистолеты известного французского мастера-оружейника Лепажа. Дантес же позаимствовал у знакомого пистолеты немецкого оружейника Карла Ульбриха.

*Сотрудники Львовского исторического музея не исключают, что именно эти пистолеты приобрел Александр Пушкин для дуэли с Дантесом

 — Дуэльный кодекс того времени был весьма строгим и соблюдался неукоснительно, — рассказал «ФАКТАМ» сотрудник «Арсенала» Львовского исторического музея Анатолий Фенев. — Главное условие — равенство возможностей противников. Поэтому дуэльный гарнитур представлял собой коробку, в которой лежали два пистолета со всеми принадлежностями: пулями, пороховницей, зарядным шомполом, деревянным молоточком, пороховой меркой и т. д. Оружие должно было быть абсолютно одинаковым по весу — до грамма, по длине — до миллиметра. На пистолетах стояли порядковые номера 1 и 2. Дуэлянты или их секунданты тянули жребий, кому какой номер достанется. Потом секунданты под присмотром друг друга заряжали оружие, обсуждали правила… Впрочем, если дуэльные гарнитуры противников были схожи, то после проверки каждому предоставлялась возможность драться собственным оружием. Именно так и было на дуэли Пушкина и Дантеса.

Условия поединка (написанные на французском языке и сохранившиеся до наших дней) были беспощадными и не давали шансов уцелеть:

«1. Противники становятся в 20 шагах друг от друга и 5 шагах (для каждого) от барьеров, расстояние между которыми равняется 10 шагам.

2. Вооруженные пистолетами противники по поданному знаку, идя один на другого, но ни в коем случае не переступая барьер, могут стрелять.

3. После выстрела противникам не позволяется менять место, с тем чтобы выстреливший первым огню своего противника подвергался на том же самом расстоянии.

4. Когда обе стороны сделают по выстрелу, то, в случае безрезультатности, поединок возобновляется как бы в первый раз: противники становятся на том же расстоянии в 20 шагов, сохраняются те же барьеры и те же правила.

5. Секунданты являются непременными посредниками во всяком объяснении между противниками на месте боя.

6. Секунданты, нижеподписавшиеся и облеченные всеми полномочиями, обеспечивают, каждый за свою сторону, собственной честью строгое соблюдение изложенных здесь условий».

Проведенное по распоряжению императора следствие установило до мельчайших деталей обстоятельства дуэли. Дантес выстрелил на ходу первым. Тяжело раненный в живот Пушкин упал, но нашел в себе силы приподняться и выстрелить. Дантес отделался легкой раной в правую руку. Известно, что по окончании поединка оба дуэльных гарнитура забрали секунданты. Секундант поэта подполковник Константин Данзас в своих воспоминаниях пишет, что после дуэли страдающий от страшных болей Пушкин попытался застрелиться из своего пистолета, поэтому Константину пришлось забрать у него оружие. Но куда же гарнитуры делись потом?

Дуэльное оружие поэта мог привезти во Львов кто-то из семейства графа Потоцкого

Пистолеты Дантеса неожиданно появились в 1937 году в Париже на выставке «Пушкин и его эпоха». Ее учредители в аннотации к экспонату утверждали: «Пистолеты барона де Баранта, одолженные для дуэли с Пушкиным виконту д'Аршиаку, секунданту барона Дантеса». Доказательством этого служила записка, вложенная в ящик дуэльного гарнитура. В ней владелец оружия полковник Шательперон утверждал: «Эти пистолеты принадлежали барону Эрнесту де Баранту, дипломату, который предоставил их своему другу господину д'Аршиаку для поединка Пушкина с господином Дантесом (господин д'Аршиак был одним из секундантов). Они были подарены полковнику де Шательперону в 1881 году господином бароном де Барантом, братом барона Эрнеста».

И многих сей «документ» убедил-таки, что это те самые пистолеты! Правнук Пушкина Георгий Воронцов-Вельяминов в своих воспоминаниях рассказывал, что «барантовский» дуэльный гарнитур даже пытались выкупить эмигранты, чтобы передать его в Россию, но не успели. В 1968 году эти пистолеты обнаружились в частном Музее почты в маленьком городке Лимрэ (Франция), а через три года их передали в муниципальный Музей почты в Амбуазе. Интерес к ним периодически обостряется. Причем многие историки все больше сомневаются, что это оружие действительно держал в руках Дантес.

Информация о пушкинских же пистолетах мелькнула всего один раз — в 1937 году. В польском иллюстрированном журнале «Святовид», опубликовавшем небольшой материал к 100-летию со дня гибели поэта, сообщалось, что пистолеты Пушкина марки Лепажа с некоторых пор принадлежат майору Альбину Земецкому из Познани, которому «достались незадолго до Первой мировой войны от некоего русского офицера в Варшаве». Правда ли это, трудно сказать. Весной 1940 года майора расстреляли в Катыни сотрудники НКВД. И след пистолетов снова потерялся.

 — Возможно, дуэльные пистолеты мастера Лепажа, принадлежавшие Пушкину, хранятся у нас — во Львовском историческом музее. Но, подчеркиваю, это только предположение, — предупредил «ФАКТЫ» Анатолий Фенев. — Доподлинно не известно, как они оказались в наших фондах. По одной из версий, во Львов, который находился в составе царской России, а потом — Польши, их привез из Санкт-Петербурга кто-то из семейства графа Потоцкого, члены которого поддерживали дружеские отношения с поэтом.

 — Предположение — не факт, — тоже подчеркнул в разговоре с нами старший научный сотрудник, хранитель фонда оружия музея Борис Мельник. — Я работаю в музее 50 лет, однако никаких записей о поступлении этих пистолетов обнаружено не было. Как, впрочем, и футляра к ним. Мне бы самому хотелось установить истину, для чего необходимо провести точные исследования. И тут не обойтись без поездки в Санкт-Петербург в музей Пушкина. Возможно, там есть подробное описание рокового дуэльного гарнитура или какая-то другая дополнительная информация. Много раз сам собирался поехать, но это оказалось тяжело — слишком много работы, да и возраст уже не позволяет.