Події

«Глядя на тонущих, многие в толпе зевак говорили: «У меня семья. Зачем мне это надо?» А у меня семьи еще нет…»

7:00 — 10 лютого 2012 eye 1007

Житель Полтавской области 25-летний Дмитрий Зацеркляный вместе с напарником вытащили из полыньи двух человек

Опытные рыбаки говорят, что зимнюю ловлю не сравнить с летней. Это не то что в тепле с удочкой на берегу сидеть и часами ждать клева. Обычно зимой уловы намного больше. И можно пешком по льду добраться до нерестилищ, куда летом разве что на лодке доплывешь. Поэтому любители подледной ловли выходят на водоемы, едва они начинают замерзать, и уходят с них уже по проталинам. Увы, начало и конец зимней рыбалки особенно опасны. Но почему-то каждый надеется, что пронесет…

Очередная трагедия разыгралась недавно на Ворскле возле села Кишеньки Кобелякского района Полтавской области. Здесь в полынье оказались сразу четыре рыбака.

Ледяной покров на реке был не более четырех сантиметров, и ступить на него осмеливались лишь самые заядлые рыбаки

Километрах в двух от берега виднеются черные точки: у рыбаков идет охота на судака. Некоторые, защищаясь от морозного ветра, пронизывающего до самых косточек, прячутся в маленькие палатки, да еще устанавливают в них свечки для обогрева. Жизнь идет своим чередом… Но в том месте, где две недели назад утонул человек, никого нет. Хотя теперь, когда толщина льда на Ворскле достигает

25-30 сантиметров, выходить на замерзшую речку не страшно. А в тот злополучный день ледяной покров здесь был не более четырех сантиметров. И ступить на него осмелились лишь самые отчаянные и заядлые рыбаки.

 — Местные сюда не рискуют ходить, — рассказывает 25-летний Дмитрий Зацеркляный (на фото), охранник одной из частных баз отдыха, расположенных в Кишеньках. — Здесь очень много коварных подводных течений и с полтысячи небольших островков. Дело в том, что в районе дельты реки в 1961 году под водой «похоронили» несколько сел. В те времена было модно создавать искусственные водоемы и расширять природные. Поэтому дно здесь очень неровное: там мель, а тут же рядом глубина, соответственно, и разные скорости течений, и разная степень промерзания воды. А вот заезжие этого не знают. Практически во всех несчастных случаях, которые здесь происходят довольно часто, погибали именно приезжие.

…Было субботнее утро. К Дмитрию подошли четверо мужчин лет 60-65 и спросили, где можно поставить автомобиль. Судя по экипировке, это были рыбаки. Парень указал на место возле забора, где уже стояло несколько машин, и поинтересовался, откуда мужчины приехали. «Мы из Днепропетровска, — ответили ему. — У нас Днепр еще не замерз, а ваша Ворскла уже укрылась льдом».

Еще тогда охранник обратил внимание на одного мужчину из этой компании. Высокий, под два метра, плотный и одетый не по сезону — в зеленый полиэтиленовый дождевик, хотя обычно рыбаки выходят на лед в армейских плащах из специальной прорезиненной ткани. Разве мог парень подумать, что пройдет несколько часов и незнакомец утонет у него на глазах?

Уже начинало смеркаться, и Дмитрий Зацеркляный, сдав смену, пошел отдыхать. Вдруг раздался крик: «Там рыбаки тонут, бери веревку, нужно спасать!» Тревогу поднял один из строителей, которые работают на соседней базе.

 — Я как был — в джинсах, ботинках и в одном свитере — сорвался с места. В ангаре у нас лежала десятиметровая веревка с прикрепленной к ней треугольной ручкой, предназначенная для катания на водных лыжах, — вспоминает Дмитрий. — Схватив ее, бросился было к речке, где на расстоянии метров трехсот от берега барахтались в полынье два человека. Увидев, что к тонущим побежали их товарищи, я подумал, что моя помощь, скорее всего, не понадобится. И даже остановился на полпути. Но едва те люди оказались возле полыньи, как под ними тоже провалился лед…

«В один момент мужчина, державшийся за ящик, потерял равновесие и ушел с головой под воду»

В холодной воде уже барахтались четверо рыбаков. Мужчины хватались за кромку лунки, пытаясь подтянуться, но, насквозь промокшие, они были слишком тяжелыми, и лед крошился в их руках. У тонущих началась паника. Они кричали что было сил, однако никто из собравшихся на берегу (в основном это были строители и охранники, всего человек десять) не спешил рисковать жизнью.

 — «У меня семья. Зачем мне это надо?» — в основном такие объяснения я слышал позже от тех, кто стоял в толпе зевак, — грустно вздыхает Дмитрий. — А я еще не имею семьи, да если бы она и была, думаю, меня бы это не остановило. Я бросился спасать людей, потому что их надо было спасать. Иначе они все утонули бы. Как потом жить с мыслью, что ты даже не попытался предотвратить трагедию?

Зато «советчиков» у меня было много. Один кричит: «Бери доску и по ней продвигайся!» Другой предлагает древесно-стружечную плиту. Не знаю, успел бы подать веревку тонущим или нет, если бы воспользовался этими советами. В общем, побежал по льду, никого не слушая. Не могу даже вспомнить сейчас, трещал ли он под ногами. За мной побежали еще двое — Олег и Игорь (не знаю их фамилий) из строительной бригады.

Потом ребята признались Диме, что это он их на подвиг вдохновил, а сами не осмелились бы лезть в полынью.

В полутора метрах от полыньи Дмитрий остановился, готовясь бросить утопающим веревку. Она, как назло, запуталась, поскольку долго валялась в ангаре без надобности. Пока охранник искал ровный конец, чтобы бросить его в полынью, сбоку от него провалился под лед Олег. Теперь тонули уже пятеро, и только двое могли их спасти. Силы были явно неравными. К счастью, Олегу удалось самостоятельно выбраться из ледяной «купели». Ему помогла доска, с которой он бежал на помощь рыбакам. Но принимать участие в спасательной операции Дима с Игорем ему не позволили. Тем более что самому худому мужчине из четырех удалось выкарабкаться на твердый лед без посторонней помощи.

 — Посередине полыньи размером три на пять метров плавал тот самый мужик в зеленом дождевике, — продолжает свой рассказ Дмитрий Зацеркляный. — Два других держались у ледяной кромки и изо всех сил кричали: «Ребята, помогите!» А этот, в плаще, вцепился в пенопластовый ящик со снастями, надеясь, видимо, удержаться на нем, и вел себя более или менее спокойно. Я бросил веревку концом без ручки ближайшему ко мне рыбаку, тому, который уже минут восемь находился в полынье и был просто обессиленным. Веревка, увы, до него не долетела. Тогда бросил конец с ручкой — он тяжелее и летит к цели лучше. Мужчина схватился окоченевшими пальцами за ручку, но вытянуть его из воды никак не удавалось: уперся телом в лед и хоть бы что. Мы с Игорем, чтобы нас не затянуло в полынью, легли плашмя, стараясь цепляться за выступы на льду. Но лед, как назло, начал трещать. Кричу потерпевшему: «Ноги вверх подними! Постарайся держаться на плаву!» Слава Богу, послушался, и мы одним рывком все-таки вытащили его на твердую поверхность. И тут вижу, что мужчина в дождевике теряет равновесие, его ящик переворачивается и он уходит с головой под воду. Через мгновение вынырнул, набрал воздуха и… опустил голову в воду. Я понял, что он умер от переохлаждения.

Ровно десять лет назад погибший уже тонул во время рыбалки

Дмитрий не помнит, называли ли днепропетровцы свои имена и оставляли ли номера телефонов. Поэтому узнать подробности случившегося от самих потерпевших не удалось. А ребята, помогавшие Дмитрию в те напряженные минуты, с недостроенной базы разъехались.

 — Мужчину, который спешил на помощь друзьям, но сам очутился в воде, вытащили тем же способом, — ежась от холода, показывает место происшествия Дмитрий, невысокого роста худенький паренек. Судя по всему, те, кого он спасал, были тяжелее его раза в два, а с учетом намокшей одежды и того больше. Просто удивительно, как ему удалось справиться. Дмитрий говорит: «Я же не сам был, с помощником».

Когда все закончилось, направились на базу отдыха, чтобы отогреться и прийти в себя. Потерпевших раздели, растерли водкой, налили по стакану. Спасенные то и дело повторяли, что зимняя рыбалка для них закончилась и больше они на лед ни ногой. Тяжелее всего пережитое далось самому пожилому мужчине — тому, кого ребята «выловили» первым. Он после этого долго лежал на льду, был не в состоянии подняться, и его пришлось едва ли не волоком тащить на берег. А потом он все время порывался куда-то убежать…

 — Немного отойдя от шока, мужчина рассказал, что они с 65-летним погибшим рыбаком сидели над лунками на расстоянии метров пяти, — вспоминает подробности Дмитрий Зацеркляный. — У товарища зазвонил телефон. Ему звонила жена, спрашивала, когда его ждать домой. Пообещав скоро вернуться, мужчина смотал удочку и двинулся не в сторону берега, а к приятелю. «Не подходи ко мне близко!» — попросил его тот. Но мужчина продолжал приближаться, и, когда расстояние между ними сократилось до двух метров, оба одновременно провалились.

Друзья покойного вспомнили, что ровно десять лет назад, практически в этот же день, он уже тонул на рыбалке и его едва спасли. С тех пор мужчина праздновал свой второй день рождения. Но, видимо, судьба приготовила человеку смерть именно на воде. И он принял ее ровно через десять лет.

 — Жена утонувшего приезжала за телом и тоже говорила, что муж не раз попадал в аварии, но из любой передряги выходил победителем, — добавляет Дмитрий. — А тут не смог…

 — Когда наши родители узнали, что Дима спас тонущих рыбаков, сказали: «Значит, мы правильно сына воспитали», — говорит Виктория, младшая сестра Дмитрия Зацеркляного. — Он совершил героический поступок. Думаю, немалую роль сыграло и то, что Дима сам заядлый рыбак и, случалось, под ним тоже проламывался лед.

 — Молодец парень, не растерялся в ответственный момент, — считает ведущий специалист по вопросам оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и гражданской защите Кобелякского райотдела МЧС Александр Бутко.

А Виталий Шкаревский, начальник отдела пропаганды территориального управления МЧС Украины в Полтавской области, сообщил, что они будут готовить документы на присвоение Дмитрию Зацеркляному звания «Герой-спасатель года».

P. S. МЧС напоминает: безопасным для одного человека считается лед толщиной 7 сантиметров. Нижний слой такого льда имеет зеленоватый цвет. Группой лучше всего отправляться на лед в том случае, если его толщина увеличится до 15 сантиметров. Для катания же на коньках нужен 25-сантиметровый слой.