В четверг, 9 февраля, из ожогового центра Донецкого института неотложной и восстановительной хирургии выписали 36-летнюю жительницу Авдеевки Ирину Надель, которая четыре месяца назад получила ожоги 97 процентов поверхности тела, находясь… в душевой кабинке.
«ФАКТЫ» писали о едва ли не мистических обстоятельствах, при которых Ирина, проживающая со своей семьей в частном доме, получила тотальный ожог тела. Пожарные предполагают, что в тесную пристройку, где супруги Надель разместили санузел, могли попасть легко воспламеняющиеся пары сероводорода из выгребной ямы. Они-то и вспыхнули от искры, возникшей в выключателе.
«Я вошла в пристройку, разделась, зажгла свет в душевой — и меня… охватило пламя. Включить воду не успела», — вспоминала женщина. Ирина поступила в больницу в крайне тяжелом состоянии: она обгорела с макушки до пят, уцелели лишь подошвы стоп. Кроме того, она получила ожог дыхательных путей. За ее жизнь врачам пришлось бороться ровно четыре месяца. Свое 36-летие (19-го ноября) Ирина встретила на больничной койке. И лишь на днях медики решили, что ее можно выписать на амбулаторное лечение.
— Не надо, я сама пойду, — отодвигает Ирина руку доктора и уверенно шагает по палате. — Я столько времени пролежала, как мумия! — деятельной женщине хочется вернуться к полноценной жизни прямо сейчас.
Конечно, длительные пешие прогулки устраивать еще рановато – едва зажившие раны и свежие рубцы болят, но тем не мене Ира жива и стоит на ногах самостоятельно.
— Пациентов с ожогами 97 процентов поверхности тела до этого момента в Украине спасать еще не удавалось, — признался заведующий отделом термических поражений и пластической хирургии Донецкого института неотложной и восстановительной хирургии имени В.К.Гусака Академии медицинских наук Украины Эмиль Фисталь. — Что же касается рубцов, то нам удалось максимально уменьшить последствия ожогового поражения, хотя я не исключаю, что в будущем еще потребуется пластика. Но, как видите, мы сохранили Ирочке ее прекрасное лицо.
Этой уникальной пациентке еще потребуется длительная реабилитация: медикаменты, калорийное питание, лечебная физкультура, санаторно-курортное лечение. Муж Ирины накануне несчастья, случившегося с женой, сам перенес серьезную операцию: когда рубил дрова, отсек большой палец на ноге. Медикам, к счастью, удалось его пришить. Сейчас мужчина уехал на заработки. Мы уже писали о том, как много сил и средств потребовалось семье Ирины, чтобы поднять ее на ноги…
— Ира — настоящий боец, она перенесла 13 операций, — нахваливает Эмиль Фисталь (на фото) пациентку. — Мы влили ей,
Врач вспоминает, как тяжелейшую пациентку сначала вывели из шока, промыли дыхательные пути и, стабилизировав состояние, уже на следующий день оперировали. Первые операции были по рассечению и удалению омертвевших тканей, после чего Ирину временно буквально обернули искусственной кожей. Ведь у самой пациентки пересаживать кожу было неоткуда, а раны следовало как можно быстрее закрыть. Затем Ирине на часть пораженных участков пересадили донорскую кожу — от ее мамы. Одновременно пересаживали фибробласты — клетки, способствующие восстановительным процессам в организме. Благодаря применению клеточных технологий процесс заживления ран у женщины активизировался, что вскоре позволило пересаживать Ирине ее собственную кожу.
— Нам удалось брать с заживших участков поверхностных ран (где были ожоги второй степени. — Авт.) кожу для пересадки на другие участки тела, с более глубоким поражением. Это и спасло пациентку от гибели, — рассказал доктор Фисталь.
— Это уникальный случай, как я полагаю, не только для отечественной, но и для мировой практики, которым мы по праву можем гордиться, — резюмирует директор института неотложной и восстановительной хирургии академик Владислав Гринь. — В последние годы донецкие комбустиологи достаточно продвинулись вперед. Хочу отметить, что в нашем институте нередко спасают людей с тяжелейшими термическими поражениями, осложненными ожогами дыхательных путей и политравмой. В Донецке накоплен огромный опыт лечения шахтеров, которые получают такие травмы в условиях подземных взрывов.
Спасать пациентов с обширными ожогами в донецком ожоговом центре начали еще в начале 1990-х годов, когда украинская медицина еще не располагала клеточными технологиями. Тогда в Донецк привезли школьницу из Харькова с ожогами 85 процентов поверхности тела. Кстати, ожог она получила почти при таких же обстоятельствах, как и Ирина Надель. 17-летняя Марина спустилась в погреб за продуктами, зажгла спичку, освещая себе путь, и… вспыхнула — возможно, от просочившихся в погреб паров сероводорода. Вылечившись, девушка решила стать врачом и поступила в Харьковский медицинский институт.
Клеточные технологии в Донецком институте начали применять в полной мере в 2003 году, когда на поток было поставлено их производство в собственной лаборатории. А впервые, в порядке эксперимента, клетки пересадили в 1995-м молодому лейтенанту Владимиру Арапу, который при тушении пожара в мариупольском общежитии получил ожоги 85 процентов тела, причем больше трети их были глубокими. Фибробласты для Володи, которые тогда умели сохранять лишь десять часов, врачи привозили из Петербурга. Спасали лейтенанта целый год, затем Владимир снова вернулся к службе.
Стоит напомнить, что опыт донецких медиков получил международное признание еще три года назад. 13 июня 2008 года доктор медицинских наук Эмиль Фисталь и его коллега, руководитель Международного центра биотехнологий «Биостем» (структурного подразделения донецкого института) доктор медицинских наук Андрей Попандопуло в числе интернациональной группы врачей из России, Украины, Австрии и США, спасавших школьника из Петербурга, получили в Москве престижную награду Международного фонда «Призвание».
P.S. Банковские реквизиты для тех, кто хочет поддержать Ирину Надель:
Получатель: Надель Людмила Алексеевна
Название банка: ПриватБанк
Номер счета: 29244825509100
МФО 305299
ЄДРПОУ (ОКПО) 14360570
Назначение платежа: пополнение карты 6762-4620-5450-0514
Надель Людмила Алексеевна
ИНН 1946506862
Благотворительная помощь на лечение невестки
Фото автора