Інтерв'ю

Дрессировщик Владислав Гончаров: «Лев Цезарь с детства привыкал к тому, что я кладу голову ему в пасть»

6:30 — 23 лютого 2012 eye 6045

На самом престижном в мире фестивале циркового искусства, который прошел в Монте-Карло, украинский дрессировщик награжден «Серебряным клоуном». В конкурсе маленьких артистов с дрессированными львами выступил и семилетний сын укротителя Тимур

 — Долгое время меня называли самым молодым в странах СНГ дрессировщиком львов, — рассказал по телефону 34-летний Владислав Гончаров. — Но теперь я не уверен, что это так. Дело в том, что в нынешнем году на цирковом фестивале в Монте-Карло я участвовал во взрослом конкурсе, а мой семилетний сын Тимур — в детском. Он вышел на арену с четырьмя львами. Я, безусловно, был рядом. Тимур, конечно, еще только учится нашей профессии, но уже состоялся его дебют. Сын не стал победителем, ему достался один из призов. В первый раз я занес Тимура в клетку с хищниками, когда ему было всего два с половиной годика. Моя жена тоже артистка цирка, воздушная гимнастка Милена Сидоренко, спокойно относится к раннему обучению сына дрессуре. Кстати, в Монте-Карло мы поехали всей семьей, несмотря на то, что нашей дочке Илоне еще нет и четырех месяцев.

«После моих уроков дрессуры участница шоу «Цирк со звездами» телеведущая Ольга Шелест самостоятельно работала на манеже с тремя львами»

Фестиваль циркового искусства в Монте-Карло, основанный князем Монако Ренье в 1974 году, считается самым престижным в мире. Сейчас его президентом является принцесса Стефания. На фестиваль съезжается элита многих стран — предприниматели, звезды Голливуда… Участвовать в нем приглашают самых лучших мастеров манежа со всей планеты. А награды этого конкурса — «Золотые», «Серебряные» и «Бронзовые клоуны» — признаются «Оскарами» циркового искусства. Дрессировщика из Украины пригласили побороться за эти призы, потому что его номер во многом уникален.

*На арену Владислав выходит лишь с коротенькой тросточкой — плетку, длинную палку и сумку с кормом он с собой не берет

 — Я единственный в Европе дрессировщик, который работает только со львами-самцами, — говорит укротитель Владислав Гончаров. — Коллеги берут группу львиц и одного или двух львов — такими коллективами эти хищники живут в природе. А у меня одни мальчики. Сложность в том, чтобы заставить их жить мирно, не допускать серьезных драк. Кроме того, я захожу в клетку один, без ассистента. Значит, приходится держать в поле зрение всех десятерых львов. А у меня нет с собой ни плетки, ни длинной палки и даже сумки с кусочками мяса, которыми можно было бы поощрять питомцев за исполнение трюков. Кроме того, по сцене перемещаюсь, отбивая чечетку, в специальных туфлях для степа. Я три месяца учился этому танцу у преподавателя в Москве. А еще в моем номере участвует собака породы боксер.

Решение жюри фестиваля в Монте-Карло было объявлено на вечеринке в присутствии около пятисот гостей. Мне присудили «Серебряного клоуна». Я получил его из рук президента фестиваля принцессы Стефании (на фото).

 — От нескольких артистов цирка я слышал такое: чтобы засунуть голову в пасть льва, дрессировщики натягивают губу хищника на его зубы — животное ведь не будет кусать себя. И это якобы гарантирует безопасность. Но на видеоролике видно, как вы, положив голову в пасть, развели руки в стороны.

 — Прием с губой не использую. Если честно, я не представляю, как ее можно натянуть на зубы или клык. Льву это вряд ли понравится. Прежде при исполнении подобного трюка ладонь просто находилась на морде льва Цезаря. В последнее время начал разводить обе руки в стороны, как крылья, чтобы придать действу еще большую зрелищность. В Монте-Карло я исполнил его именно в таком варианте.

Готовить такой трюк я начал, когда Цезарь был маленьким. Полностью голова в зев львенка тогда еще не входила. Только через три года, когда он стал совсем взрослым, моя голова стала свободно помещаться в пасти зверя.

 — На прошлой неделе информагентства были полны сообщений о том, что ваших львов не пропускают через литовско-российскую границу, и они могут там замерзнуть.

 — Я перевозил питомцев — восемь обычных африканских львов и двоих белых — с фестиваля в Монте-Карло на гастроли в Москву, которые начнутся 23 февраля в Цирке на Цветном бульваре. У российских таможенников возникли претензии, и фуры с хищниками задержали. Ситуация сложилась опасная, ведь стояли трескучие морозы, а львы — животные теплолюбивые. Директор Цирка на Цветном бульваре сын легендарного артиста Юрия Никулина Максим задействовал свои связи, в частности, обратился за помощью к первому заместителю директора Первого канала российского телевидения Александру Файфману. И об этой ситуации заговорили СМИ. Кроме того, Максим Никулин позвонил главе Россельхознадзора. Все это дало результат, животные уже вне опасности. Они простояли в фурах на границе двое суток.

 — Кстати, об Александре Файфмане. Это ведь его во время представления вы оставили в клетке со львами, а сами вышли наружу?

 — Он остался там не один, а с Максимом Никулиным и генеральным директором Международного московского фестиваля-конкурса циркового искусства Борисом Федотовым. Это произошло в 2008 году. Я тогда выиграл главную награду фестиваля — «Золотого слона». У меня есть такой трюк: львы садятся, как собачки, на задние лапы и передние держат согнутыми перед собой. Я могу выйти из клетки, а они продолжают сидеть, пока не вернусь и не дам команду опустить лапы. Никулин, Файфман и Федотов согласились остаться сами с хищниками — это был сюрприз для публики, пришедшей на гала-концерт фестиваля.

А затем я участвовал как наставник в телешоу «Цирк на Первом». После всего лишь 12 репетиций под моим руководством теле- и радиоведущая Ольга Шелест смогла сама работать с тремя львами. Для нее я выбрал самых покладистых хищников. Учение давалось непросто — порой мы с Ольгой кричали друг на друга, но в результате у нее все получилось. Мы подготовили двадцатиминутный номер, в котором было два так называемых контактных трюка. Это когда артист касается животного или находится очень близко от него. Оля садилась на льва, кроме того, хищник перепрыгивал через нее. Выступление Шелест вызвало настоящий фурор. Она стала обладательницей Суперкубка по итогам двух проектов «Цирк со звездами» и «Цирк на Первом».

В одном из интервью Ольга рассказывала: «Когда дрессировщик рядом с тобой, то я уверена: если что, он меня спасет. Но когда я в клетке одна, переживаю ни с чем не сравнимые эмоции. Это очень страшно: малейшее движение льва, и кажется, что он бросится на тебя».

«В просторном вольере, в котором живут мои питомцы, даже пальмы есть»

 — Вы из цирковой семьи? — задаю вопрос Владиславу.

 — Вовсе нет, — отвечает он. — Я вырос в городе Харцизске Донецкой области, в цирк попал, можно сказать, случайно. Это произошло после того, как в 1997 году вернулся со срочной службы в армии и не мог найти работу. Устроиться удалось администратором в цирк. Я расклеивал афиши, продавал билеты… А пойти в артисты подтолкнула меня любовь. Влюбился в гимнастку Милену Сидоренко. Она стала моей женой. Жизнь мастеров манежа связана с постоянными гастролями, однако мы не хотели надолго разлучаться, вот я и решил дрессировать львов. Купил львенка, но обучить не сумел. Поэтому, когда он подрос и стал трудноуправляемым, пришлось сдать хищника в зоопарк. То же повторилось и со следующим львом. Но я все же добился своего. Спасибо всем, кто помогал мне тогда дельными советами, прежде всего, директору цирка российского города Воронежа Борису Бирюкову, который давал мне консультации по телефону. Он является единственным учеником первой в бывшем Советском Союзе женщины-дрессировщицы львов харьковчанки Ирины Бугримовой.

Я смотрел, как работают другие укротители, и искал, что внести в свой номер нового, необычного, чтобы он выделялся, вызывал восторг публики. Мне удалось создать собственную школу дрессуры. Я отбросил догмы — то, что коллеги, воспитанные по классическим канонам, считают чуть ли не безумием, для меня норма. Так я отказался от плетки, длинного стека, сумки с кормом, набрал только самцов… Я даже становлюсь спиной ко львам.

Зачастую мой рабочий день длится восемнадцать часов. Однако только упорства и желания добиться успеха мало. Нужно врожденное чутье, до какого предела можно давить на животное и в какой момент следует остановиться. Выступать со львами я начал в 23 года. Они работают, прежде всего потому, что это им интересно. Ключевым также является то, что они уважают меня, видят во мне главного.

 — Какой трюк в вашем номере самый сложный?

 — Когда трое львов выстраиваются в ряд, а другие трое синхронно через них перепрыгивают. А самый, пожалуй, опасный — это когда хищник переступает через мою спину. В этот момент я наиболее беззащитен.

 — Случалось, что подопечные нападали на вас?

 — Я ни на секунду не забываю, что мои питомцы, несмотря на дрессуру, остаются опасными хищниками. Бывало, что один из них или даже несколько львов шли на меня в атаку. Действовал по ситуации: в одних случаях мне моментально подавали снаружи длинную палку, и я наводил порядок. В других — быстро выходил из клетки, ждал, пока львы успокоятся, и только затем возвращался. Но эти случаи ничего не изменили в наших отношениях, ведь хищники звериным чутьем понимают, что у меня силы воли больше, чем у них всех вместе взятых. А еще львы чувствуют, что я люблю их.

 — Несколько лет назад во Львовском цирке во время представления львы напали на своего дрессировщика Алексея Пинко, — добавляет генеральный директор Государственной цирковой компании Украины Сергей Пителько. — Причиной тому, насколько мне известно, стала дружба двух львов-самцов. Они жили в одной клетке и у них развилась любовная связь. Дрессировщик приструнил на арене одного зверя, второй бросился защищать товарища. А еще агрессию может спровоцировать необычный запах, например, одеколона.

 — Чтобы получить приглашение на фестиваль в Монте-Карло, вы должны были организовать содержание питомцев по европейским стандартам? — спрашиваю у Владислава Гончарова.

 — В странах СНГ все привыкли, что в цирках львы живут в не очень просторных клетках. Я же создал для них большой вольер. Будучи, например, минувшей осенью на гастролях в Днепропетровске, разместил его во дворе местного цирка. В вольере есть даже пальмы, не говоря уж о таких вещах, как бревна, автомобильные шины для игры. Принимая решения о приглашении того или иного дрессировщика на фестиваль в Монте-Карло, оргкомитет оценивает не только его номер, но и то, как содержатся животные.

 — Сколько пищи получают ваши львы?

 — Шесть-семь килограммов говядины в сутки. На десятерых нужно до семидесяти килограммов в день. Плюс потроха, курятина. Но один день в неделю — разгрузочный: хищники сидят исключительно на молоке.

 — В Монте-Карло вы получили «серебро»…

 — Надеюсь, у меня будет еще один шанс побороться за «Золотого клоуна». По правилам фестиваля, оргкомитет имеет право пригласить артиста повторно через четыре года. Я сделаю все возможное, чтобы мой номер заслужил очередное приглашение в Монте-Карло.

Фото из архива Владислава Гончарова