В феврале исполнилось 125 лет со дня рождения легендарного командира 25-й стрелковой дивизии времен Гражданской войны
Крестьянский сын, плотник Василий Чапаев, ставший во время Первой мировой войны (1914-1918 годы) полным Георгиевским кавалером и фельдфебелем, а в Гражданскую (1917-1922 годы) — красным комдивом, обрел бессмертие после выхода в свет фильма Георгия и Сергея Васильевых, снятого в 1934 году по мотивам романа Дмитрия Фурманова «Чапаев». Картина о простоватом военачальнике, отчаянном рубаке, геройски погибшем от белогвардейской пули, завоевала в СССР огромную популярность. Сталин считал «Чапаева» лучшим фильмом советской кинематографии и смотрел его десятки раз. Образ лихого командира постепенно мифологизировался, а затем и вовсе растворился в народном творчестве. Василий Иванович, его верный порученец Петька, комиссар Фурманов и Анка-пулеметчица, вопреки официальной пропаганде, стали самыми популярными героями анекдотов.
В отличие от Сталина, для которого мертвые герои представляли большую ценность, чем живые храбрецы, советские мальчишки, приходя в очередной раз в кинотеатр, все же надеялись: «А вдруг выплывет?» И Чапаев действительно, как ни в чем не бывало, «всплыл» сразу после начала Великой Отечественной войны. В короткометражном агитационном ролике красный комдив таки добирается до противоположного берега, оживший Петька накидывает командиру на плечи бурку, подводит белого коня, и Василий Иванович призывает красноармейцев громить фашистов. Надо полагать, что это «воскрешение» также добавило героическому персонажу комизма в народном творчестве. Вот один из популярных анекдотов: Петька переплывает Урал на трофейном контрабасе. Анка с другого берега спрашивает: «Где Чапай?» — «Он с роялем. По дну толкает».
Как бы там ни было, но дети легендарного комдива и ветераны 25-й дивизии не жаловали ни роман комиссара Фурманова «Чапаев», ни одноименный художественный фильм, ни анекдоты. «Мой отец таким дураком не был, — вроде бы сказал однажды сын Василия Ивановича, генерал-майор артиллерии Александр Чапаев. — И не был он таким примитивным, как его представили в фильме. И на картошке ему объяснять прописные истины было некому и незачем, ведь рядом с ним сражались такие же фронтовики. (В одной из самых знаменитых сцен фильма «Чапаев» Василий Иванович, разложив на столе картошку, объясняет комбригу Петьке и комиссару Фурманову, где должен находиться командир во время боя.) Учитывал все особенности противника, предпочитал автомобиль лошади как более быстрое средство передвижения. Использовал авиацию для разведки и связи. Да, Чапаев ловко владел шашкой и любил коня, но образ рубаки в бурке — это не он». Как пишет в книге «Мой неизвестный Чапаев» правнучка комдива, Евгения Чапаева: «Фордик» Василия Ивановича (к этому времени он наконец-то получил автомобиль и называл его драндулетом) носился от одного до другого конца 50-километрового фронта дивизии».
А сослуживцы Чапаева вспоминали, что их командир никогда не употреблял спиртного и не курил. Впрочем, настоящий Василий Иванович уже мало кого интересовал, и красный командир увековечен в фольклоре беспробудным пьяницей: «Василий Иванович, мы белого взяли!» — «Сколько ящиков?!»
Василий Чапаев родился 9 февраля 1887 года в деревне Будайка Чебоксарского уезда Казанской губернии. Недоношенного семимесячного младенца отогревали в большой теплой варежке. Позже семья в поисках лучшей жизни переехала в село Балаково Николаевского уезда Самарской губернии. Там Василий Чапаев учился в церковно-приходской школе, затем плотничал вместе с отцом. Во время установления креста на церковном куполе Василий упал, но не получил даже царапины. В 1909 году Чапаев женился на Пелагее Метлиной, веселой красавице с косой до пят. Отец выбор сына не одобрил: «Виданное ли дело — крестьянскому сыну жениться на поповской дочке, да и поп, видать, с темным прошлым».
Через год у молодоженов, которые жили вместе с родителями Василия в маленьком домике, родился сын Александр, а в 1912-м — дочь Клавдия. Василий Иванович в это время занимался вместе с тестем реставрацией икон.
Как пишет Евгения Чапаева, однажды в церковь, где работал Василий, пришла старушка и попросила мастера восстановить икону Николая-угодника. Чапаев честно трудился над заказом около недели. Объявившуюся вскоре старушку результат его работы поверг в глубокий шок: с иконы на нее действительно глядел Николай-угодник, но… в папахе и с усами. Полупарализованная от ужаса бабка заорала не своим голосом и побежала жаловаться высокому начальству, а Чапаев с семьей после этого вынужден был некоторое время скрываться. В августе 1914 года, через неделю после рождения младшего сына Аркадия, разразилась Первая мировая война и Василий отправился на фронт.
Пелагея тем временем затосковала, и спуталась с кондуктором, который бросил ради красавицы семерых детей и парализованную супругу. Впрочем, приехавший на побывку Чапаев жену простил, и Пелагея, раскаявшись, вернулась к Василию, они даже сфотографировались вместе, но, как оказалось, в последний раз. После отъезда Чапаева на фронт Пелагея, бросив детей, окончательно ушла из семьи.
Тем временем погиб в боях друг Чапаева Петр Камишкерцев. Между друзьями существовала договоренность: в случае смерти одного другой позаботится о его семье. У Петра осталось две дочери — Олимпиада и Вера. В 1917 году вступивший в партию большевиков Чапаев разыскал семью друга и предложил забрать его детей к себе. Немолодая вдова Камишкерцева, которую также звали Пелагеей, не возражала и быстро стала собираться в дорогу. «А ты куда?» — спросил Чапаев. «К тебе, куда же еще», — ответила, заливаясь краской рябая Пелагея. О любви речь не шла, но… история повторилась. Пока Чапаев воевал, гражданская жена закрутила роман с начальником артиллерийского склада Георгием Живоложиновым.
В общем, не заладилось у Василия Ивановича с женщинами. Однажды, ввалившись в избу к Фурманову, Чапаев заметил на комиссарской кровати прятавшуюся под одеялом женщину. Вот как описывает этот эпизод жена Фурманова Анна Стешенко: «Он подозрительно посмотрел на меня, словно спрашивая, и что это за баба? «Жена?» — спросил Чапаев. «Да, — ответил Фурманов. — Она политпросветом будет заведовать». — «А, культуру, значит, насаждать будет…» Действительно, Анна Стешенко привезла с собой целый обоз с артистами и театральными декорациями. Весь этот балаган пришелся не по душе Чапаеву. Между ним и Фурмановым начались крупные разногласия, из дивизии то и дело летели телеграммы — жалобы начальству. Впрочем, есть версия, что комиссар жутко ревновал красавицу жену, к которой якобы приставал Чапаев, и поэтому называл его в своих записях «грязным, развратным человечишкой». Как бы там ни было, но их общий начальник Михаил Фрунзе отозвал Фурманова с женой из дивизии. А через полтора месяца Чапаев погиб.
В 1962 году дочь Чапаева Клавдия получила письмо из Венгрии, в котором бывшие сослуживцы отца, проживающие в Будапеште, написали, что в фильме ошибка. На самом деле раненого комдива удалось-таки переправить на плоту на другой берег Урала. По дороге Чапаев скончался, и его похоронили в прибрежном песке.
Что же касается Анки, то этот персонаж придумали авторы знаменитого фильма. В дивизии было две женщины: санитарка Мария Попова и Анна Стешенко, в честь которой и назвали пулеметчицу. А Петька, или командир батальона связи Петр Семенович Исаев, по одной версии, погиб вместе с Чапаевым, по другой — застрелился прямо за столом во время поминок по командиру. После выхода фильма «Чапаев» жена Петра Исаева повесилась, приняв киношный роман мужа с Анкой-пулеметчицей за чистую монету. Дочь не оправилась от смерти матери и вскоре тоже умерла. Остался сын, который, говорят, ненавидел все, что было связано с именем Чапаева.
Несмотря на трагизм судьбы легендарного комдива, анекдоты о Чапаеве сопровождают нас всю жизнь: «Поступает Василий Иванович в военную академию. Приемная комиссия решает, что такого известного человека надо обязательно принять. На вступительном экзамене у него спрашивают, указывая на портрет Карла Маркса:
— Скажите, кто это?
— Э-э-э…
— Мы вам подскажем первую букву — «М».
— Махно?! Ну зарос, не узнал».