Історія сучасності

Первый в мире воздушный таран, совершенный в небе Львовщины, стоил Петру Нестерову жизни

6:30 — 1 березня 2012 eye 1707

Разрушенный и полностью разграбленный музей, расположенный в Жовковском районе, к 125-летию со дня рождения легендарного авиатора наконец внесли в государственный реестр исторических памятников Украины

27 февраля многие авиационные училища мира традиционно посвящают часть занятий памяти легендарного летчика Петра Нестерова. С его именем связаны не только первые дальние перелеты, воздушный таран, планирование с выключенным двигателем, первый кинофильм, снятый в воздухе, на просмотр которого в кинотеатры ломились толпы киевлян. Днем мирового триумфа для Нестерова стало 27 августа 1913 года, когда над Сырецким полем возле Святошина в Киеве на самолете «Ньюпор-4» он совершил смертельно опасную, как раньше считалось, «мертвую петлю», впоследствии названную его именем. За новое слово в пилотаже Киевское общество воздухоплавания наградило Петра Нестерова золотым жетоном. Правда, царские генералы были весьма недовольны этим ошеломляющим успехом и прозвали аса «воздушным хулиганом».

Сделав расчеты, Нестеров пришел к выводу, что во время воздушного тарана собственный самолет можно все-таки сохранить

Пятого августа 1914 года авиаотряд под командованием Петра Нестерова отбыл на фронт. Он базировался на Западной Украине: в Ровно, Дубно, Львовской области.

— 18 августа начала наступление армия генерала Брусилова, а 19 августа — армия генерала Рузского, — рассказывает «ФАКТАМ» руководитель Галицкого авиационного историко-технического общества Ярослав Янчак. — Весь авиаотряд Петра Нестерова был задействован для воздушной разведки. Сохранились воспоминания о том, как 7 сентября летчики задержались в штабе и принялись обсуждать результаты разведки. В разговор вмешался генерал-квартирмейстер штаба Бонч-Бруевич. Он заметил, что дальнейшая судьба всего наступления будет во многом зависеть от того, насколько удастся скрыть от австрийцев новое направление движения русских корпусов. Мол, у противника тоже есть авиация, которая действует весьма активно. Особенно беспокоили разведывательные полеты австрийского самолета «Альбатрос», на котором летал опытный пилот. «Полеты эти надо прекратить, чтобы не сорвать планы наступления», — приказал генерал. Петр Нестеров со своего места иронически поинтересовался: «И как вы думаете это сделать, когда на наших самолетах нет никакого оружия, кроме револьвера у летчика?» «Нужно придумать способ атаки!» — отрезал Бонч-Бруевич.

Это был своеобразный вызов, поскольку все летчики русской армии знали, что Нестеров неоднократно высказывался за необходимость вооруженного воздушного боя, но большие военные чиновники отмахивались от его мнения. В конце знаменательной встречи Нестеров в присутствии всех дал честное слово русского офицера, что австриец перестанет летать. На том и разошлись.

Несколько раз после этого Петр Нестеров обсуждал идею воздушного тарана со своим другом, поручиком Александром Кованько. Сначала они сошлись на том, что это верная гибель, но потом Нестеров сделал расчеты и пришел к выводу, что если ударить колесами по плоскости вражеского самолета на попутном курсе, то собственный самолет можно сохранить. Однако смертельный риск по-прежнему оставался.

Между тем австрийский самолет-разведчик продолжал появляться над позициями русских войск. Стало известно даже, что управляли им лейтенант барон Розенталь с наблюдателем унтер-офицером Малиной.

На фронте было короткое затишье, и русское командование, чтобы хоть как-то развлечь офицеров, приняло решение устроить бал. Во время него и произошел публичный скандал. В присутствии всех генерал Бонч-Бруевич подозвал к себе Нестерова и принялся в оскорбительном тоне вычитывать штабс-капитана за то, что тот не выполнил слово офицера и не уничтожил австрийского разведчика. Все пояснения авиатора о том, что его невооруженный самолет устарел, что он маломощный и не может выкарабкаться на необходимую высоту, во внимание не принимались. «И это говорит наш герой, исполнитель „мертвой петли“!» — откровенно насмехался генерал над летчиком в присутствии других офицеров и дам.

С бала Нестеров вернулся в свою часть взбешенный. А через пару дней ему доложили, что в воздухе опять появился барон Розенталь. И русский летчик сразу же поднял ему навстречу свой старенький «Моран». Первый в истории авиации воздушный бой состоялся 18 сентября 1914 года — в небе над живописным селом Воля Высоцкая Жовковского района Львовской области. В результате нескольких удачно проведенных маневров Нестерову удалось подняться выше австрийца, а затем протаранить его самолет. Враг был уничтожен, но и Петр Николаевич не уберегся — его «Моран» рухнул на землю. По одной из версий, летчик погиб сразу, по другой — раненого Нестерова добили солдаты русского казачьего патруля во время банального ограбления.

*Плакат 1914 года, иллюстрирующий подвиг Петра Нестерова, — первый воздушный таран

На похороны и отпевание Петра Нестерова, которые проходили в Великом Никольском соборе, явился практически весь Киев. А к его могиле на Лукьяновском кладбище многие летчики ходят до сих пор. На доме, где Нестеров жил, установили мемориальную доску, в его честь называли улицы и малые планеты, устанавливали памятники, его опыт и идеи осваивали будущие авиаторы во всех государствах.

Остатки разгромленного музея стыдливо спрятали за забором — подальше от взглядов иностранных туристов

В 1951 году Жовковский район на Львовщине, где погиб знаменитый летчик, переименовали в Нестеровский. В конце 70-х прошлого века командующий Прикарпатским военным округом генерал армии Валентин Варенников принимает решение о создании мемориала Петра Нестерова. Строительство вели солдаты стройбата под надзором политработников ВВС. Это был музей со множеством экспонатов, с его личными вещами летчика. Рядом взметнулась ввысь 45-метровая стела, выполненная в виде знаменитой «мертвой петли», на конце которой установили самолет. Здесь же сделали надпись «От благодарных потомков». Открывали здание в январе 1979 года. На торжества из Горького специальным военным самолетом привезли 70-летнюю дочь летчика — Маргариту. Состоялся парад, в небе пролетели реактивные истребители…

Мемориал получил статус филиала музея Прикарпатского военного округа. Обслуживали его и охраняли солдаты батальона, расположенного в соседнем селе Воля Высоцкая.

В начале 1990-х под предлогом «возвращения исторического названия» Нестеровский район был снова переименован в Жовковский. При этом никого не смутило то, что эти земли некогда принадлежали польскому шляхтичу Жолкевскому, порубившему немало украинских казаков. Батальон был расформирован, охрану убрали. И местные жители начали потихоньку растаскивать музейное имущество: были сняты листы оцинкованного металла, выкопаны вечнозеленые ели, исчезли дорожные плиты, мраморная окантовка, унесены унитазы, двери, рамы, окна, трубы, а что нельзя было отодрать — просто уничтожили. Не осталось даже надписи «От благодарных потомков»! Ни власти Украины, ни власти России не обратили на этот вандализм никакого внимания. Остатки разгромленного музея стыдливо спрятали за забором — подальше от взглядов иностранных туристов, проезжающих по расположенной рядом международной автотрассе.

*В развалинах музея не сохранилась даже надпись «От благодарных потомков» (фото автора)

— Нельзя сказать, что мемориалом совсем никто не интересовался, — говорит президент благотворительного фонда «Миссия прогресса» Олег Лютиков. — Из Военно-воздушной академии Вооруженных Сил России несколько раз приезжали представители, которые в беседах со мной выражали тревогу по поводу судьбы музея. Но потом визиты прекратились. Наступил такой момент, когда я решил сам заняться этим делом. К нашему удивлению, у музея… не оказалось никаких документов. По заказу нашего фонда предприятие «Укрзападпроектреставрация» изготовило акт технического состояния памятника, паспорт объекта культурного наследия и учетную карточку объекта. А потом с октября 2009 года по конец 2011-го длились обращения в различные инстанции. Мы хотим восстановить музей и превратить его в многофункциональный комплекс международного уровня. Тут будет увековечен подвиг Петра Нестерова и его заслуги перед мировой авиацией, представлена экспозиция по истории авиации, а также размещены материалы о воинах других национальностей и стран, сражавшихся на этих землях во время Первой мировой войны.

Эту идею поддержали Львовская областная государственная администрация и Министерство культуры Украины, к ней проявило интерес Генеральное консульство Российской Федерации во Львове, нашла она понимание и у многих депутатов Жовковского райсовета. Недавно приказом Минкультуры музей был внесен в Государственный реестр памятников Украины местного значения.

— К сожалению, как обычно у нас бывает, средств на экспертизы и ремонтно-восстановительные работы нет, — сетует Олег Лютиков. — В поисках финансирования мы уже обратились к украинским предпринимателям и политикам. Кроме того, я как председатель Русского общества имени Александра Пушкина направил письмо с просьбой о помощи министру иностранных дел Российской Федерации Сергею Лаврову и министру вооруженных сил России Анатолию Сердюкову. Ответа пока нет.