На основных трассах, ведущих из столицы, работает система видеоконтроля «Рубеж», проверяющая транспортные средства сразу по нескольким милицейским базам данных
У злостных неплательщиков за коммунальные услуги автомобили будут отбирать прямо на дороге. Инициативу луганских властей на этой неделе подхватили в Киеве. К борьбе с должниками привлекут ГАИ. В начале февраля Кабмин предоставил инспекторам полномочия не только задерживать машины, на которые исполнительная служба наложила арест, но и забирать их на штрафплощадку. Мы уже приводили по этому поводу мнения руководства ГАИ и правозащитников, а также давали советы, как отстоять свою машину в ситуации, когда о существовании задолженности вас никто не предупреждал (читайте об этом здесь). Но часто теория — это одно, а практика — совсем другое. Чтобы увидеть, как в действительности работает схема по задержанию автомобилей за долги, мы попросили ГАИ разрешить нам подежурить вместе с инспекторами на одном из столичных КПП, оборудованном автоматической системой видеоконтроля «Рубеж». Таких стационарных постов в Киеве четыре — на Житомирской и Одесской трассах, Столичном шоссе и Броварском проспекте.
Стационарный пост «Быковня» находится на выезде из Киева в направлении Чернигова: камеры работающей здесь системы «Рубеж» установлены с обеих сторон в нескольких километрах от КПП. Информация выводится на монитор, за которым расположился инспектор дорожно-патрульной службы столичного полка ДПС старшина милиции Виталий Куликовский. На экране четко видно, какие автомобили въезжают в столицу и какие покидают город. За несколько секунд, по уверениям сотрудника ГАИ, система проверяет зафиксированный номер не только по базе «угон», но и на предмет розыска авто или же его госномера. Оказывается, есть и такая база. Запищит система, и когда автомобиль разыскивает Государственная исполнительная служба.
— Я работаю на постах уже десять лет, естественно, с перерывами на их закрытие, и могу сказать, что «Рубеж» очень нам помогает, — рассказывает Виталий Куликовский. — Ведь человек не может держать в голове более сотни ориентировок на авто, а пока сверишься с записями, время будет упущено. Зато система контроля за несколько секунд проверяет машину сразу по нескольким базам. К тому же не приходится лишний раз останавливать подходящие под ориентировку машины. Так что, можно сказать, система выполняет 70 процентов работы, особенно в темное время суток.
— Как реагируют водители, когда вы их останавливаете?
— По-разному. Недавно был случай: остановили мы внедорожник, объявленный в розыск исполнительной службой. После того как я сообщил причину водителю, тот начал чуть ли не бросаться на нас. «Какой розыск? Я никому ничего не должен. Я только недавно купил машину», — кричал он. Как потом выяснилось, человек приобрел внедорожник… по доверенности — у женщины, понабиравшей в разных банках кредитов на большие суммы. Отдавать она их не хочет, вот суд и вынес постановление арестовать имущество — автомобиль. А бедный мужик, мне его искренне жаль, даже и не догадывался, во что вляпался, сэкономив на переоформлении машины. Так что мой совет: покупайте снятый с учета автомобиль — это гарантия того, что он не числится в разных базах данных, в том числе и в розыске.
Бывают и комичные ситуации. Остановили мы престижную иномарку, которая была объявлена в розыск исполнительной службой. Объяснили водителю причину задержания авто, а он: «Ребята, я знаю, что должен 400 гривен. Давайте, съезжу сейчас на такси в сберкассу, заплачу долг, и мы разойдемся мирно». Но у нас такое не проходит! Объясняю ему: сейчас приедут из исполнительной службы, вот с ними и разбирайся, а я тебя отпустить не могу.
— И часто вам приходится вызывать представителей исполнительной службы?
— Как только мы останавливаем объявленный в розыск автомобиль, сразу же им сообщаем. Они на месте описывают машину и решают ее дальнейшую судьбу (сейчас инспекторы ГАИ могут и сами забирать задержанные автомобили на штрафплощадку, но для этого они должны иметь копию постановления исполнительной службы. — Авт.).
— Когда «Рубеж» не может определить автомобиль?
— Если номерной знак забрызган грязью. В таких случаях мы останавливаем машину и заставляем водителя вытереть госномер — это ведь нарушение Правил дорожного движения, — продолжает старшина милиции. — Ну а если водитель не реагирует на сигнал жезлом остановиться, то у нас на посту есть специальное приспособление «кактус» и машина, на которой мы можем догнать «беглеца». Правда, если он несется, к примеру, на «Порше» со скоростью под 200 километров в час, то мы просто сообщаем о нем всем постам и не преследуем, чтобы не создавать на дороге аварийную ситуацию.
— А можно убрать машину из базы данных?
— Да вы что, это технически невозможно! Все, что фиксирует «Рубеж», автоматически записывается не только у нас, но и у дежурного по полку, а также у дежурного по Управлению ГАИ МВД Украины. А теперь представьте, какие начнутся вопросы, когда у меня какого-то авто нет, а у дежурных оно числится. После сверки отчетов исчезновение обязательно обнаружится. Недавно у нас на посту вырубило свет, так я сразу позвонил и доложил дежурному об этом. Ведь камеры-то продолжают фиксировать все происходящее, несмотря на то, что у меня монитор не работает.
По словам начальника столичной Госавтоинспекции Анатолия Куринного, благодаря «Рубежу» за прошлый год было выявлено и задержано 740 транспортных средств: 713 были в розыске Государственной исполнительной службы, 15 числились в угоне, 7 задержали за нарушение таможенных правил, в 5 случаях в розыске находились номерные знаки.
Впрочем, инспектор Виталий Куликовский признался, что последнее время «разыскники» в объектив «Рубежа» стали попадаться реже. Похоже, водители поумнели. Ведь выехать из Киева можно и окольными путями…