Харьковский милиционер Сергей Евлахов, погибший в перестрелке с бандитом, посмертно награжден «Крестом Славы»
О перестрелке в Харькове, которая обернулась трагедией — гибелью 33-летнего сержанта милиции Сергея Евлахова, «ФАКТЫ» уже сообщали. Сейчас два милиционера, также участвовавших в задержании, находятся в больнице. В соседней палате лежит раненый преступник, который пока категорически отказывается давать показания
Тем летним вечером в спальном районе Харькова Алексеевке было безлюдно: по телевизору в это время транслировали очередной футбольный матч, и внимание многих было приковано к телевизору. Сотрудники патрульно-постовой службы Сергей Евлахов и Евгений Лахматов обходили территорию Дзержинского района. Неожиданно милиционеры увидели парня, необычно тепло одетого, с большой сумкой и в белых хирургических перчатках.
Милиционеры попросили его предъявить документы. Молодой человек присел на корточки якобы для того, чтобы достать паспорт из сумки, однако вместо документов в его руках появился газовый баллончик. Парень резко выпустил струю газа в лицо милиционерам и быстро побежал в арку близлежащего дома. Отдышавшись и откашлявшись, сержанты милиции бросились в погоню.
Сергей Евлахов вырос в этом районе города, и запутанные лабиринты здешних улиц знал, как свои пять пальцев. Он сразу просчитал, что преступнику будет сложнее уйти, если они с напарником возьмут его «в кольцо», разделившись, чтобы перекрыть пути отступления с двух сторон. Сергей бросился следом за преступником, а Евгений побежал за дом с другой стороны. Там он увидел машину вневедомственной охраны и попросил старшину милиции Юрия Логвинова о помощи.
Убегавший от милиции молодой человек, пережидая погоню, присел за кустами на пустыре возле гаражей. Когда в его поле зрения появился Сергей Евлахов, парень дождался, пока милиционер повернется к нему спиной, и сделал несколько выстрелов. Превозмогая боль, Сергей все же успел сделать несколько ответных выстрелов в сторону преступника, но промахнулся Он умер на глазах у подбежавших товарищей.
«Стрелку» удалось скрыться. На его поимку был брошен весь личный состав харьковской милиции.
- В тот вечер я возвращался домой. Возле дома увидел много машин и большое скопление народа, — делится воспоминаниями 24-летний харьковчанин. — Фонарь, работающий на генераторе, освещал территорию. В зоне оцепления какой-то красный дым, по двору ходят следователи. Стоящие вокруг люди переговаривались, что убили милиционера при исполнении. Жена сказала, что слышала около трех выстрелов, она подумала — фейерверк
Всю ночь, квартира за квартирой, двор за двором, правоохранители обходили место трагедии, выясняя у свидетелей малейшие подробности убийства.
Обнаруженная на месте трагедии гильза от охотничьего самозарядного карабина стала главной уликой в поимке стрелявшего преступника. Его вычислили утром на следующий день, проверяя тех, кто имел зарегистрированные охотничьи ружья.
Обыск дома длился несколько часов — из всевозможных укромных мест и тайников, коробок, мебели оперативники извлекали оружие. В доме был целый арсенал: наган, охотничья винтовка «Сайга», пистолет-пулемет, пистолет ТТ, боевые патроны, макеты ружей, многочисленные географические карты, в том числе детальный план Харькова. На момент проведения следствия правоохранители отказываются давать предварительные комментарии. Однако, как стало известно «ФАКТАМ» из собственных источников, одна из отрабатываемых версий — отец и сын были «черными оружейниками» и занимались скупкой оружия для его дальнейшей переделки и перепродажи.
Сразу после задержания Артема под конвоем отвезли в больницу, где его прооперировали. Сейчас он находится под охраной милиции. А в соседней палате лежат раненные им сотрудники милиции — инспектор Юрий Логвинов и сержант патрульной службы Евгений Лахматов. (На днях их наградили «Почетным знаком МВД Украины». )
«Крест Славы» матери погибшего Сергея Евлахова — Марии Евлаховой, вручал лично глава МВД Анатолий Могилев. «Да, я знаю, что мой сын герой, но теперь я осталась одна», — прошептала измученная горем женщина чиновнику, принимая посмертную награду убитого сына. От горя она еле держалась на ногах. На похоронах дежурила машина скорой помощи, и самочувствие матери убитого милиционера поддерживали уколами и сильнодействующими препаратами.
- Сережа в тот день очень хотел остаться дома, помочь маме по хозяйству. Словно что-то чувствовал, — со слезами на глазах вспоминает соседка Надежда Ковтун. — Его мать говорила, что он звонил на работу, но там его не смогли подменить. Я не знаю, как она теперь будет жить. Сорок дней назад похоронила мужа, а теперь вот и сына И правду в народе говорят, что Бог забирает на небо самых лучших. Сережа был именно из таких: честный, трудолюбивый и очень порядочный. Вы зайдите к ним в дом, посмотрите, как они с матерью живут. Скромно и очень бедно. Сережка за все время своей работы ни одного человека не обидел. Только и успел отслужить в армии и закончить школу милиции. Последний год им было нелегко — отец тяжело болел, ухаживали за ним долго. Вот похоронили недавно — и снова такое горе. У Марии есть еще один сын — старший Александр, но у него своя семья, и живет он отдельно.
- Мама всегда очень переживала, когда Сергей уходил на дежурство, — вспоминает брат Александр. — Он с детства мечтал быть милиционером, работать в уголовном розыске. Мы понимали, что это опасно, но отговорить его не смогли — это была его настоящая мечта. Сергей учился на четвертом курсе университета МВД. Хотел завести семью Мне очень тяжело говорить о брате в прошедшем времени. Я этого еще не осознал. Знаю, что в ту ночь, когда все случилось, мама почти не ложилась спать, все караулила у окна. Она что-то чувствовала. И когда утром в квартиру пришли его сослуживцы, все поняла без слов. Конечно, мы понимаем, что Сергей совершил подвиг, бросился наперерез вооруженному бандиту. Ведь неизвестно, что было на уме у того парня, и сколько бы он еще положил людей. Мы все это понимаем, но нам от этого не легче.
В райотделе, где проходил службу Сергей Евлахов, говорят, что в сентябре ему должны были присвоить очередное звание — прапорщика милиции. Глава МВД Анатолий Могилев пообещал, что лично обратится к Президенту Украины с просьбой, чтобы погибшего сотрудника посмертно представили к президентской награде.
Как ни печально, но смерть милиционера на боевом посту от рук вооруженного преступника расколола жителей Харькова на два абсолютно противоположных лагеря. Это трагическое событие несколько дней подряд харьковчане довольно оживленно обсуждали в интернете, на самом посещаемом форуме города. Простых слов соболезнования близким погибшего было сказано немного. О том, что семья Евлаховых жила очень бедно, а Сергей был не вполне типичным «пэпээсником», за свою жизнь не ударившим ни одного бомжа и алкоголика, написали несколько человек — те, кто знал эту семью лично. Большинство же харьковчан, забыв, что о мертвых либо хорошо, либо никак, вовсю изгалялись над убитым милиционером. Скорее, не над ним лично, а над всей системой правоохранительных органов, которая давно утратила настоящий авторитет и уважение общества.
«Как человека его, конечно, жаль. Как милиционера — нет. И вот почему, — пишет на «Харьков — форуме» пользователь под ником Денис. — Ведь ни для кого не секрет, что менты крышуют криминалитет. Воры, бандиты, торговцы оружием, наркотиками, все, кто занимается нелегальным бизнесом, платят милиции дань. А ловят и сажают либо случайных людей, либо тех, кто зажрался. Ведь милиции нужно тоже показывать, что она не зря свой хлеб ест. И они почти все знают: и где торгуют наркотой, и где можно купить «ствол». Наша милиция сама вырастила этого «автоматчика». Так же, как и наркоманов, которые по ночам режут на улицах людей за «дозу». И слова: «Он получил пулю, которая предназначалась кому-то другому» из уст генералов, полковников — блеф. Этой пули и этого автомата, и этого стрелявшего вообще могло бы и не быть. Если бы в милиции честно работали, а не «крышевали».
Сами же правоохранители с горечью признавались, что «государство уже давно бросило милицию на произвол судьбы». «По всей Украине в последние годы погибли десятки милиционеров. И виноваты в этом милицейское руководство и прокуратура, — сказал один из сотрудников милиции, не захотевший называть свое имя. — Генералы думают только о своей пенсии да еще о том, как спокойно работать в своих кабинетах, с кондиционерами, перекурами, чаями. За каждое применение милиционером табельного оружия поднимается такой вой, с дальнейшим увольнением задним числом из органов. Вот и боятся «пэпээсники» применять первыми табельное Чтобы потом начальство не заругало да прокуратура не затаскала».
После трагической гибели харьковского милиционера Анатолий Могилев констатировал, что в системе есть недоработки, и инструкции по действиям милиции в экстренных ситуациях нужно пересматривать. «Мы напишем новые правила. Но, увы, очень дорогой ценой — ценой крови таких вот парней, совершающих подвиги в мирное время», — сказал Анатолий Могилев.