Выставка работ выдающегося живописца рубежа XIX и XX веков, посвященная 150-летию со дня его рождения, открылась в Государственной Третьяковской галерее
Картины Константина Коровина сегодня невероятно популярны у российских и украинских коллекционеров. На аукционах они стоят сотни тысяч долларов. И уже в день открытия выставки в Третьяковскую галерею выстроилась огромная очередь из ценителей прекрасного. Парадоксально, что сам художник, снискавший славу первого русского импрессиониста, умер фактически в бедности…
Выставка «Константин Коровин. Живопись и театр» — один из самых масштабных мировых художественных проектов года. В экспозиции представлены около 240 лучших произведений мастера из Третьяковской галереи, из более двадцати музеев России и стран ближнего зарубежья, из частных коллекций.
Картины яркие, жизнерадостные. Необыкновенно красивы виды Парижа, запечатленные во время поездок художника во Францию в начале прошлого века, панно с изображением природы крайнего Севера,
*Любимый образ художника в гурзуфских натюрмортах — розы
В 1904 году Коровин приехал в Ялту, чтобы навестить тяжело болеющего Чехова. Крым произвел на живописца такое сильное впечатление, что он решил приобрести участок земли на берегу Гурзуфского залива. По своему проекту Константин Коровин в 1910 году построил виллу «Саламбо», откуда открывался красивый вид на море. Здесь гостили Репин, Горький, Суриков, Куприн, Шаляпин…
Коровин творил в Гурзуфе с 1910 по 1917 год. Революция поломала художнику жизнь — в новой России его творчество оказалось невостребованным. Но и в Париже, куда Коровин уехал, снискать прежнюю популярность ему не удалось.
— Непросто складывались судьбы многих представителей русской интеллигенции, уехавших после революции в Европу, — говорит куратор выставки Ольга Атрощенко. — В дореволюционной России Константин Коровин не бедствовал. Получал постоянные заказы в театрах, был востребован и как архитектор, картины его покупали коллекционеры.
Популярность Коровина достигла такого масштаба, что работы художника подделывали еще при его жизни. Он даже сокрушался, как это неприятно, когда тебя пытаются копировать да еще и подписывают фальшивку твоим именем. Увы, в Париже работы Коровина не покупали так, как прежде на родине.
В эмиграции живописец очень тяжело переживал разлуку с Россией. Тосковал так сильно, что постоянно видел во сне места, где жил прежде, ощущал запахи родной земли, прелых листьев, зерна на гумне… Все это Коровин описал в своих рассказах на склоне жизни.
Одна из изюминок выставки — портрет Федора Шаляпина (на фото)
Настоящей сенсацией экспозиции стали чудом сохранившиеся декорации Константина Коровина к опере Римского-Корсакова «Золотой петушок». Несколько лет назад их передал в дар Государственному центральному театральному музею имени Бахрушина внук художника Василия Поленова Александр Ляпин.
Как известно, в 1900 году Коровин возглавил театрально-декорационную мастерскую императорских театров — Большого в Москве и Мариинского в Санкт-Петербурге. За два десятилетия оформил более 80 балетов. Декорации к опере «Золотой петушок» были созданы уже в годы эмиграции для театра города Виши во Франции.
Полюбоваться произведениями Константина Коровина ценители прекрасного смогут до 12 августа.