«ФАКТЫ» сообщали о том, что цены на горючее стремительно повышаются. Напомним, что по прогнозам экспертов к концу апреля стоимость бензина А-95 может достичь 12 гривен за литр. Поэтому правительство таки решило принять меры для сдерживания цен. Кабинет министров Украины согласился ввести плавающие ставки акцизов, которые должны компенсировать скачки мировых цен на нефть. Однако проекту документа еще предстоит пройти утверждение в парламенте. Поэтому эксперты считают, что в ближайший месяц новый механизм налогообложения нефтепродуктов вряд ли заработает, и в апреле цены на заправках продолжат расти.
Рассказать о том, как отразится на стоимости горючего введение плавающих ставок акцизов, «ФАКТЫ» попросили директора «Консалтинговой группы А-95» Сергея Куюна:
— Сама идея дифференцированного подхода к взиманию акциза на нефтепродукты неплоха. Но на практике от ее воплощения можно ожидать неприятных сюрпризов. Например, благое намерение правительства бороться с подпольными нефтеперерабатывающими заводами обернулось запретом технических условий на производство высококачественного бензина.
Настораживает, что чиновники не хотят комплексно подходить к вопросу и снижать налоги для конечного потребителя. Если по нынешней системе водители платят фиксированный налог постоянно, то после введения плавающих ставок акцизов они получат отсрочку по уплате налогов. То есть в период высоких цен на нефть с потребителей будут брать меньший налог, зато после снижения стоимости нефти с них возьмут все, что они недоплатили.
Я считаю, что механизм регулирования ставок акцизного сбора надо дорабатывать и в целом уменьшать налоговое бремя на потребителей топлива. Для этого необходимо переместить основную налоговую нагрузку с водителей на нефтедобывающие компании, которые получают наибольшую прибыль в цепочке от скважины до бензоколонки.