Фрэнсис Форд Коппола — человек-легенда. Обладатель многочисленных «Оскаров», «Золотых глобусов», «Пальмовых ветвей» и наград Сценарной и Режиссерской гильдий, прославился фильмами «Крестный отец», «Разговор», «Апокалипсис сегодня» и «Дракула». В московском кинотеатре «Пионер» знаменитый режиссер презентовал новую картину-триллер «Между», снятую небольшой командой за семь недель в пределах 70 миль от его дома в северной Калифорнии. Известно, что некоторые сцены снимались непосредственно в его доме. «Между» — история о потерявшем вдохновение писателе, который приезжает в захолустный городок, где пытается разгадать серию убийств
73-летний Коппола, остановившийся в гостинице Redisson Royal (»Украина»), полон энергии и идей. Ярко-зеленый галстук в каком-то смысле олицетворяет его неуемную творческую натуру.
— История создания «Между» мистична, — рассказывает Фрэнсис Форд Коппола. — В октябре 2009 года я приехал в Стамбул, чтобы присмотреть места для съемок очередного фильма. Как-то обедал с девушкой-юристом, которая консультировала меня по условиям контракта с местными властями, и с ее сестрой. Мы попивали традиционный местный ликер — ракию. Придя в гостиницу и тут же заснув, я оказался во власти необычного сна — фактически готового сценария к фильму ужасов. Неожиданно меня разбудил призыв к утренней молитве, который доносился из соседней мечети. Но я сказал себе: надо досмотреть, чем все это закончится. Увы, сон ушел безвозвратно. Открыв глаза, я тут же записал на диктофон то, что запомнил
— Вы, как известно, гордитесь тем, что бюджет фильма небольшой и что снимали картину исключительно на свои средства.
— Я хотел вернуться в студенческие годы — в то мироощущение, когда, несмотря на отсутствие средств, идешь вперед. В моей жизни были и такие времена, когда из-за отсутствия денег не мог пригласить в кино девушку. Даже на еду порой не хватало! Но была мечта. Я смотрел на своего эрудированного, начитанного старшего брата и во всем хотел быть на него похожим. Он пользовался авторитетом у друзей.
И я стал читать запоем. Еще в детстве знал все сказки Андерсена, братьев Гримм А когда в юности прочитал пьесу «Трамвай «Желание», она меня потрясла. Решил стать драматургом.
Еще одним потрясением стал фильм Сергея Эйзенштейна «Десять дней, которые потрясли мир» (»Октябрь»). Как сейчас помню, кроме меня, в зале сидело всего пять человек. До того я никогда не видел немого кино и даже подумал: наверное, в фильме отрезали звук. Картина была настолько зрелищной, что после показа я захотел все узнать о ее режиссере, прочел о нем немало и захотел связать свою жизнь с кинематографом.
— А в чем сейчас черпаете вдохновение?
— Нынче многие люди одержимы успехом. Гонятся за ним, подстегиваемые рекламой. Все это для меня не представляет уже сегодня интереса. Ко мне успех пришел в молодости. Свой первый фильм я снял в 22 года. Но многие из тех, кто был успешным, спустя время испытывают неудовлетворенность. И я не исключение. Знаю, что уже не сниму такой фильм, как «Крестный отец». Невозможно быть одинаково успешным на протяжении сорока лет.
Когда на душе пасмурно, иду в парк, смотрю на играющих там детей и становлюсь счастливым. Даже одна неделя, проведенная за городом, способна наладить жизнь. Много лет я живу за городом — с ощущением, что все имею и более ничего не надо. Но превращаться в ворчливого старика не хочу. Чтобы оставаться молодым, нужно конкурировать с самим собой прежним, нужно становиться новым человеком.
— Ваши дети София и Роман пошли по вашим стопам и тоже добились в кинематографии успеха. Наверняка находятся те, кто вас упрекает в семейственности?
— Знаете, я очень люблю своих детей. Как только женился, поклялся, что всегда буду брать сына и дочь с собой на
*Звездная семья режиссера: его племянник Николас Кейдж, дочь София и сам Коппола
— Вы не только известный режиссер, но и винодел. Ваши виноградники стали местом паломничества туристов. Особенно им нравятся «слепые дегустации», когда с закрытыми глазами по аромату напитка участникам предлагают определить вино и сорт винограда, из которого оно изготовлено.
— Винные ароматы — дело тонкое. Не сразу понимаешь разницу в оттенках, нужно мастерство, чтобы выделить те или иные ноты в букете. Мне же это занятие доставляет удовольствие. Недавно для своих отелей я попытался разработать винный аромат, который бы присутствовал в мыле, например. Получилась многогранная и изысканная композиция.
Что касается вин, мне очень понравились те, которые я попробовал в Москве в грузинском ресторане. А еще — потрясающе вкусный и ароматный теплый хлеб.
Я и сам люблю готовить. Седьмого апреля — накануне Пасхи — у меня день рождения. Вернувшись домой, порадую домашних блюдами японской кухни собственного приготовления. За столом соберется вся семья: жена, дети, внуки. Все обязательно будут в кимоно.
— Каких подарков от них ждете?
— Семья всегда старается удивить чем-то оригинальным. Как-то дети пригласили поздравить меня знаменитую американскую фотомодель и актрису Диту фон Тиз. Это стало для меня полной неожиданностью. А много лет назад жена пригласила на мой день рождения актрису, которая была моим кумиром с 14 лет.
— Как вы считаете, каким кино будет в будущем?
— Сейчас все восторженно отзываются о 3D-фильмах. Нечто подобное, когда стереокино смотрели в очках, уже было — еще в моей молодости. Мне не очень нравится смотреть фильмы таким образом. Быть может, потому что ношу очки, а надевать очки на очки как-то, согласитесь, не совсем комфортно. Поэтому, если сниму фильм, то в формате 3D сделаю, наверное, только концовку. Каким станет кино в будущем? Трудно сказать. Кинематографу всего сто лет. Думаю, мы лишь в начале пути.
— Что вас поразило в Москве?
— Я не впервые в России. Здесь удивительные люди — приветливые, доброжелательные, творческие. Я посетил Политехнический музей, где открыл для себя много любопытного. Меня всегда интересовала наука: квантовая физика, астрономия, философия С детства пытался постигнуть, как устроен мир. И мне кажется, уже в ближайшем будущем человечество ждут открытия, которые кардинально изменят представления о нем.
В наше время мир особенно стремительно меняется. В моем детстве Нью-Йорк так отличался от Калифорнии, как будто они находились в разных странах. Сейчас мир становится теснее. Отличия исчезают, зато всюду айфоны, компьютеры. Хорошо ли это? Не знаю
— Над чем сейчас работаете?
— Это масштабный проект. В новом фильме, который собираюсь снимать в Нью-Йорке, хочу показать эпоху, представителем которой являюсь. Для меня мои фильмы — во многом попытка понять самого себя.