Україна

«В разные периоды времени Андреевский спуск отличался либо своей удивительной заброшенностью, либо громкой славой… публичных домов»

7:00 — 24 квітня 2012 eye 1357

Несмотря на сегодняшний строительный хаос, музеи на Андреевском спуске продолжают работать. В Музее одной улицы до конца мая открыта специальная фотоэкспозиция, демонстрирующая, каким в разное время был спуск на протяжении 150 лет. В начале ХVIII века некогда неширокую тропу между горами для пешеходов и всадников расширили для повозок. Застраивали улицу в основном во второй половине ХIХ века.

В период первой реконструкции в начале 1980-х годов было разрушено несколько старых домов, а буквально на днях снесли здания швейной фабрики «Юность» постройки конца 1970-х. О том, как менялся облик Андреевского спуска в разные периоды, идет ли ему на пользу реконструкция, «ФАКТАМ» рассказал директор Музея одной улицы Дмитрий Шленский.

«Наступила эпоха градостроительного беспредела. Если это не остановить, дух города исчезнет»

— Дмитрий Васильевич, на фотографиях 30-летней давности видно, что на Андреевском укладывали инженерные сети, и вот снова… Неужели те устарели?

 — Потребность спуска в ливневой канализации была всегда. Какое-то время трубы доходили только до Боричева Тока, потом вода с гор уходила в специальные улавливатели, и стоки направлялись под землю. Проливные майские дожди в 1980-х — начале 1990-х, как правило, сносили все на своем пути. Под натиском осадков даже деревянный забор от замка Ричарда однажды… «поплыл» вниз.

*Замок Ричарда приспособили при строительстве к очень специфическому киевскому рельефу

В 1982-м инженерные сети уложили не на всем спуске. А теперь они нужны для гостиничных комплексов, которые, несомненно, здесь появятся. Ведь несколько пустующих мест (они наверняка да-а-авно куплены и зарезервированы под строительство тех же гостиниц) — кандидаты на застройку: участки напротив домов №№ 14,16 и № 32 (возле старого № 34), стройплощадкой стала и территория разрушенной фабрики «Юность» (создана в 1970-х)…

— Но не допустят же в таком сложном, с точки зрения геологии, месте высокоэтажную застройку?

 — К сожалению, деньги и бизнес играют первостепенную роль, а что будет с улицей, мало кого интересует. Наступила эпоха градостроительного беспредела. Если это не остановить, дух города исчезнет, ведь понемногу Киев превращается в строительно-продажную площадку. Касается это и Андреевского спуска. В 1982-м его ремонтировали более полугода, и то не все сделали, а теперь хотят за пару месяцев навести шик. На фотографиях спуска 30-летней давности дорога и тротуары блистают чистотой после свежего ремонта. Но через десять лет все стало разваливаться. Этому в немалой степени способствовали бесконтрольные вмешательства в конструкции: «подкопы» под фундаменты, появились какие-то лестницы, пристройки, исчезли фонари…

А ведь Андреевский спуск ни с французским Монмартром, ни с московским Арбатом не сравнить. Киевской улице-трудяге присущи свои традиции. Она задумывалась для мастеров художественных промыслов, а сегодня, увы… Мастерские под угрозой выселения, например, на месте дома № 18 давно запроектирована очередная безликая «стекляшка». После ремонта 1982 года все первые этажи зданий освобождались под самобытные магазинчики, выставки, салоны. Перед открытием они пахли краской и… надеждой. А сейчас повсеместно продают, пардон, трусы, носки и всякую китайскую сувенирную дребедень — словом, ширпотреб. По-моему, действительно интересных вещей мало, как, впрочем, и настоящих МАСТЕРОВ. Монеты, матрешки-поделки, лубочные картинки — этот уровень далек от прежнего спуска. Я не против закусочных и магазинчиков, только пусть они будут органичны с улицей. А монстры из стекла и бетона, если не найдется места галереям, не украсят спуск…

— С легкой руки Виктора Некрасова в середине ХХ века легендой спуска стал дом Михаила Булгакова — «Дом Турбиных». Писатель называл эту улицу «самой киевской из киевских»…

 — Считается, что именно с летописного спуска Боричева и возник город, и пошла земля Киевской Руси — пуповина, соединяющая верхний княжий град с Подолом. Улица очень старая, наверняка она видоизменялась, а в ХVIII веке даже была немного «спрямлена». Необычайно мистическое место. Например, существует легенда, что апостол Андрей Первозванный, побывав здесь, установил на горе крест и предрек будущее великому городу. А известный археолог Кондратий Лохвицкий (он открыл для нас Золотые ворота, откопал и остатки церкви Святой Ирины) в 30-е годы ХIХ века занялся поиском легендарного креста и при раскопках на проезжей части гористого спуска натолкнулся на яму с полусгнившим зерном, на дне которой обнаружил остатки древесины. Вот эту-то находку идентифицировали как крест апостола, вернее, то, что от него осталось.

Легенды на Андреевском спуске жили всегда. Тайной окутаны древние капища, которые нашел археолог Викентий Хвойка. В том же ряду ведьмы, летающие на Лысую гору (Замковую), истории о деревянном замке, якобы возвышавшемся на Замковой горе и сгоревшем во время освободительной войны Богдана Хмельницкого в 1648 году. На улице, где уживались вымыслы, легенды, байки и истории, люди работали, страдали, веселились, рождались и умирали. В разные периоды времени улица отличалась либо своей удивительной заброшенностью, либо громкой славой… публичных домов.

«Гору Уздыхальницу намеревались срыть, а грунт использовать для возведения Оболонской дамбы»

— А когда стали выдавать разрешения на застройку спуска?

 — Сохранились документальные свидетельства, что первые разрешения на одиночные постройки датированы 1802 годом. Еще до пожара 1811 года (тогда сгорел весь деревянный Подол) киевский архитектор Андрей Меленский стал планировать застройку Подола. И первые мещане получали участки на неудобном спуске: сперва заселяли верхнюю его часть, затем нижнюю и в последнюю очередь — центральную.

В основном на спуске строили деревянные дома (кроме последних доходных домов начала ХХ века: №№ 3, 15, 34 и других). На кирпичных полуподвалах возводился сруб, обложенный кирпичом. Делалось это с умыслом: когда горы «давили» на здания, трещала только кирпичная облицовка, а «живой» сруб, двигаясь, выдерживал. Наш музей одно время находился в деревянном доме № 22б (с неимоверно прочными и толстыми колодами), обложенном кирпичом.

— Проезжая и жилая части спуска неоднократно ремонтировались из-за капризов крутой горы Уздыхальницы или по другим причинам?

 — Да, оползни были нередки: горы «давили» на дорогу, заставляя ее сползать. Ведь участки земли продавались под застройку с кусками гор (к примеру, часто сползали участки усадеб №№ 8, 15, 22). Последнее обрушение горы Уздыхальницы случилось в 1990-м рядом с домом № 11 (за домом № 13, в котором жил в начале ХХ века писатель Михаил Булгаков). Тогда владельцы армянского арт-кафе попытались без согласований «покопаться» в горе, и огромная ее часть… просто съехала. Пришлось проводить срочные противооползневые работы.

«Капризную» гору Уздыхальницу намеревались даже срыть, а грунт использовать для возведения Оболонской дамбы. Не вышло. Примерно с периода постройки Замка Ричарда (1902-1904 годы) проблем из-за оползней в этом месте стало поменьше — замок «подпер» с одной стороны гору, и она «присмирела».

А за домом № 19 (один из уникальных деревянных резных домов) был свой просторный двор (как раз отрог Уздыхальницы), где размещалось местное футбольное поле, которое после войны обвалилось на Боричев ток. Сейчас там осталась лишь кромка горы.

— Видимо, в старину строить на холмах было непросто. А остались проекты, которым не суждено было исполниться?

 — После войны намеревались достроить известную правительственную площадь (где ныне размещается Министерство иностранных дел). Тогда же была идея снести дом возле Андреевской церкви, где жил художник Врубель (сейчас там размещается часть Министерства по делам семьи, молодежи и спорта) и спустить огромную лестницу вниз — от церкви к улице Андреевской, а спуск спланировать в виде полукруглой эстакады для проезда на Подол. Не сбылось. Андреевский спуск оставался в таком виде примерно до конца ХХ столетия. К сожалению, во время реконструкции 1981-1982 годов снесли несколько самых старых и непрезентабельных домов (одноэтажных мазанок).

— Андреевская церковь, стоящая на холме, строилась с учетом оползневой ситуации?

 — Изначально проект церкви (строили в 1748-1854 годы) был проблемным, так как его автор, итальянский архитектор Бартоломео Растрелли, не учел угрозу оползней. Растрелли вообще не показывался на стройплощадке, а руководил работами Иван Мичурин, который успешно «вписал» храм, подогнав проект к реалиям спуска. Полную реставрацию Андреевской церкви (в 1974-1975 годах) выполнили по фотографиям, предоставленным венским музеем «Альбертина». Но в облике сооружения кое-что было испорчено или утрачено. Реставраторы «перегрузили» купол золотом и немного «пригнули» церковь, хотя в прежнем виде она «парила» над городом.

— Андреевский спуск стал главным туристическим маршрутом, а одна из его достопримечательностей — замок Ричарда со своими загадками, в том числе и строительными. Правда, что хозяин замка еще и присвоил территорию под замок?

 — В 1990-х годах некоторые бывшие его жильцы подтверждали: им доводилось слышать «вой привидений». Звуки возникали просто из-за неправильного устройства печных каналов — так строители отомстили хозяевам, якобы не рассчитавшимся с ними за работу.

Киевский промышленник Дмитрий Орлов, владевший в начале ХХ века большой усадьбой, не обязан был брать разрешение при строительстве дома на небольшом участке своей территории. Но после возведения замка участок все-таки разделили: появились № 15 и № 17, а отсюда — слух о самозахвате земли. Кстати, имя автора проекта замка неизвестно. Правда, киевовед Михаил Кальницкий обнаружил похожий проект (для одного из домов Санкт-Петербурга конца XIX — начала XX веков) архитектора Роберта Марфельда. Нереализованный на севере, проект то ли выкупили, то ли украли, а замок приспособили к киевскому очень специфическому рельефу.

*Андреевский спуск ни с французским Монмартром, ни с московским Арбатом не сравнить. Киевской улице-трудяге присущи свои традиции. Фото Сергея Даценко, «ФАКТЫ»

— Мистические происшествия на спуске связывают с его особой энергетикой. Вроде бы улица находится на осевой линии, на которую «нанизаны» киевские храмы, в том числе и Андреевская церковь. Геологи считают, что по этой линии проходят глубинные разломы в земной коре, через которые и освобождаются положительные энергопотоки. Что вы думаете на этот счет?

 — Мистическое здесь сплошь и рядом, начиная с мифических князей — основателей города, о которых нет летописной достоверной литературы. Те же летающие ведьмы, устраивавшие шабаши на Лысой горе… Многие пытались разгадать тайны спуска. Был ли спуск Боричев Андреевским спуском или нет? Тянулся ли он от церкви (Десятинной или Андреевской) до Подола или уходил от Воздвиженской в сторону Житнего рынка? Со временем что-то менялось, стиралось, но горы-то все равно должны были оставаться. А сохранившиеся карты ХVII столетия не позволяют соотнести изображения на них с реальностью. Как бы там ни было, думаю, Андреевский спуск обладает какой-то вечной притягательной силой, и его «внутренний код» значит много больше, чем представляется.

Андреевский спуск едва ли не единственная в Европе улица, имеющая собственный музей. И здесь достаточно ощутима энергетика спуска. Помню, как-то во время обряда освящения помещений музея я почувствовал сгусток энергии (даже физически ощутил ее), как будто присутствовало множество людей — собрались ВСЕ. В музее же много вещей киевлян, обитавших на спуске, и эта накопленная за долгие периоды энергетика не может исчезнуть.

— А что раньше было на месте музея?

 — Здания постройки 1912-го и 1915 годов возводились как жилые доходные дома, а первые этажи предназначались для магазинов. В нашем доме в 1915 году размещалась обувная фабрика, потом были производственные помещения, а после войны 1941-1945 годов — профессионально-техническое училище, где готовили мастеров-закройщиков мужского и женского платья, которые высоко ценились по всей стране. К 1998 году это все рухнуло безвозвратно. Одну часть помещений передали нашему музею, другая перешла к галерее (ныне сдавшей эти площади кофейне), а какую-то площадь занимали то одни заведения, то другие, используя ее по разному назначению.