Наука та технології

Добавление в топливо небольшого количества биоэтанола поможет снизить зависимость Украины от поставок нефти из-за рубежа и уменьшить выбросы вредных веществ в атмосферу

10:37 — 25 квітня 2012 eye 590

Начиная с 2014 года весь продаваемый на территории нашей страны бензин должен содержать не менее пяти процентов биоэтанола: соответствующий законопроект подготовлен правительством

К 2020 году продаваемое в Европе топливо для автомобилей будет не менее чем на десять процентов состоять из компонентов на основе биологического сырья, например, биоэтанола — обезвоженного этилового спирта. Вместе со странами Евросоюза переходить на более безопасное для окружающей среды топливо собирается и Украина, ведь не так давно наша страна присоединилась к Европейскому энергетическому сообществу, а значит, теперь вынуждена внедрять европейские стандарты. Нормы по содержанию биоэтанола в бензине правительство планирует вводить постепенно. Поначалу минимальная концентрация добавки составит пять процентов. В следующем году требование будет носить лишь рекомендательный характер, а начиная с 2014-го — уже обязательный. С 2016 года минимальную долю биотоплива увеличат до семи процентов.

«Благодаря биотопливу загрузка отечественных спиртовых заводов вырастет до 70 процентов»

Выполнение обязательств, связанных с интеграцией Украины в Евросоюз, не всегда совпадает с защитой наших национальных интересов. Но переход на бензин с биоэтанолом выгоден Украине, как никому другому. Сейчас львиную долю нефтепродуктов наша страна вынуждена покупать за рубежом. А вот сырье для производства спирта у нас свое, к тому же в переизбытке. Только сахарной свеклы украинские аграрии собирают 60 миллионов тонн. Треть этого объема покрывает все потребности отечественной пищевой промышленности. Продать оставшийся сахар на внешних рынках проблематично, так как Россия установила пошлину на импорт украинской продукции.

 — То есть 40 миллионов тонн сахарной свеклы мы можем направить на производство биотоплива, — заявил министр аграрной политики и продовольствия Николай Присяжнюк.

По словам министра, Украина в год закупает порядка 11 миллионов тонн светлых нефтепродуктов. До пяти миллионов тонн из этого объема можно заменить биотопливом собственного производства.

 — Я считаю, что, начав эту программу сегодня, мы через четыре-пять лет должны достичь нужного уровня, — отметил Николай Присяжнюк.

Биокомпоненты в составе своего моторного топлива имеют сейчас практически все страны Евросоюза. Лидерами этого процесса в Европе являются Германия и Франция. Правда, биоэтанол не единственный компонент, который может служить альтернативой бензину. Каждая страна выбирает наиболее подходящее для себя решение.

 — Украина остановилась на биоэтаноле, так как у нас еще с советских времен существует развитая спиртовая отрасль, мощности которой на сегодняшний день задействованы на 40 процентов, — заявил заместитель директора департамента нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Минэнерго Украины Константин Бородин. — Добавление биоэтанола в бензин позволит нам эту отрасль дозагрузить, создать новые рабочие места (производство спирта в Украине является государственной монополией, а сами спиртзаводы не подлежат приватизации. — Авт.). По этому вопросу мы находимся в активном диалоге с Министерством аграрной политики. По оценкам его представителей, за счет биоэтанола удастся модернизировать и загрузить более десяти спиртовых производств и в целом увеличить загрузку спиртовых заводов до уровня 70 процентов и выше.

По расчетам экспертов Минэнерго, за счет биоэтанола экономия на импорте светлых нефтепродуктов в год составит порядка 225 тысяч тонн бензина, что отвечает 400-500 тысячам тонн нефти.

 — Умножьте 225 тысяч на 1100 долларов и получите сумму, которая останется в распоряжении нашего государства, наших производителей, которая пройдет по цепочке, начиная от автозаправочной станции, спиртового завода и заканчивая аграриями, которые выращивают сырье для его производства, — сказал Константин Бородин.

Адаптации мотора к новому виду топлива не потребуется, а цена бензина останется прежней

Использование бензина с биоэтанолом благоприятно скажется и на экологической ситуации, особенно в крупных городах, где загрязнение воздуха связано в основном с автомобилями. В отличие от нефтепродуктов биотопливо практически не содержит серы и других токсичных примесей, кроме того, добавление его в бензин даже в небольшой концентрации на порядок снижает выбросы ряда вредных веществ. Не говоря уже о том, что биотопливо не приводит к увеличению количества газов, вызывающих парниковый эффект.

Цена бензина с добавлением биоэтанола, уверены в правительстве, если не снизится, то по крайней мере останется прежней. Что же касается адаптации двигателей к новому виду топлива, то эксперты утверждают, что она требуется лишь при концентрациях биоэтанола выше 10-15 процентов. При меньшем содержании водитель не ощутит каких-либо изменений в поведении мотора. Разве что двигатель станет работать на биоэтаноле чуть мягче из-за антидетонационных свойств спирта.

 — В европейских странах уже накоплен немалый опыт использования биоэтанола, — отмечают в Минэнерго. — Во Франции автомобили на этом топливе ездят более пяти лет, и ни о каких переделках двигателей речь не идет. А в Бразилии моторы проходят доработку лишь в случае, когда в бак заливается топливо с содержанием биоэтанола выше 25 процентов.

Смешивать биоэтанол с бензином будут на обычных нефтеперерабатывающих предприятиях, а также в терминалах по приемке нефтепродуктов. На данный момент в Минэнерго ожидают по этому поводу предложений со стороны ведущих украинских нефтяных компаний.

В министерстве также отмечают, что внедрение новых правил лишь усилит контроль за качеством бензина, ведь топливо с биоэтанолом останется подакцизным товаром, что предполагает тотальный контроль со стороны налоговой инспекции, начиная от предприятия по производству такого товара и заканчивая торговой сетью. Следовательно, инициатива правительства не только не ухудшит, а, напротив, заметно улучшит ситуацию с качеством топлива на автозаправочных станциях.