За 45 дней до прибытия в Украину десанта болельщиков на Евро-2012 председатель Республиканского оргкомитета «Олимпиада-80» Павел Есипенко рассказал «ФАКТАМ», как мы встречали зарубежных фанатов 32 года назад
В 1979 году в связи с вводом советских войск в Афганистан США призвали капиталистические страны бойкотировать Олимпийские игры в СССР. В порядке компенсации были организованы альтернативные в американском Лейк-Плэсиде, под эгидой миллиардера Теда Тернера. Поддавшись давлению США, национальные олимпийские комитеты 50 стран, в том числе ФРГ, Японии, Китая, Египта и Израиля, отказались от участия в Олимпиаде, проходившей в Советском Союзе.
О подготовке столицы Украины к футбольному турниру в 1980-м «ФАКТАМ» рассказал бывший заместитель председателя Совета министров УССР и председатель Республиканского оргкомитета «Олимпиада-80» Павел Есипенко.
*По случаю начала Олимпиады-80 на площади Октябрьской революции (нынешний Майдан) киевляне наслаждались масштабной праздничной программой
— Сколько поклонников футбола посетили в Киеве олимпийский турнир в 1980 году?
— Мы ожидали 50 тысяч болельщиков, но турнир в столице Украины приехали смотреть только 13 тысяч туристов, — говорит Павел Есипенко. — Ну и что? Принимали-то мы их здорово! Настолько здорово, что футбольная сборная ГДР, которой выпадало играть и в Киеве, и в Минске, категорически отказалась ночевать в столице Белоруссии. Они специально до конца игры задерживали самолет, чтобы вернуться в Киев. Тогда все футболисты жили в комфортабельной гостинице «Русь», специально к Играм построенной рядом со стадионом. К сожалению, именно немцам сборная СССР проиграла олимпийский полуфинал. Зато у югославов матч за «бронзу» мы выиграли со счетом 2:0. В составе советской команды выступали известные киевские динамовцы Владимир Бессонов и Сергей Балтача…
— Получается, средства, вложенные в подготовку тех соревнований, не окупились?
— Можно финансово проиграть, а политически выиграть.
*Открытие олимпийского турнира по футболу в Киеве. У микрофона Павел Есипенко, справа от него председатель Киевского горисполкома Валентин Згурский, на втором плане — председатель Всесоюзного оргкомитета «Олимпиада-80», глава Госстроя СССР Игнатий Новиков
Главные работы, естественно, велись на Республиканском стадионе. Мы выбросили покосившиеся деревянные лавки на 104 тысячи мест. Вместо них на железобетонных ножках установили новые скамейки из реек (последних потребовалось 200 километров). С игрового поля на один метр 38 сантиметров в глубину убрали торф, траву и щебенку, подвели двойной дренаж и высадили новую траву. Тогда это был лучший газон в Советском Союзе! За специально разработанный сорт травы украинские специалисты получили Государственную премию. Взамен старых 35-метровых мачт соорудили 75-метровые и на каждой установили по 300 светильников — все эти конструкции работали на протяжении 25 лет.
— И что, с таким объемом работ обошлось без авралов?
— За две недели до начала Игр руководители республики — Владимир Щербицкий, Александр Ляшко и Алексей Ватченко — объехали все объекты и не сделали ни единого замечания!
Инспектировал нашу подготовку и председатель МОК лорд Килланин, которого я встречал в Борисполе. Весьма сдержанный и доброжелательный господин. Запомнилось, что лорд курил сигары.
На Республиканском стадионе специалисты трудились в три смены. Я мог среди ночи приехать на объект и получить всю информацию у находившегося на посту начальника Управления спортивных сооружений Бориса Воскресенского.
— Сколько стоили билеты на церемонию открытия олимпийского турнира в Киеве?
— Самые дорогие — десять рублей, а детские — десять копеек. И поскольку спрос на билеты был огромный, во избежание спекуляций они распространялись через предприятия. Надо ли говорить, что на открытии присутствовало все руководство республики: секретари ЦК, министры, главы ведомств…
— Вечно актуальный вопрос — о наличии туалетов. Слышала, что ваше серьезное отношение к благоустройству этих мест даже вызывало ухмылки коллег.
— Я просто не обращал внимания на насмешки. Отсутствие туалетов было пикантной особенностью советских автодорог. Роль уборных выполняли придорожные кусты. Случалось, из-за этого на автозаправках иностранцы в буквальном смысле теряли своих жен, отошедших под покровом темноты по нужде. Автотурист, уверенный, что его супруга мирно спит в прицепном вагончике, заправившись, выезжал на трассу, а чуть позже на освещенную АЗС прибегала взволнованная дама. Милиция по рации передавала на ближайший пост ГАИ ориентировку остановить водителя и привозила ему забытую супругу.
Чтобы избежать подобных казусов с европейскими автотуристами, следующими в Москву и Киев, мы по всей Украине отремонтировали и привели в идеальное состояние шесть тысяч километров дорог. Построили полагающиеся по нормативам рестораны, придорожные кафе, автостанции. Нельзя же оставить такое хозяйство без удобств! Поэтому мы обновили существующие и построили 147 новых санузлов: с унитазами, горячей водой, мылом и салфетками, как полагается по стандарту. Зная, что платное лучше сохраняется, решили взимать за услуги символические три копейки. Ни в Белоруссии, ни в России ничего подобного не сделали. Об этом даже писала зарубежная пресса. Помню, итальянские журналисты, освещавшие прибытие олимпийского огня в СССР, отмечали: «В Италии принято, чтобы туалетная комната была лучшим местом в квартире. Таким же образом подошли к этому вопросу и в Украине».
Сегодня 92-летний Павел Евменович Есипенко не в курсе, как обстоят дела с общественными удобствами. Можно лишь предположить, что на период Евро-2012 коммунальные службы вооружатся голубыми переносными кабинками под кодовым названием «биотуалеты». Стационарные же уборные в центре Киева, подключенные к электроэнергии, водопроводу и канализации, за последние десятилетия, что называется, почили в бозе. На месте некоторых бывших советских удобств теперь расположены фешенебельные рестораны. А неказистые клозеты на Парковой аллее, рядом со стадионом «Динамо», в Мариинском парке, по соседству с Минздравом, в парке Шевченко, а также на Крещатике, во дворе бывшего казино «Золотой лев», просто заварены арматурой…