Исполнилось 105 лет со дня рождения легендарного создателя ракетно-космической техники
Мало кому известно, что главный конструктор академик Сергей Королев, родившийся 105 лет назад, свой путь к освоению космоса начинал в Одессе, куда приехал 12-летним мальчиком. Там встретил и свою первую любовь. Об одесском периоде жизни знаменитого конструктора «ФАКТАМ» рассказала дочь академика Наталья Королева.
Родители Сергея Королева Павел Яковлевич и Мария Николаевна расстались, когда мальчику исполнилось полтора года. Отца перевели на работу в киевскую гимназию, а двадцатилетняя Мария Николаевна хотела учиться на Высших женских курсах. Супруг был категорически против этого, и молодая женщина с ребенком уехала к своим родным в Нежин.
— В доме деда Николая Яковлевича Москаленко мой отец прожил восемь лет, под опекой квартирантки Лидии Гринфельд выучился грамоте, — рассказала «ФАКТАМ» дочь академика Наталья Королева, профессор Московской медицинской академии имени Сеченова. — В Нежине в 1911 году, сидя на плечах деда, папа увидел полет на аэроплане Сергея Уточкина — отважного покорителя неба, о котором говорила вся Россия.
*Нина Сергеевна не пошла по стопам отца, она выбрала медицину
В Одессу Королев попал после того, как его мама получила развод с первым мужем и вышла замуж за инженера Григория Баланина, которого назначили начальником электростанции Одесского порта. С отчимом у Сережи сложились дружеские отношения.
В Одессе Сергей первый раз в жизни увидел море и заболел им. Семья обосновалась прямо в порту, на Платоновском молу. Балкон квартиры в двухэтажном доме, находившемся при электростанции, выходил на море. Сергей пошел в первый класс Одесской мужской гимназии Ь 3. Революция и гражданская война внесли свои коррективы, и заканчивал учебу Королев в советской стройпроф-школе.
— В школе отец учился неплохо, но вундеркиндом не был, — говорит дочь академика. — От сверстников его отличало то, что он уже в школьные годы точно знал, чем будет заниматься в жизни — покорением неба. Это полеты: сначала на планерах, потом на самолетах. О ракетах тогда речь еще не шла. Многие черты характера папа унаследовал от своей матери. С бабушкой меня связывали не только родственные, но и дружеские отношения. Я общалась с ней с детства, жила у нее, последние годы жизни бабушки мы также были неразлучны. Она сохранила мудрость и красоту до глубокой старости. Умерла в 92 года, пережив своего сына на 14 лет.
Моя мама (Ксения Винцентини. — Авт.) рассказывала, что отец в школе углубленно изучал только те предметы, которые, как он считал, могут пригодиться ему в будущем: математику, физику. Но очень любил и литературу, в особенности произведения Льва Толстого. В честь Наташи Ростовой из «Войны и мира» назвал и меня. В Одессе они с мамой ходили в публичную библиотеку. Отец брал книги по точным наукам, а мама конспектировала материал по другим предметам, рассказывала папе, и на следующий день он мог отвечать урок. На специальную подготовку времени, как правило, не оставалось. Отец в юности отлично плавал, был хорошим гребцом. Иногда, купаясь в порту, он с приятелями залезал на пароходы. Особенным шиком считалось раздразнить боцмана, а потом бежать от него в притворном страхе и в самый последний момент, когда лапища моряка уже готова была ухватить негодного мальчишку за ухо, кинуться ласточкой в воду.
Как-то уплыли в шлюпке далеко, за маяк, и сидевший на носу папа вдруг увидел прямо перед собой что-то темное, скользкое, тяжело качающееся в легкой волне. Он еще не разглядел, как медленно поворачивались аккуратные рожки, на секунду высовываясь из воды, но уже понял: мина! Шлюпка шла точно на нее. «Табань!» — закричал он, падая в воду. Мгновенно вынырнул и, ухватившись за нос шлюпки, что было сил толкнул ее в сторону. Тут же почувствовал, как спиной уперся в скользкий холодный металл.
— Как рассказывала мама Сергея Павловича, тогда домой он пришел бледный, испуганный, притихший, — продолжает Наталья Сергеевна. — Долго не мог забыть прикосновение смерти.
В гавани Одесского порта находилась тогда база гидросамолетов. Машины взлетали и кружились над морем. Как-то отец с другими ребятами решили посмотреть на базу вблизи, но это оказалось непросто: вход на мол был перекрыт колючей проволокой, за ней ходил часовой, не разрешавший приближаться. Но удержать парней было невозможно. Они вплавь добрались до затопленной по соседству землечерпалки, сложили на нее одежду и поплыли вдоль мола, где можно было увидеть много интересного. Так продолжалось день, другой, третий. Наконец, это занятие надоело мальчишкам. Всем, кроме моего отца. Он по-прежнему подплывал к молу, цеплялся за какие-то конструкции и наблюдал. Однажды часовой на него прикрикнул: «Что ты здесь вертишься? Зачем торчишь тут, парень?»
*Под руководством Сергея Королева был создан корабль «Восток», на котором полетел в космос Юрий Гагарин
В общем, папа прижился на базе. Все летнее время проводил в гидроотряде Главного управления Военно-воздушного флота. Механик Василий Долганов, который был старше отца всего лет на пять, учил собирать мотор, летчики беседовали с увлеченным парнишкой о премудростях авиации. Он активно участвовал в подготовке самолетов к вылетам, их приемке на базе. Со временем его стали брать в полеты, о которых дома никто даже не догадывался. Узнали случайно. Когда Сергей с мамой шли по улице Пушкинской, Мария Николаевна сказала: «Посмотри, какие красивые облака, как солнце их золотит». Он ответил: «Мама, а ты знаешь, какие они красивые сверху, с той стороны?» — «Как, ты видел, ты летал?» — «Да, мама, летал, только не волнуйся. Я хочу быть летчиком и тебя обязательно прокачу на самолете».
Отчим, застав как-то Сережу за чертежами планера (чертил он отлично), подарил ему хорошую готовальню, что было в ту пору настоящей роскошью. Он же записал пасынка в модельный кружок портового клуба.
В стройпрофшколе, где учился Королев, преподавали профессора и доценты одесских вузов, еще не открытых после гражданской войны. Их задачей было за два года обучить школьников, чтобы они могли поступить в институт. Уровень подготовки был очень высокий. При этом давалась справка, что выпускник стройпрофшколы может пойти в любой вуз без экзаменов.
Королев увлекся еще и стенографией, посещал астрономический кружок, активно занимался атлетической гимнастикой и боксом в спортивном клубе «Сокол». Было еще одно пристрастие у будущего конструктора. Он часами трудился в школьной производственной мастерской: научился работать за токарным станком, вытачивал детали сложной конфигурации. Это очень пригодилось, когда Королев начал строить планеры.
— Прекрасная память позволяла отцу цитировать наизусть целые страницы прочитанных книг, — говорит Наталья Сергеевна. — Классный руководитель говорил матери Марии Николаевне: «Парень с царем в голове».
Учащиеся стройпрофшколы получали и рабочую профессию. Королев овладел специальностью черепичника. Практику он проходил на крыше здания Одесского медицинского института вместе со своей одноклассницей и будущей женой Ксенией. Знаю, в молодости отец очень старался, чтобы Ляля (так близкие называли маму) стала его девушкой. И вверх ногами вокруг нее ходил, и под баржей в море проплывал, и даже на краю крыши здания морга сделал ради нее стойку на руках. Видимо, все это произвело на девушку впечатление. Прямо на крыше (поближе к космосу, наверное) она наконец-то позволила ему впервые себя поцеловать…
Еще в 15 лет Королев вступил в Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма (ОАВУК), руководил одним из его планерных кружков, читал лекции рабочим Одесского порта. Сохранился даже документ: «Настоящим прошу оплатить лекторский труд инструктора т. Королева, читавшего лекции 2 раза в неделю в течение времени с 12.VI по 15.VII с. г. во вверенной мне группе. Итого за 8 (восемь) лекций».
Сергей относился к работе в кружках очень серьезно. Знания по планеризму, истории авиации приобретал самостоятельно, прорабатывая множество литературы, в том числе и на немецком языке. Иностранный он знал неплохо благодаря отчиму, а также преподавателю стройпрофшколы Готлибу Аве.
Штаб-квартира Общества авиации находилась по улице Пушкинской, 29. Здесь в особняке купца Артура Анатра еще в дореволюционные времена собирались люди, связанные с авиацией. Сам Анатра — владелец самолетостроительного завода в Одессе — поддерживал Сергея Уточкина. В этот особняк в июле 1924 года Сергей Королев принес свой первый проект планера К-5. Заседание Авиационно-технического общества заслушало автора и одобрило его детище. В Одессе Королев начал сооружать свой первый планер.
На Пушкинской, 29 жизнь бурлила. Чтобы добыть деньги на воплощение авиапланов, сколачивали артели, работали почтальонами, грузили арбузы. Но, пожалуй, самый большой доход (интеллектуальный) давали «интимники» — вечера, на которых бесплатно выступали лекторы, поэты, артисты. На одном из них вместе с Семеном Кирсановым присутствовал Владимир Маяковский, а Эдуард Багрицкий был там постоянным гостем.
Сергей Королев мечтал получить высшее образование, хотел учиться в московской Военно-воздушной академии. Но туда принимали только тех, кто отслужил в Красной армии. Помочь могла справка, выданная Одесским губернским отделом ОАВУК о том, что Сергей представил проект сконструированного им безмоторного самолета К-5. Справку с ходатайством привезла руководству академии мама Королева, но неопределенность с приемом оставалась. И тогда Сергей решил поступать в Киевский политехнический институт, где начали подготовку авиационных инженеров.
Среди студентов Киевского политеха он был одним из самых молодых. Жилось тяжело. Подрабатывал разносчиком газет, грузчиком, столяром, кровельщиком, но еле сводил концы с концами. В письме к матери в Одессу писал: «Встаю рано утром, часов в пять. Бегу в редакцию, забираю газеты, а потом — бегом на Соломенку, их разношу. Так вот и зарабатываю восемь карбованцев. И думаю даже снять угол. Жду Одессу с нетерпением. Ведь именно в ней мною прожиты самые золотые годы жизни человека…»
До 1938 года Королев регулярно приезжал в Одессу. Затем наступил длительный перерыв, связанный с репрессиями, лагерями, войной.
Последний раз Сергей Павлович побывал в любимом городе в 1959 году, находясь на отдыхе со своей второй супругой Ниной Ивановной, работавшей переводчиком в его конструкторском бюро. Во время стоянки круизного теплохода в Одесском порту Главный конструктор ракетно-космических систем академик Королев ознакомился с ходом работ по устройству плавучих станций слежения за искусственными спутниками Земли на борту пароходов «Краснодар» и «Ильичевск».
— Отец досадовал, что не может вырваться в Одессу, — говорит Наталья Королева. — Он рассказывал, как в юности после полета на гидросамолете летчик Константин Боровиков взял его с собой в знаменитую одесскую пивную «Гамбринус». И угостил настоящим черным пивом. Отец мечтал взглянуть на новый «Гамбринус», но не успел…