Проведав аккордеониста в СИЗО, Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека Валерия Лутковская пообещала сделать все возможное, чтобы известного музыканта перевели в клинику для дальнейшего обследования
В номере за прошлую пятницу, 27 апреля, «ФАКТЫ» опубликовали интервью заслуженного артиста Украины аккордеониста Игоря Завадского, арестованного полтора месяца назад по подозрению в развращении и изнасиловании несовершеннолетних. Интервью было записано адвокатом с его слов. Рассказывая об условиях в СИЗО, Завадский жаловался на зрение. «Если в ближайшее время не начнут лечение, я могу полностью ослепнуть, — говорил музыкант. — У меня очень слабое зрение: левый глаз — минус 9, правый — минус 12. Сейчас оно еще более ухудшилось». Музыканта задержали в конце марта, с тех пор он регулярно просил, чтобы к нему допустили офтальмолога. На прошлой неделе адвокатам Завадского наконец удалось добиться, чтобы их подзащитного осмотрел врач.
Осмотрев аккордеониста, врач-офтальмолог не смог прийти к конкретным выводам. Самые страшные опасения по поводу отслоения сетчатки глаза у Завадского, к счастью, не подтвердились. Поскольку аккордеонист перенес тяжелую операцию на глазах, а во время задержания, по его словам, и травму головы, это могло спровоцировать полную слепоту.
«Однако периферические отделы сетчатки в настоящее время осмотру не доступны, — написал врач в своем заключении. — Обнаружены плавающие помутнения. Учитывая наличие у глаз Завадского миопии высокой степени, периферической дегенерации сетчатки, перенесенной операции на обоих глазах и в связи с невозможностью полного обследования в настоящих условиях, рекомендуется дообследование в специализированной клинике». Дальше перечислялся ряд необходимых обследований.
— Как сказал мне врач, больше всего его насторожили эти плавающие помутнения, — рассказала «ФАКТАМ» адвокат аккордеониста Евгения Закревская. — Ведь этот признак может быть последствием перенесенной черепно-мозговой травмы или заражения. Грубо говоря, врач видел глаз только с одной стороны. Полностью его можно обследовать лишь с помощью специальной аппаратуры. По словам доктора, то обследование, которое он смог провести в условиях СИЗО, — на уровне прошлого века. Игоря как можно быстрее нужно доставить в специализированную клинику.
Здоровьем Игоря Завадского обеспокоилась и новый Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека Валерия Лутковская. Еще вступая в должность, она заявила, что первым делом хочет проведать в СИЗО Завадского, чтобы узнать, «насколько адекватна предоставляемая аккордеонисту медицинская помощь». Как говорится в сообщении пресс-службы Валерии Лутковской, она настаивает на дополнительном медицинском обследовании музыканта в больнице.
— Лечащий врач, обследовавший Завадского, сделал соответствующие выводы, но они базировались исключительно на поверхностном обследовании, без применения надлежащего инструментария, — заявила омбудсмен. — Офтальмолог записал в медицинской карточке Игоря Завадского, что ему необходимо провести дополнительное обследование в клинике. В связи с этим работники следственного изолятора обратились в Центр микрохирургии глаза с просьбой выяснить, есть ли возможность провести данное дообследование в условиях больницы.
Руководство Киевского СИЗО заверило Валерию Лутковскую, что сделает все возможное, чтобы обследовать Завадского в Центре микрохирургии глаза. Дескать, осталось только получить положительный ответ из этого медучреждения.
По словам адвоката Евгении Закревской, вопрос с больницей должен решиться на следующей неделе.
В уголовном деле по-прежнему остается много вопросов. Как уже сообщали «ФАКТЫ», сразу после ареста Завадского на защиту аккордеониста встали десятки его учеников. Дети и их родители утверждали, что музыкант не виновен и все происходящее — чей-то заказ. В милиции же уверяли, что в деле есть неопровержимые доказательства. И если поначалу аккордеонисту вменяли шесть эпизодов развращения несовершеннолетних, то позже количество пострадавших увеличилось до одиннадцати. Потом Завадского обвинили еще и в изнасиловании. Напомним, вместе с ним обвиняемыми по уголовному делу проходят его администратор и водитель. Администратор Андрей тоже арестован. Водителя, которого пока обвиняют только в развращении несовершеннолетних (изнасилование ему не вменяется), отпустили на подписку о невыезде.
Тем временем адвоката Завадского Евгению Закревскую, по ее словам, перестали пускать к подзащитному. Совпадение это или нет, остается только догадываться, но допуск в СИЗО прекратился после того, как Евгения Закревская записала и передала ответы аккордеониста на вопросы «ФАКТОВ» (что, кстати, законом не запрещается).
— С 25 апреля следователь просто перестал давать мне разрешение на свидание с Игорем, — говорит Евгения Закревская. — Хотя я имею на это законное право. Причем меня перестали пускать не только на свидания с подзащитным, но и на следственные действия. На днях Игорю предъявляли постановление о назначении экспертиз по делу. Это следственная процедура, на которой я обязана присутствовать. Однако следователь не дал мне разрешение на проход в СИЗО. Хотя я как адвокат имела право задать дополнительные вопросы эксперту. Я подала по этому поводу заявление в прокуратуру.
Еще адвокат намерена обжаловать постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по факту избиения Завадского сотрудниками милиции. Напомним, что через несколько дней после задержания Игорь Завадский заявил, что его семь часов избивали в Шевченковском райотделе милиции, требуя подписать явку с повинной. Однако, проведя проверку, прокуратура не обнаружила в действиях милиционеров состава преступления. Этот вопрос теперь тоже взяла на контроль омбудсмен Валерия Лутковская.
Между тем следствие по делу продолжается. Тот факт, что к Завадскому не пускают адвоката, в милиции опровергают. В пресс-службе киевского главка милиции «ФАКТЫ» заверили, что, как только адвокат просит допуск, следователь немедленно его дает. Сейчас по делу проводятся экспертизы — их уже назначено с десяток.
— Надеюсь, мне все-таки удастся добиться разрешения на свидания, — говорит Евгения Закревская. — Хотя, похоже, следователю удобнее провести все процедуры без меня. С материалами уголовного дела пока тоже не ознакомили. Недавно доверенным лицам Игоря наконец отдали ключи от его квартиры. По их словам, там творится что-то невообразимое. Понятно, что милиция проводила обыск. Но зачем было ломать его награды? От «Золотой Лиры» — приза, который Игорь получил на международном конкурсе Стефано Бизаре, — почти ничего не осталось…