Україна

«После трехчасовой презентации туристических программ жена, словно в трансе, сказала: «У меня такое чувство, что я уже на пляже, в руке — коктейль, а рядом мулат с опахалом отгоняет от меня мух. Давай быстрей заплатим деньги и поедем на отдых»

0:00 — 23 липня 2010 eye 426

В разгар летнего сезона в Харькове активизировала свою деятельность фирма, предлагающая украинцам «пожизненный» отдых на лучших зарубежных курортах

«Добрый день, Сергей! Вам фантастически повезло: ваша анкета выиграла главный приз! — бодро прозвучал в трубке незнакомый женский голос.  — Помните, два месяца назад вы заполняли анкету в магазине? Так вот, мы вас поздравляем: номер вашей анкеты участвовал в розыгрыше лотереи и победил. Приглашаем завтра вместе с супругой прийти к нам в офис, на улицу Культуры, и забрать свой выигрыш». Ошарашенный мужчина, предчувствуя подвох, уточнил, сколько денег нужно взять с собой. «Да что вы, — обиженно ответила девушка, — деньги не нужны, это же приз».

«Мы поехали туда и остались и без подарка, и без денег. Самое удивительное, — улыбается мужчина, — что раньше я работал в органах, и за всю жизнь никому ни разу не удалось меня «развести». Но эти ребята молодцы, умеют торговать мечтой. Три часа профессиональной обработки — и взрослые люди готовы расстаться со своими деньгами. Мы еще отдали не так много, 1 тысячу 300 гривен, но это же все равно деньги. А когда я попытался вернуть их, то даже мне, с моими связями, ничего сделать не удалось. Что уж говорить об остальных… »

«За десять лет вы сэкономите сумму, которой хватит на покупку автомобиля»

Провести летом недельку-другую на морском курорте каждый из нас планирует еще с зимы. Однако, несмотря на тщательный выбор туроператора, застраховаться от всех форс-мажорных обстоятельств удается не всегда. Сейчас, например, у всех на слуху история банкротства крупной турецкой компании «Кария-Тур», которая испортила отдых трем тысячам туристов со всего мира. Естественно, никто не в силах предугадать такое развитие событий. Но вот обезопасить себя от встреч с аферистами украинцы уже могли бы научиться. Только, похоже, мошенники в нашей стране, как и новые вирусы гриппа, успешно мутируют и видоизменяются. А доверчивые сограждане, слыша волшебные слова «вы выиграли приз», забывают обо всем…

- После телефонного звонка мы с женой, посовещавшись, все же решили поехать в офис фирмы, — вспоминает харьковчанин Сергей.  — Думали, заберем приз, послушаем небольшую презентацию, и все. Первые странности возникли еще до того, как мы попали в офис, который располагался в бизнес-центре «Сократ». Дело в том, что этой фирмы в многоэтажном центре не было. Вернее, она была, но попасть в нее удалось только с черного входа. Причем дверь фирмы оказалась закрытой, и нам позволили войти лишь после предварительного звонка.

Кроме нас, пришли еще человек 18-20. Каждый «счастливый призер» явился со своей второй половинкой. Подержав посетителей минут 30 на лестничной клетке, организаторы стали приглашать их парами. Обаятельная девушка попросила предъявить паспорта и представила нас одному из менеджеров конторы. (Хочу заметить, что в офисе сделан дорогой ремонт, на стене висит порядка десяти различных сертификатов, а все сотрудники одеты с иголочки. )

Теперь о том, как проводится презентация. Рассадив гостей в конференц-зале за небольшими круглыми столами, менеджеры начинают знакомиться: «Как вас зовут? Слышали вы о нашей компании? Часто ли отдыхаете за границей? Знаете ли о системе клубного отдыха?» Потом появляется «спонсор»: неплохой костюм, уверенность в себе и развязно-дружественная манера разговора, необходимая для быстрого расположения к нему аудитории. «А для чего, собственно, вы сегодня пришли? — спрашивает он.  — Правильно, чтобы получить приз! Почему именно вы? Потому что компьютер отобрал номера ваших анкет! Вам просто повезло! Не верите? А зря!» И все в таком духе. Затем мужчина рассказывает о замечательной системе, которая называется «клубный отдых»… Можно получить в личное пользование на неограниченный срок апартаменты, причем не где-нибудь, а в Австрии или в Италии, и отдыхать там пару недель в году, внося за это удовольствие ежегодно всего-то 195 евро.

Потом мужчина рисует на доске схему и доказывает с помощью нее, что «счастливец», отдыхая каждый год в течение десяти лет, экономит только на жилье сумму, на которую можно купить неплохой автомобиль. Затем «спонсор» включает телевизор и демонстрирует аудитории фильм о красотах и экзотике дальнего зарубежья. Менеджеры делают вид, что увлечены просмотром, хотя на самом деле стараются наблюдать за вами, а не пристально глядеть на экран (то ли это кино им уже надоело до чертиков, то ли есть какой-то подвох в самом ролике). Я мало знаю о 25-м кадре, но заметил, что на экране немного ниже середины просматривалась едва различимая рябящая полоса.

«Нам с женой не давали ни минуты времени, чтобы посоветоваться друг с другом»

- После просмотра ролика «спонсор» снова начинает завлекать аудиторию, — продолжает Сергей.  — Вот тут и выясняется, что счастье это дается не даром. Есть некая сумма, о которой каждый желающий узнает позже от менеджера. Она зависит от пакета, который вы выберете (учитывается время года, апартаменты, страна).

Ответив на вопросы всех заинтересовавшихся, организаторы запускают второй ролик для тех, кто еще сомневается в достоинствах подобного отдыха. Шикарные апартаменты, снег в горах, океанский прибой, катание на слонах должны произвести эффект на зрителей.

Закончив занимательный рассказ об экономии денег и о возможности отдыха более чем в 90 странах мира, «спонсор» передает аудиторию менеджерам и сам присоединяется к ним в качестве старшего консультанта. Таких, как он, на подхвате еще не меньше трех человек. Менеджеры все настойчивее предлагают выбрать пакет клубного отдыха. Едва поднимается вопрос о вариантах и цене, они тактично и аккуратно уходят от ответа, пытаясь прощупать, на что вы уже согласны (какая страна, какие апартаменты — двух- или четырехместные, на весь год или на сезон). Когда вы устаете от уклончивых ответов и говорите: «Ладно, например, Италия, двухместные апартаменты в любое время года, более трех лет», менеджер подает знак старшему консультанту и тот появляется с прайсом. Отыскивает нужный вариант и тут же начинает заполнять анкету, хотя вы еще ошарашены ценой. Сумма 12 тысяч евро отрезвляет очень быстро. И довод консультанта, что на презентации действует 20-процентная скидка, особо не окрыляет. Вежливо отказавшись от данного предложения, тут же получаешь новое: 1950 евро, но все значительно проще. Если и это не устроило, то предлагается пробный тур всего за 750 евро. Оплачены проживание, страховка и виза, (перелет, питание, экскурсии за счет отдыхающего). После категорического отказа менеджер с очень недовольным лицом, которое пытается спрятать за улыбкой, просит немного подождать, пока принесут папку с перечнем призов.

Страничку с главным призом «автомобиль» очень быстро перелистывают. Когда я пытаюсь узнать почему, мне невнятно объясняют: мол, главный приз уже разыграли без нас. «Так, телевизор… Что, вашего номера нет? Ноутбук… Снова нет? Не может быть! Вы выиграли путевку в Испанию!» Радостный менеджер начинает объяснять правила получения приза. Чтобы воспользоваться путевкой в течение года, необходимо заплатить компании за услуги 1300 гривен. Когда я сказал, что наличных денег мы с собой не взяли, мне ответили: «Не беспокойтесь. Мы дадим вам машину, и наш сотрудник поедет с вами домой. Заплатите деньги — получите сертификат».

Нам не давали ни минуты времени, чтобы посоветоваться друг с другом. Постоянно рядом находился менеджер, который «тактично» давил на психику. Моя жена очень быстро перестала адекватно реагировать на ситуацию. Мы поехали домой, отдали деньги и получили «подарочный сертификат». Уже дома, в спокойной обстановке читая документ, поняли: почти полторы тысячи гривен мы просто подарили! Перелет, страховка, оформление визы, питание — все за наш счет! В общем, развели нас на ровном месте. А когда я на следующий день позвонил на фирму и попытался забрать деньги, мне объяснили, что это невозможно, поскольку они уже перечислены в качестве предварительной платы за мои будущие апартаменты.

«Не будете ли вы так любезны доплатить 500 у. е. за вторую неделю отдыха? Ничего страшного, что вы приехали только на неделю… »

Люди сведущие говорят, что Сергей и его супруга еще легко отделались. Некоторые доверчивые граждане отдавали и по 500, и по 700 долларов, но заветного отдыха так и не увидели. Посетители украинских интернет-форумов, упоминая харьковскую фирму с красивым названием, делятся похожими историями.

«Когда мы после презентации ехали домой, жена долго молчала, как в трансе, а потом произнесла: «Такое ощущение, что я сейчас не в машине, а на пляже с белым песком, в руке — коктейль в кокосовом орехе и мулат-паж опахалом отгоняет от меня мух. Мне очень хочется как можно скорее поехать на отдых», — вспоминает киевлянин Владислав.  — Я считаю, что сотрудников фирмы учат правильно продавать… Мы все же решили поехать. Билеты я покупал через них. Вышло дешевле, чем в турагентстве. Отдых тоже вроде дешевле, но все будет зависеть от его уровня. В общем, вернусь — расскажу».

Возвращения Владислава с отдыха форумчане с нетерпением ждали несколько месяцев. Но, к сожалению, так и не дождались. В принципе парня можно понять. Ведь если бы он решился написать правду, то продолжение рассказа было бы примерно таким:

«Представитель фирмы встретил нас со словами: «Здравствуйте, мы вас так долго ждали! Не будете ли вы так любезны доплатить 500 у. е. за вторую неделю отдыха? Ничего страшного, что вы только на неделю. А вдруг захотите остаться? Если не останетесь, мы вернем деньги перед отлетом. К тому же этот залог оговорен в контракте. И еще 500 у. е. внесите за сохранность апартаментов. Вернем, когда будете уезжать… »

Итого, на месте платим еще 1000 у. е. А теперь, отдыхая в видавших виды «апартаментах» со старой мебелью (в фильмах вам не такие показывали?), не забудьте следить за представителем фирмы. Зачем? Уверяю, в день отлета вы его не найдете, зато обнаружите у себя под дверью утром последнего дня (когда до самолета останутся считаные часы) уведомление о том, что клуб сдал вам апартаменты на следующую неделю. Не хотите? Как хотите. Но раз апартаменты сданы, деньги вам уже не вернут… Счастливого полета! Здравствуй, родная Украина». Именно так описал свою поездку еще в 2006 году один из вернувшихся путешественников.

В действительности таймшер как вид туризма родился в Европе примерно в конце 1970-х годов. Суть его в том, что семье предлагают стать членом одного из клубов. И тогда ежегодно на протяжении длительного периода в ее распоряжении будут находиться комфортабельные апартаменты на заграничных курортах. Права на отдых приобретают на несколько лет, предусмотрена возможность обмена и даже наследования. Для настоящего таймшера характерен высокий уровень обслуживания. Удовольствие это дорогое. В числе недостатков можно назвать то, что под видом фирм, предоставляющих такие туристические услуги, нередко работают мошенники. Пик таймшерных афер на рынке СНГ пришелся на конец 90-х — начало 2000-х годов. К сожалению, законодательство Украины до сих пор толком не регламентирует деятельность подобных компаний. В отличие от России, где даже вышла книга «Таймшер. Сертификат в страну дураков». Ее автор, скрывающийся под псевдонимом Александр Точка, проработал в таймшерном бизнесе пять лет, прошел путь от рядового менеджера до правой руки владельца сети компаний. Александр знает, о чем пишет: его бывший босс сидит в российской тюрьме за мошенничество в особо крупных размерах.

Вот небольшая цитата из книги: «Продавцы использовали такую черту человеческого характера, как жадность. Обычно на презентациях людей уверяли, что они заплатят за сертификат на право пожизненного отдыха на курорте 15-20 тысяч долларов, а отдыхать реально будут на 100 тысяч. А если сертификат надоест, на вторичном рынке его можно будет продать раз в десять дороже, поскольку он является ценной бумагой и постоянно растет в цене. В подтверждение своих слов на презентациях менеджеры компании демонстрировали огромные табло, где высвечивались котировки таймшеров на Западе. Мы уверяли клиентов, что акция с такими «бросовыми» ценами продлится только один день, что в 9 часов вечера все закончится, а значит, деньги нужно отдавать немедля. По «первичным» сертификатам людей даже отправляли на отдых, предварительно заставив заплатить за транспортный пакет, куда входила стоимость авиабилетов, страховки и трансфера. На деле цена такого пакета равнялась стоимости путевки в каком-нибудь обычном турагентстве».

По словам автора книги, среди пострадавших было несколько человек, каждый из которых в итоге лишился 250 тысяч долларов. Ходят слухи, что гарантированным пожизненным отдыхом во время таймшерного бума середины 90-х соблазнились звезды кино и эстрады Игорь Костолевский, Константин Райкин, Валерий Тодоровский, Евгений Меньшов, Алла Пугачева…

Для того чтобы разобраться в ситуации и проверить правомерность действий фирмы, редакция газеты обратилась с запросом в Управление по борьбе с экономическими преступлениями ГУ МВД Украины в Харьковской области. Сотрудники милиции пообещали провести тщательную проверку.

- Хотя и так ясно, что ни одна солидная фирма никогда не станет торопить своего клиента с принятием решения и заставлять немедленно подписывать договор, требуя выложить почти все имеющиеся наличные деньги, — говорит оперуполномоченный Управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУ МВД в Харьковской области Денис Ярославский.  — При этом рекламная кампания фирмы явно нарушает права клиентов. Ведь людей приглашают на церемонию вручения призов, а не на покупку турпутевок. В любом случае, проверка будет более результативной, если после публикации в «ФАКТАХ» к нам в управление обратятся пострадавшие люди и напишут соответствующие заявления.