Україна

«Хорошо было бы, чтобы школьники могли не только сидеть и стоять на уроках, но и… лежать»

7:00 — 17 травня 2012 eye 5902

В Полтаве готовится к выпуску первая экспериментальная партия антисколиозных парт

К концу пятого класса мой сын «заработал» сколиоз. Я, конечно, расстроилась. Желая успокоить меня, ребенок заметил: «Так это сейчас почти у всех! Вон и у Богдана сколиоз, и у Антона, и у Андрея, и у Влады... Все мои друзья — сколиозники».

Согласно статистическим прогнозам, через четыре года, когда мой сын будет выпускником, примерно 60 процентам(!) его одноклассников поставят диагноз «искривление позвоночника», что со временем скажется на работе внутренних органов. Факт ужасающий: подрастает поколение инвалидов.

А ведь во времена Советского Союза сколиоз диагностировался лишь у 15 процентов школьников. Что же случилось за последние два десятилетия? Объяснение довольно простое: из классов убрали парты, заменив их красивыми столами с приставными стульями. Это привело не только к массовому искривлению позвоночников у школьников, но и к резкой потере зрения.

Как же исправить ситуацию? «Остановить сколиоз можно», — считает Николай Лебедик, кандидат педагогических наук, председатель совета «Независимый центр стратегических исследований» (Полтава), в прошлом директор школы.

«Размеры классов не позволяют каждому ученику иметь собственное многофункциональное рабочее место»

— Министру образования и науки, молодежи и спорта Украины Дмитрию Табачнику я предложил провести эксперимент: усадить на полгода сотню школьников, страдающих сколиозом, за сконструированную нами многофункциональную конторку-парту и посмотреть на результаты. Думаю, они будут поразительными. Мы остановим сколиоз! — уверенно заявляет 64-летний Николай Лебедик (на фото).

В начале марта на третьей международной выставке «Современные учебные заведения-2012», которая проходила в Киеве, министр образования вручил коллективу разработчиков конторки-парты, запатентовавших свое изобретение, бронзовую медаль.

— Немного недотянули до золотой, — улыбается Николай Лебедик. — Просто пробный вариант парты мы изготовили из черного металла, который покрасили, а в идеале нужна нержавейка. Но проблема в том, что тонкостенной трубы для одного изделия теперь не купишь — ее продают тоннами...

Трубы в изобретении полтавчан (соавторами Николая Лебедика являются Евгений Гачук, специалист в области общественного питания, и Вера Сахацкая, педагог, мама двух дочек) используются в качестве «подъемника». В трубку большего диаметра входит трубка с меньшим диаметром, а в нее — еще более узкая (как в телескопе). Это позволяет регулировать высоту конторки, парты и сиденья от 60 сантиметров до 135, что делает рабочее место школьника пригодным к использованию на протяжении всего периода обучения. Кстати, и студентам, и представителям сидячих профессий такое рабочее место тоже очень подошло бы. И женщины после родов были бы довольны.

Конторка-парта представляет собой гибрид конторки Базарова, за которой любил писать Николай Гоголь, и парты, которую еще в XVIII веке изобрел Дмитрий Эриксон. Только в современном варианте. Путем несложных манипуляций эта парта может трансформироваться и в обычный стол, и в компьютерный, и в чертежную доску, и в мольберт для рисования. Но главное достоинство конструкции в том, что парта (с подлокотниками, как в кресле) позволяет зафиксировать правильное положение спины при сидении, а конторка — перераспределить нагрузку на кости и мышцы в позе стоя. То есть изобретение рассчитано на то, что учащийся во время урока может сидеть, а когда ему это надоест, встать и работать стоя.

— Хорошо было бы, чтобы ребенок мог на уроке еще и полежать на коврике, — высказывает дерзкое пожелание Николай Лебедик. — Ведь для человека естественно сидеть, стоять и лежать. То есть каждые пятнадцать минут школьнику нужно менять позу, что очень хорошо для позвоночника. Но в условиях обычной городской школы это невозможно. Во-первых, размеры классных комнат не позволяют каждому ученику иметь собственное многофункциональное рабочее место. В стандартном классе их помещается не более двадцати четырех (плюс одно для учителя), поскольку они имеют метровую ширину и один метр десять сантиметров в длину, а ведь в классах обучается обычно тридцать и больше человек. Наше изобретение, по сути, — это двухместная парта для одного ребенка. А значит, нужна архитектурная перестройка школьных помещений. Во-вторых, к массовому внедрению новшества не готовы ни министерские чиновники, ни сами педагоги. Восемь учителей из десяти опрошенных, по нашей статистике, выступают против установления конторок-парт. «Это ж дети будут прыгать у меня перед глазами!» — вот из-за чего, оказывается, педагоги противятся идее. Правда, сменяют гнев на милость, когда мы предлагаем такую же конторку-парту для самих преподавателей.

Проще всего, считает автор разработки, оборудовать новыми партами с конторками школьные кабинеты, где дети находятся не постоянно. Однако тут возникает проблема: весовые категории семиклассника и одиннадцатиклассника разные. То есть ученики всякий раз вынуждены будут подгонять параметры парты под себя, что не очень удобно. Поэтому разработчики идеи предлагают автоматизировать процесс. А именно: подъем-опускание осуществлять с помощью пластиковых карточек, в которые в начале учебного года вносятся обновленные данные веса и роста конкретного школьника. Точно так же можно пользоваться конторками-партами в студенческих аудиториях, библиотеках, офисах.

Но насколько все это реально?

«Зря убрали из школ обычные парты, за которыми раньше занимались дети»

— Нас поддерживают и в министерстве образования, и местные власти, и люди, готовые финансировать проект, — говорит Николай Петрович. — Очень много для воплощения идеи в жизнь уже сделало частное предприятие «Евро-класс» из Полтавы, где были изготовлены первые образцы конторки-парты: одна металлическая, а другая деревянная. Кстати, технически это не так сложно, и монтируются они легко, как кубик Рубика. По ходу мы их усовершенствуем. Стульям уже приделали ортопедические спинки. После проведения эксперимента и всех необходимых согласований конторки-парты поступят в продажу. Те, кто заботится о собственном здоровье и здоровье своих детей, смогут их купить за две с половиной — три тысячи гривен.

— А когда антисколиозные парты появятся в школе?

— Надеюсь, уже в начале следующего учебного года. И, думаю, это будет школа, в которой учатся мои внуки. Поначалу за парты пересядут дети с сильным искривлением позвоночника.

Между прочим, именно мои внуки придумали название конторке-парте — «Полилар», соединив в нем начальные буквы своих имен: Полина, Илья, Арина. Мне понравилось это название, поскольку в нем на первом месте стоит «поли», что значит «много», и это соответствует сути многофункционального устройства.

А еще конторка, уверен Николай Лебедик, спасет непосед от скуки на уроке. Ведь им дается возможность двигаться. Гиперактивностью, как известно, страдал Николай Васильевич Гоголь. Долго сидеть он не мог, поэтому творил свои гениальные сочинения, стоя за конторкой.

— Зря убрали из школ обычные парты, за которыми прежде занимались дети, — сетует Николай Петрович. — Они соответствовали медицинским стандартам. Наклон доски парты сохранял зрение учеников, а монолитная лавка — осанку. Увы, плоские столы и приставные стулья в классах, за которые усаживают шестилеток, — это прямой путь к сколиозу! Потому что неокрепший позвоночник ребенка, не имея прочной опоры, постепенно искривляется. И если не предпринимать никаких мер, то вскоре здоровых детей в школе совсем не останется.

Надо сказать, что Николай Лебедик вместе со своим другом — профессором Владимиром Моргуном разработали целую антисколиозную программу. И конторка-парта — лишь малая часть ее. Но это уже тема для другой публикации.

*Внук автора необычного проекта Илья первым освоил конторку-парту (фото из семейного альбома)