Здоров'я та медицина

Первый в Украине донор печени — 31-летняя Марина Перебиковская — дважды стала мамой

6:00 — 25 травня 2012 eye 2766

 — Я приехала рожать в Киев, потому что дома, в Черновцах, врачи меня побаивались, — рассказывает Марина. — Они не знали, чего ожидать от женщины, которая отдала для пересадки половину печени, чем могут обернуться роды… Здесь же, в столичном роддоме № 5, нас с сестрой все знают. Ведь шесть лет назад мне уже делали кесарево сечение — тогда на свет появился сыночек Александр! Да и я теперь доверяю киевским врачам, поэтому во время второй беременности постоянно с ними советовалась, созванивалась, высылала данные анализов. Специалисты говорят, что я — единственная женщина в Украине, которая дважды стала мамой после того, как отдала часть своей печени для пересадки…

*Марина (справа) говорит: «Я вынашиваю детей, мучаясь токсикозом и изжогой, тяжело их рожаю, а имена племянникам дает и нянчится с ними Лида!»

 — Видите, какая у меня племянница, — говорит сестра Марины Лидия, показывая нам с фотографом младенца. — Она родилась весом 3700 граммов и ростом 54 сантиметра. Снимки ее личика каждый день пересылаем домой, чтобы малышкой любовались папа Вадим, муж Марины, и дядя Ваня — мой супруг. Вся наша большая семья счастлива!

Лиду и Марину наши читатели хорошо знают. Девять лет назад, в 2003 году, у старшей сестры, которая вынашивала ребенка, обнаружили серьезнейшую болезнь печени. Беременность пришлось прервать. Трансплантологи назначили срочную пересадку. В качестве донора подошла младшая сестра Лиды Марина, которой тогда было 23 года.

 — Больше никто из родных не мог помочь сестре, — рассказывала тогда Марина. — Да и я ни на миг не сомневалась — Лиду нужно было спасать. Мы с ней по жизни всегда вместе.

*Несмотря на то что ее силы постоянно подтачивает вирус гепатита С, Лида с радостью помогает сестре растить детей. «Мы очень хотели, чтобы в нашей семье появилась девочка — и вот теперь у нас есть Соня!» — говорит она

Один из главных вопросов, который волновал Марину после пересадки, — сможет ли она забеременеть и родить. Хирург на это ответил: «Да хоть пятерых!» Вскоре после операции Марина вышла замуж. Прочитав в «ФАКТАХ» статью об этих девушках, члены Общественного совета всеукраинской акции «Гордiсть країни» не могли не отметить поступок младшей сестры. Она стала победительницей в номинации «Чувство долга». За наградой Марина поднималась… будучи на последнем месяце беременности, что тоже восхитило присутствующих.

 — Мне сказали приехать в Киев 16 мая, когда срок беременности будет 37 недель, на что я сначала возразила, мол, не рано ли, — рассказывает Марина. — Но врач сказал: «У тебя вторые роды, а они могут начаться чуть раньше намеченного срока». Как в воду глядел: утром в понедельник 21 мая отошли воды, и мне в срочном порядке провели кесарево сечение. Придя в себя в реанимации и увидев лицо анестезиолога, я коротко спросила: «Кто?» Услышав в ответ «дочка» — снова отключилась. На УЗИ врачи никак не могли разглядеть пол малыша, поэтому мы даже одежки покупали нейтральных цветов.

Когда мы пришли в роддом проведать сестер и новорожденную, застали трогательную картину: Лида кормила племянницу из бутылочки (после кесарева сечения у Марины еще не появилось молоко). Малышка, выпив последние капли молока, тут же уснула.

— Придумали уже имя для девочки? — спрашиваю Марину, ведь сразу после родов она сказала, что вся семья ломает голову над тем, как назвать кроху.

 — Его привезла с собой Лида, — отвечает мама малышки. — Красивое украинское имя — София. Все согласились, что оно замечательное.

— На кого она похожа?

 — На папу, — говорит Лидия. — У нее такие же темные волосы, похожие форма губ и разрез глаз.

После перенесенной операции кесарева сечения Марина только начала вставать. Восстановительный период у нее требует больше времени, чем обычно. Кроме того, у нее и послеоперационный шрам выглядит не так, как у других. Известно, что новые методики и технологии позволяют хирургам делать небольшой — около трех сантиметров — разрез внизу живота. У Марины же после трансплантации, в ходе которой у нее взяли половину печени для пересадки, остались длинные поперечные шрамы на животе. Чтобы не делать дополнительные разрезы, хирурги столичного роддома № 5 провели кесарево сечение по тому же шву.

 — Правда, на этот раз шов скрепили специальными скобами, — говорит Марина. — Я ощущаю небольшой дискомфорт. Признаюсь, что и вторую беременность, и роды я перенесла тяжелее. Хорошо, что Лида рядом. Сейчас она ухаживает не только за малышкой, но и за мной.

 — Девочки, как себя чувствуете? — заходит в палату главный врач столичного роддома № 5 Михаил Макаренко. — Мариночка, я прошу тебя, не торопись брать дочку на руки: тебе пока нужно себя поберечь. Мы скажем, когда можно будет увеличивать нагрузку.

— Михаил Васильевич, у вас большой опыт в проведении родов у женщин с самыми разными сопутствующими болезнями и проблемами со здоровьем. Но к Марине вы относитесь по-особому…

 — Безусловно, она неординарная пациентка, — говорит Михаил Макаренко. — Печень — очень важный орган, ведь именно здесь происходит процесс кроветворения, и в случае осложнения во время родов даже незначительное кровотечение представляет серьезную угрозу для жизни женщины. Кроме того, печень защищает организм от вредных воздействий окружающей среды, также в ней вырабатывается множество гормонов. Когда Марина обратилась к нам шесть лет назад, мы, конечно же, подробно изучили ее историю, проконсультировались с трансплантологами. Кесарево сечение проводила команда специалистов. И сейчас, перед второй операцией, готовились не менее тщательно, пригласили врачей смежных специальностей: гематолога, общего хирурга, сосудистого хирурга. В случае развития осложнений они смогли бы нам помочь. Кесарево сечение я проводил вместе со своим заместителем Дмитрием Говсеевым и заведующим реанимационным отделением Сергеем Угнивенко. К счастью, вмешательство наших коллег не потребовалось.

*Михаил Макаренко: «И мне, и всему коллективу нашего роддома лестно, что Марина доверила нам принимать на свет ее малышей»

Может, вам покажется удивительным, для чего нужна такая подготовка опытным врачам. Понимаете, за долгие годы работы в акушерстве мы видели, как здоровая женщина во время обычных физиологических родов погибала от неожиданно начавшегося кровотечения или другого осложнения, которого, по идее, не должно было быть. В такой ситуации важно мгновенно принять решение, действовать четко и слаженно, чтобы не дать погибнуть маме… Что уж говорить о Марине: она перенесла серьезнейшую операцию, после которой организму пришлось перестроиться, бросить все силы на восстановление. Для нее любая нагрузка, особенно беременность и роды, становятся серьезным испытанием. И как поведет себя организм во время родов — предсказать сложно. Бесспорно, этот случай уникальный. Да, доноры печени становятся мамами во всем мире. Но это все же бывает редко. А тут — дважды мама! Признаюсь, для всего нашего коллектива лестно, что Марина решила довериться нам и во второй раз.

…После операции по пересадке печени Лида тоже замучила врачей вопросом, можно ли ей будет родить ребенка. Она очень хотела стать мамой. Но так как цирроз у нее развился из-за гепатита С, который через полгода после трансплантации снова дал о себе знать, ей однозначно сказали: «Беременеть нельзя».

*Пять лет назад Лида и Марина с мужем Вадимом и сыном Сашей приезжали в Киев на церемонию акции «Гордiсть країни», чтобы вручить награду любимому врачу Михаилу Макаренко

 — Племянник Саша стал и для меня сыном, — говорит Лидия. — Я с ним нянчилась целыми днями. В заботах забывала о том, что сама болею. Правда, иногда вирус меня подкашивал: внезапно наваливалась такая слабость, что я не могла встать с кровати. За девять лет, прошедших после пересадки, перепробовала на себе, наверное, все возможные методы борьбы с гепатитом. Сейчас болезнь не в такой активной фазе.

И действительно, Лида выглядит прекрасно. Ее кожа светлая, а белки глаз — голубоватые. Не раз приходилось видеть ее в периоды, когда вирус бушевал: черновчанка была почти апельсинового цвета, а ее глаза вокруг радужки — ярко-оранжевыми.

 — На протяжении этих лет мы не потеряли связь с бывшим директором Института хирургии и трансплантологии Валерием Саенко, — продолжает Лидия. — Он проводил первые родственные трансплантации органов. Был очень рад за нас с Мариной, ведь мы с сестрой стали второй парой пациентов, у которых эта сложная операция прошла успешно. Зная, что вирус гепатита С постепенно подтачивает мою пересаженную печень, Валерий Феодосиевич постоянно ищет информацию о новых методах лечения. Недавно сообщил: в мире начали использовать совершенно новый препарат, позволяющий убить вирус. Буду пробовать применять и его. Мне же некогда болеть. Теперь нужно помогать растить Софийку.

Марина и Лидия с удовольствием вспоминают церемонии премии «Гордiсть країни». Первый раз они сами приезжали за наградой, а на следующий год уже вручали статуэтку «Врачу года» — Михаилу Макаренко. Марина и Лида вышли на сцену втроем — вместе с годовалым Сашей.

 — В 2006 году награду мне вручала моя любимая певица Евгения Власова, — вспоминает Марина. — Она очень растрогалась и даже поцеловала меня в живот, ведь я ожидала первенца. После родов приезжала в роддом навестить нас с Сашей. Это было очень приятно. До сих пор храню погремушки, которые подарила Женя. Теперь ими будет играть дочка. Кстати, месяц назад певица выступала в Черновцах, и мы с Лидой и мужьями ходили ее послушать. Подарили букет цветов. Евгения нас узнала, воскликнув: «Как же мне везет! Когда мы видимся, Марина всегда беременна». Это была очень приятная для нас встреча.

Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»