Маленький городок в Полтавской области сегодня необычайно популярен у российских деятелей искусств, а также у новых украинцев
Нынешним летом из-за небывалой жары медики рекомендуют украинцам отказаться от отдыха в жарких экзотических странах. Хотя умным людям подобные советы не нужны. Творческая интеллигенция, к примеру, издавна отдыхает в небольшом городке Шишаки Полтавской области, расположенном в живописнейшем месте над рекой Псел.
В прошлом году здесь обзавелся недвижимостью и знаменитый российский художник Никас Сафронов.
- Не все же в Лондон друзей приглашать, теперь в Шишаки будут со мной ездить, — шутил Никас Сафронов после покупки хаты-развалюхи.
Художник уже трижды приезжал в Шишаки, однако никаких изменений на его участке не произошло. Высокие заросли вокруг полуразрушенной хаты — еще полбеды, сквозь них как-то пробраться можно. Но болотная вода лично для меня стала непреодолимым препятствием
Дача, которую актриса театра и кино Раиса Недашковская продала художнику за символическую цену, представляет собой обложенную белым кирпичом полуразвалившуюся хату с проваленной крышей, выбитыми окнами и разобранной печкой. Никас намерен развалюху снести, а на том месте построить просторный дом. Сейчас в поселковом совете оформляют художнику документы на аренду земли площадью два гектара.
За каждый метр квадратный Сафронову как иностранцу придется платить по две гривни — четыре тысячи в год. Для человека более чем зажиточного, имеющего квартиру в Москве, дом в Лондоне и развалины старого замка в Швейцарии, это сущий пустяк.
Несмотря на запущенность участка, Никасу Сафронову здесь очень нравится. Его давно тянуло в гоголевские места, и на 200-летний юбилей писателя — весной прошлого года — приехал в Полтаву, решив заодно присмотреть для себя жилье под дачу в здешних краях. Знаменитого художника свозили в Миргород, показали несколько выставленных на продажу домов, однако ни один не вдохновил Никаса на покупку. А уже перед отъездом в Москву люди, которые принимали Сафронова и писателя Анатолия Трушкина, пригласили их отдохнуть возле плотины на Псле.
- Мне понадобилось отойти в лес, — вспоминал Никас Сафронов. — Там было все завалено мусором, затянуто паутиной, но вдруг сердце у меня начало колотиться, как будто я попал в какое-то магическое место. И тут вижу сквозь паутину залитую солнцем поляну, а на ней — дом с круглым колодцем. И понимаю: это именно то, что мне нужно! Тут же отправились к поселковому голове — договариваться о покупке.
Оказалось, об этом доме, случайно обнаруженном в лесу, художник слышал каждый раз, как только встречался с актрисой Раисой Недашковской. На протяжении четырнадцати лет она собиралась показать Никасу «одно чудесное место близ Диканьки», но никак у них не выходило вместе отправиться на Полтавщину.
- Откровенно сказать, я не очень-то и понимал, о чем говорила Рая, — сознавался художник, — и никак не мог запомнить это название — Шишаки. Теперь мечтаю бывать здесь как можно чаще, раз в три месяца — обязательно. Буду приглашать сюда друзей и отдыхать от московской суеты. Заведу овец, коров, которых сам буду доить Здесь все пропитано Гоголем! Мне очень хочется пожить на природе в одиночестве. Возможно, потому, что я родился в бараке и долгое время жил в коммуналке. Теперь моей соседкой будет только река.
Узнав о том, что в Шишаки на лето переселяются многие известные москвичи, Никас огорчился:
- Я не очень стремлюсь общаться с ними. Вообще потрясен, что они и ЗДЕСЬ есть!
С наступлением теплых дней в Шишаках и в близлежащих Яреськах, Барановке, Большом Перевозе число автомобилей с московскими и киевскими номерами резко возрастает. Поднимается спрос и на услуги такси. Поселковый голова Шишак Василий Магда удивляется: на пять с половиной тысяч населения городка приходится более двух десятков таксистов. При том, что местные жители передвигаются в основном пешком либо на велосипедах и мотороллерах. На рынке с появлением дачников сразу же ползут вверх цены — мясо и сало продают дороже, чем в Миргороде и Полтаве.
- А цены на частные дома у нас вообще бешеные, — разводит руками Василий Иванович. — Меньше чем за 15-20 тысяч долларов даже захудалую хату в Шишаках не купите. Все это издержки популярности красивой местности. Но, с другой стороны, у нас теперь нет пустующих дворов, которые бурьянами зарастали. Именно дачники — самые щедрые спонсоры Шишак. Благодаря их финансовым вливаниям, в поселке засыпаются щебнем дороги, проводятся газ и водопровод.
Гражданам Украины бесплатно выделяем пятнадцать соток, а гражданам других государств — передаем в аренду. На сегодня есть семь участков. Но все они имеют один большой минус — расположены на лугу. Значит, ни погреба, ни колодца там не выкопаешь. Поэтому их никто не хочет брать. Единственным человеком, которого не испугало болото, оказался Никас Сафронов. Наоборот, он увидел в этом особую прелесть.
Приезжают к нам на отдых и иностранцы из дальнего зарубежья. От них тоже польза — сначала убирают мусор вдоль Псла, а потом только купаются. А у одной из наших дачниц гостил как-то внук-француз. Так русская бабушка объясняла ему, что здесь дороги с ухабами специально прокладывают. Дескать, для обучения начинающих водителей. Такая вот патриотка Шишак.
- У Никаса очень много понтов, — считает московский книгоиздатель и букинист, бывший обозреватель «Московского комсомольца» Сергей Ниточкин, который вместе с супругой обосновался в Шишаках. — Этот человек сам по себе стихийное бедствие. Думаю, покупка им заброшенной хаты в лесной чаще — не более чем выходка, рассчитанная на публику. Ему просто необходимо чем-нибудь подогревать интерес к себе. Боюсь, что хвост гламурности, который тянется за Сафроновым, многих здесь начнет раздражать.
Недовольна новым соседством с москвичом и семья киевского художника Александра Вороны, дача которого стоит на самом краю шишакского Подола. Дальше, в глубь зарослей — участок Сафронова. Жена Александра Васильевича сетует, что Никас ни разу не зашел к ним хотя бы познакомиться. И пляж на речке обещал благоустроить, но вот уже лето проходит, а ничего не сделано
Режиссер-кинодокументалист, заслуженный деятель искусств РСФСР 77-летний Александр Шейн говорит, что общается в Шишаках со своими земляками даже чаще, нежели в Москве.
Александр Самуилович недавно тяжело болел, за границей лечился, и теперь вот набирается сил на природе. Уверен, что здешний целебный воздух и экологически чистая еда вернут ему здоровье быстрее, нежели дорогие лекарства.
- Мы с семьей уже более двадцати лет «шишачане», — усаживаясь поудобней в плетеном кресле, рассказывает хозяин дачи. — Однажды моя супруга приехала сюда по приглашению художника Гвидона Агасьянца «посмотреть украинскую деревню». А как раз напротив продавалась хата, и мы ее купили, что называется, за две копейки. Обложили кирпичом, тыном обнесли.
Здесь замечательно! У нас и в Подмосковье есть дача, но это совсем не то. Почему-то всегда стремимся именно сюда. И хотя туалет тут на улице, а душ только летний — ничего страшного. Огорчает лишь, что в последнее время сильно подорожали продукты, товары и социальные услуги. Раньше, бывало, за десять гривен местное население готово было помочь нам по домашнему хозяйству, теперь приходится платить в два-три раза дороже.
А давний друг Александра Шейна Сергей Ниточкин в восторге от низких шишакских цен. Говорит, частенько с супругой наведывается в одно популярное кафе, где повара готовят прямо при заказчике. И это не идет ни в какое сравнение с московскими ресторанами. Так вкусно и так дешево кушать ему не приходилось нигде.
- Ни Сейшелы, ни Канары и близко не лежали возле Шишак, — со знанием дела убеждает меня Сергей Александрович, разливая по рюмкам коньяк и выставляя на стол холодец из домашней курочки. — Надоели эти острова, где все кажется искусственным. Если рай и существует, то он здесь.
Каждый раз, когда мы с женой возвращаемся сюда, кажется, что и не уезжали. Здесь я хожу босиком, по нескольку раз в день купаюсь в речке. Супруга заготавливает варенье на зиму и сушит на солнце фрукты. Тут дышится легко, на полную грудь.
Даже телевизор не смотрим — не находится повода, хотя имеем спутниковую антенну.
Удивляюсь, почему Гоголь в своих произведениях описывал Диканьку и Большие Сорочинцы, а о Шишаках даже не упомянул.
Раньше мы обычно ездили на отдых к своим друзьям в Симеиз. Теперь они приезжают из Крыма к нам, влюбились в этот замечательный край. Ведь они, крымчане, никогда не купались в речке и никогда раньше не собирали грибов в сосновом лесу.
А народ местный какой удивительный! До чрезвычайности добрый и приятный. Между нами и соседями — дачниками из Киева, например, нет забора, он не нужен!
В Украину чета Ниточкиных обычно привозит в качестве сувениров московский шоколад и хорошие вина. Отсюда же, кроме сала, везут картины и поделки местных мастеров, которые с удовольствием дарят друзьям в российской столице. А их обычный с виду сельский дом внутри похож на украинскую светлицу — на стенах висят рушники, в прихожей — плетеные из лозы кресла и столик, купленные на Сорочинской ярмарке, на кухне — глиняные глечики
Вообще же дачи творческой интеллигенции в Шишаках отличаются скромностью. Зато новые украинцы строят здесь настоящие имения. За последние полгода одно из них выросло на окраине поселка, и принадлежит, по слухам, одному из киевских министров. И это еще не самый крутой здесь особняк.
Из досье «ФАКТОВ»
До революции в Шишаках были дачи писателей Владимира Короленко и Михаила Старицкого, художника Ивана Мясоедова. Из Санкт-Петербурга сюда на лето приезжал поэт и прозаик, министр связи царской России Константин Случевский. Здесь его проведывал сам император Николай II.
В Шишаке (так раньше именовался городок) любили проводить свободное время академик Владимир Вернадский, архитектор Василий Кричевский и его брат Федор, известный художник. Кстати, на полотнах братьев Кричевских удивительные пейзажи Шишака запечатлены с разных точек. Федору больше нравилось рисовать виды с холмов, а Василию — с низины. Поэтому у одного брата преобладали синие цвета (голубизна речки), а у другого — золотисто-желтые. Именно Василий Кричевский пригласил в здешние края режиссера Александра Довженко, который снял тут фильмы «Звенигора», «Земля», а позже — и «Сорочинскую ярмарку».
Советская писательница Вера Панова и ее сын, писатель-диссидент Борис Вахтин, имели в Шишаках каждый свой домик.
Целое лето сейчас проводит здесь вдова главного авиаконструктора АНов Петра Балабуева