Україна

«Может оказаться, что многодетная семья за свою квартиру будет платить налог по полной»

8:00 — 29 травня 2012 eye 1521

Введение налога на недвижимость, который должен был появиться уже с 1 июля, отложили на полгода — до 2013-го. Однако эксперты утверждают, что простым переносом сроков проблемы нового налога не решить

Практически за месяц до внедрения многострадального налога на недвижимость парламент таки отложил до 2013 года его появление в нашей стране. Причины достаточно веские: начиная с повального незнания людей о том, что, сколько и за какую недвижимость придется платить, и заканчивая неготовностью компетентных органов насчитывать и взимать налог. Но удастся ли решить все проблемы, связанные с налогом на недвижимость, за полгода отсрочки — еще большой вопрос…

«В настоящее время государство просто не может взимать этот налог: нет механизма предоставления налоговикам данных о недвижимости»

Внедрение налога на недвижимость предусмотрено Налоговым кодексом Украины. В ходе подготовки кодекса планировалось, что налог начнут взимать уже в 2011 году. Затем сроки его введения отложили до 1 января 2012-го. Потом — до 1 июля 2012 года. И вот теперь новая отсрочка. Депутаты в конце прошлой недели приняли Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования некоторых налоговых норм», который перенес появление налога на недвижимость в нашей стране на 1 января 2013 года.

 — Перенос срока введения налога на недвижимость очень актуален, — отметил в интервью «ФАКТАМ» директор Всеукраинской ассоциации БТИ Дмитрий Павленко. — В настоящее время государство просто не может его взимать: не создан механизм предоставления налоговикам информации об объектах недвижимости. Согласно Налоговому кодексу такие данные должен был подавать «Укргосреестр», причем еще с января нынешнего года. А порядок передачи сведений обязан был утвердить своим постановлением Кабинет министров.

Однако «Укргосреестр» до сих пор толком не создан и не работает. Информация по-прежнему находится в БТИ. И в основном не в электронном виде, а на бумажных документах. Законодательных оснований для того, чтобы проводить в БТИ выборку необходимой информации для налоговой администрации, нет, поскольку соответствующие нормативные акты так и не приняты.

Сейчас есть случаи, когда налоговики договариваются на уровне местных властей о получении информации из региональных БТИ. Но прокуратура по этому поводу высказалась однозначно: те сотрудники БТИ, которые дадут информацию налоговикам, будут привлекаться к уголовной ответственности, так как законных оснований для передачи данных нет. Более того, были случаи, когда налоговики запрашивали не только сведения об объектах, подлежащих налогообложению, но и остальную информацию. То есть базу по всем собственникам с их паспортными данными, кодами, а также подробными сведениями об имуществе. Но это нарушение Конституции. Налоговики ссылались на письмо Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в котором сказано, что БТИ могут предоставлять такую информацию, однако письмо носит лишь информативный характер и не является нормативным актом.

— Действительно, проблем много. Что необходимо сделать для их решения?

 — Прежде чем вводить налог на недвижимость, следует создать законодательное поле, определить, какую информацию нужно предоставлять, и утвердить четкий порядок ее передачи. Надо решить, кто и за чей счет должен этим заниматься. Ведь БТИ — хозяйственные предприятия, выполняющие множество своих функций, и остановить работу для того, чтобы бесплатно передавать данные налоговикам, невозможно. Предположим, каждое БТИ выделит пару сотрудников, которые будут обрабатывать информацию для налоговой службы. Но это же колоссальные объемы сведений!

Например, в одном райцентре по запросу налоговой для проверки малых предприятий нужно было выдать информацию о 30 тысячах объектов. Данные обрабатывались в алфавитном порядке, и за три месяца четыре сотрудника БТИ дошли только до буквы Г. А тут придется проверить информацию о каждой квартире или частном доме…

— Как вы считаете, в течение полугода, на которые депутаты отсрочили введение налога на недвижимость, можно будет исправить ситуацию?

 — Трудно сказать, поскольку пока не ясно, заработает ли до конца нынешнего года «Укргосреестр», будет ли создана полноценная электронная база данных, появится ли законодательная основа для передачи информации… Кроме того, существует масса чисто технических нюансов. Так, чтобы организовать быстрый поиск по электронной базе данных, нужно иметь возможность рассортировать объекты по площади. Сейчас такой возможности нет. Значит, надо подавать запрос производителю программного обеспечения и вносить изменения в программу. Но кто это будет организовывать и за чей счет, не ясно. Словом, простой перенос даты введения налога на недвижимость проблему не решит.

В парламенте находится законопроект, предлагающий облагать налогом не жилую, а общую площадь недвижимости

Отметим, что за те полгода, на которые отсрочили внедрение налога, депутаты хотят его еще «улучшить». В парламенте зарегистрировано уже несколько законопроектов, касающихся налога на недвижимость. О некоторых предложениях мы расскажем.

В настоящее время статья 265 Налогового кодекса предусматривает, что налогом на недвижимость облагаются здания, которые относятся к жилищному фонду, а также дачные и садовые дома. Причем в Налоговом кодексе отмечено, что объектом налогообложения является именно жилая площадь. Однако уже сейчас в парламенте лежит законопроект, предлагающий облагать налогом не жилую, а общую площадь недвижимости.

Как рассказали  «ФАКТАМ» в Министерстве финансов, учитывая возможность переоборудования, перепланирования жилого помещения в нежилое (прихожая, холл, бильярдный зал, тренажерный зал, сауна, бассейн и так далее), взимание налога только с жилой площади создает ситуацию, при которой налогоплательщики, которые имеют одинаковые по общей площади квартиры и дома и приблизительно одинаковый уровень платежеспособности, будут платить в бюджет разные суммы налога — в зависимости от особенностей планировки объектов жилой недвижимости.

 — Я считаю, что предусмотренная Налоговым кодексом норма о налогообложении жилой площади неправильная и несправедливая, — отмечает ведущий специалист департамента маркетинга компании SV Development Сергей Костецкий. — Все прекрасно знают, что существует множество схем перевода жилых помещений в нежилые или подсобные. Были бы деньги. В результате по документам окажется, что в огромных апартаментах богачей жилая площадь ниже установленного уровня, а вот многодетная семья за свою четырехкомнатную квартиру будет платить налог по полной. Уверен: облагать налогом нужно не жилую, а общую площадь.

Также законодатели не смогли остаться равнодушными ко льготам по уплате налога. В настоящей редакции Налогового кодекса предусмотрено, что на жилую недвижимость, которая находится в собственности физического лица, предоставляются следующие льготы:

для квартир — на 120 квадратных метров;

для жилых домов — на 250 квадратных метров.

То есть если человек владеет квартирой площадью, например, 90 квадратных метров, то он вообще не будет платить налог. А если у него в собственности жилье площадью 150 квадратных метров, внесет деньги лишь за 30 «квадратов», поскольку на 120 метров законодательство предоставило ему льготу.

Следует отметить, что льгота предоставляется только на один объект недвижимости. По умолчанию — на тот, где налогоплательщик прописан. Но при желании, как гласит соответствующая статья кодекса, он может попросить льготу и на другой объект, находящийся в его собственности. Например, если у мужчины две квартиры площадью 40 и 60 квадратных метров (то есть в сумме их площадь меньше льготных 120 «квадратов»), он вправе не платить налог только за одну из этих квартир. Но если он прописан в 40-метровой, то по его письменному заявлению льгота может быть предоставлена на другое жилье — площадью 60 квадратных метров. Что более выгодно…

Квартиры общей площадью свыше 120 квадратных метров можно считать роскошью?

Также размер жилой площади влияет на ставку налога. Их всего две.

1. Для квартир жилой площадью от 120 до 240 квадратных метров и жилых домов жилой площадью от 250 до 500 квадратных метров — 1 процент минимальной зарплаты, установленной на 1 января текущего года, за каждый «сверхльготный» квадратный метр (если бы налог начали взимать в июле 2012-го, это составило бы 10 гривен 73 копейки за метр).

2. Для квартир жилой площадью более 240 квадратных метров и жилых домов жилой площадью более 500 квадратных метров определена ставка в размере 2,7 процента минимальной зарплаты, установленной на 1 января текущего года, за каждый «сверхльготный» квадратный метр (если бы налог начали взимать в июле 2012 года, это составило бы 28 гривен 97 копеек за метр).

Еще один законопроект, который в настоящее время лежит в парламенте, заметно расширяет льготы по уплате этого налога. В частности, предусматривает, что квартиры, в которых жилая площадь составляет менее 150 квадратных метров, и дома, где жилая площадь до 300 квадратных метров, вообще не являются объектом налогообложения. Кроме того, данный проект предусматривает дополнительную льготу для владельцев квартир и домов большей площади. В нем говорится, что база налогообложения для квартиры уменьшается на 75 квадратных метров, а для жилых домов — до 150 квадратных метров.

Поскольку в этих формулировках сложно разобраться, объясним на примере. Так как квартиры площадью меньше 150 «квадратов» вообще исключили из перечня объектов налогообложения, то мужчина с двумя квартирами из нашего предыдущего примера не будет платить налог. Поскольку обе его квартиры — 40 и 60 квадратных метров — меньше установленного порога.

В то же время если жилая площадь одной квартиры — 40 квадратных метров, а другой — 200 квадратных метров, за большую квартиру придется заплатить налог. При этом на 75 «квадратов» предоставят льготу. Значит, нужно будет внести деньги не за все 200 жилых метров, а лишь за 125 — с учетом льготы. Но так будет только в том случае, если законопроект примут.

Но и на этом усовершенствования налога на недвижимость не закончились. Отметим, что с прошлой осени правительство время от времени подавало разнообразные идеи относительно налога на роскошь. На общественное обсуждение было вынесено два законопроекта: один — от Министерства социальной политики, второй — от Министерства финансов. Естественно, важной частью обоих документов как раз было налогообложение недвижимости. Например, в законопроекте Минсоцполитики предлагается ввести дополнительный налог на роскошь для владельцев квартир площадью свыше 200 квадратных метров и домов более 400 квадратных метров. Ставка налога — 2 процента минимальной зарплаты за квадратный метр (в 2012 году она могла составить 21 гривню 46 копеек).

А вот в законопроекте Министерства финансов нормы, предусмотренные в Налоговом кодексе для налога на недвижимость, сочли приемлемыми и для налога на богатство. Таким образом, к роскоши отнесли квартиры площадью свыше 120 квадратных метров и дома от 250 квадратных метров. Причем в данном случае учитывалась опять-таки не жилая, а общая площадь. Налог на роскошь мог составить 0,5 процента оценочной стоимости жилья. И получалось, что люди платили бы и налог на недвижимость, и налог на роскошь.

Впрочем, второй законопроект вызвал весьма бурную реакцию общественности, после чего премьер-министр Николай Азаров заявил, что все предложения министерств будут доработаны для того, чтобы налог на роскошь укреплял социальную справедливость в обществе. Более того, в ходе встречи Президента Украины с главой Верховной Рады и лидерами парламентских фракций было решено, что в понедельник, 28 мая, Кабинет министров рассмотрит новый вариант налога на роскошь и в этот же день подаст его в Верховную Раду.

О том, к каким компромиссам пришло правительство в ходе обсуждения налога на богатство и что теперь отнесут к роскоши, «ФАКТЫ» расскажут в ближайших номерах.