Девять дней назад ушла из жизни заслуженный мастер спорта Екатерина Адаменко (Блохина)
С матерью Олега Блохина Екатериной Захаровной спортивный журналист Валентин Щербачев был знаком более 40 лет. В 1971 году тренер киевского «Динамо» Александр Севидов стал включать 18-летнего Олега Блохина в основной состав, и начинающий журналист Валентин Щербачев обратил внимание на новенького. У них оказалось много общего: оба коренные киевляне, даже появились на свет в одном роддоме, на улице Ульяновых; оба в детстве жили в одном районе, в двух шагах от Республиканского стадиона. Как-то после динамовской тренировки Блохин пригласил Валентина к себе домой, дверь им открыла Екатерина Захаровна. Предложила поесть, расспросила о делах. После первого общения с мамой Олега у Валентина Щербачева сложилось впечатление, что они знакомы очень давно.
— Екатерина Захаровна была очень простым и светлым человеком, — вспоминает комментатор Национальной радиокомпании Украины Валентин Щербачев. — Никогда не требовала особых льгот или пенсии. Хотя была заслуженным мастером спорта, 13-кратной рекордсменкой Советского Союза в легкоатлетических дисциплинах: пятиборье, прыжки в длину, бег на 80 метров, стометровка с барьерами. Вот откуда у Олега такие спринтерские качества! Все-таки у нас в футболе никто стометровку с мячом за 11,2 секунды не пробежит, а Олег мог!
Я всегда удивлялся скромности его родителей. Екатерина Захаровна вместе с Владимиром Ивановичем жили в трехкомнатной хрущевке на Чоколовке, которую получили 50 лет назад. Квартира находится на первом этаже, то есть транспорт грохочет прямо под окнами, но на это никто никогда не сетовал. А комната Олега вообще примыкала к парадному, входная дверь которого начинала скрипеть с шести утра. Олегу с его любовью поспать это доставляло, мягко говоря, определенные неудобства, но жалоб от него не слыхал.
*Владимир Иванович и Екатерина Захаровна прожили в любви и согласии более 60 лет
Владимир Иванович гордился спортивными успехами сына и собирал все материалы о нем. Я помогал им фотографиями и видеозаписями. Поэтому часто бывал у Олега дома, общался с его родителями. Владимир Иванович и Екатерина Захаровна были очень дружной семейной парой и интересными рассказчиками. Два года назад они отметили 60-летие супружеской жизни. Но я не знал об этом событии. Не удивлюсь, если мне скажут, что они отпраздновали юбилей скромно, в кругу родных.
В семье Блохиных не любят показательных мероприятий. Я был на 85-летии Екатерины Захаровны в 2003 году. Гостей, человек 12 близких друзей, пригласили в кафе на Чоколовке. Владимир Иванович посвятил супруге трогательные стихи о любви. А когда он медленно закружил Екатерину Захаровну в вальсе, мы все зааплодировали. Юбилей получился по-домашнему теплым.
Помню, четыре года назад, в 2008-м, в студии на Олимпийском стадионе записывал с ней передачу. Интервью прошло на ура. Коллеги восхищались: как в таком возрасте — 90 лет на минуточку! — мама Катя трезво мыслит и интересно рассказывает.
Конечно, старался поздравлять родителей Олега со всеми праздниками. Но не всегда получалось. Если я долго не звонил, мама Катя отчитывала меня, как провинившегося студента.
— Мамой Катей Екатерину Захаровну только вы называли?
— Мамой Катей Екатерина Адаменко стала еще в Киевском государственном университете имени Тараса Шевченко (сейчас Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко. — Авт.), где преподавала физкультуру до перехода в КИСИ (сейчас Национальная академия строительства и архитектуры. — Авт.). Студенты ее так прозвали, потому что Екатерина Захаровна легко находила с ними общий язык, старалась всячески поддерживать. Ведь она сама еще до войны приехала в столицу из Бородянки. Училась в ФЗУ, жила в общежитии, выступала за училище в легкоатлетических соревнованиях, бегая практически босиком. Благодаря своим физическим данным достигла высоких результатов, стала чемпионкой Киева и Советского Союза.
О спортсменке Екатерине Адаменко мне в 1969 году рассказал заведующий кафедрой физвоспитания КГУ Василий Драга (сейчас секретарь Федерации тяжелой атлетики Украины. — Авт.), называя коллегу мамой Катей. Тогда я работал в университете грузчиком и мечтал поступить на факультет журналистики. А для этого, кроме успешной сдачи экзаменов, требовались публикации в прессе. Я искал людей с интересной судьбой, чтобы писать о них в газету. Но тогда с Екатериной Захаровной я так и не встретился, два года спустя нас познакомил Олег Блохин.
— В трудную минуту Екатерина Адаменко приходила к вам на помощь?
— На кафедре физвоспитания КИСИ отличный спорткомплекс, который мы, телевизионщики, использовали в то время для проведения различных трансляций. Раньше физкультура и спорт были в почете, часто проводились соревнования между трудовыми коллективами. Однажды после затянувшегося застолья я пришел в КИСИ на съемку программы «Мама, папа, я — спортивная семья». Видимо, у меня был такой вид, что мама Катя обо всем догадалась. Отвела на свою кафедру, напоила раствором нашатырного спирта с водой. Я пришел в себя и достойно отсудил семейные соревнования.
Но больше всего я благодарен Екатерине Захаровне за помощь в получении новой квартиры. Она была в курсе моих жилищных проблем, знала, что мы с женой и двумя детьми мыкаемся по съемным квартирам. И, конечно, сочувствовала, говорила: «Надо получить свое жилье! Вы же киевляне».- «Очень трудно получить квартиру в Киеве, — объяснял я. — Особенно в нашем Комитете по телевидению и радиовещанию. Им выгоднее выдавать ордера людям, выезжающим на ПМЖ, которые потом продают эти квартиры и определенную сумму от выручки передают благодетелю. Простым очередникам, как я, ничего не достается».
Екатерина Захаровна рассказала о моих проблемах мужу. В те годы Владимир Иванович возглавлял Киевский городской совет ДСО «Трудовые резервы», дружил с Виталием Возиановым, журналистом, сотрудником аппарата ЦК КПУ. Собственно, с подачи мамы Кати Виталий Федорович замолвил словечко перед руководством, и мне выделили квартиру на Оболони.
— На новоселье семью Блохиных пригласили?
— В обязательном порядке! Екатерина Захаровна подарила мне свою футболку с надписью «Чемпион Киева. 1950 год». Я горжусь этим раритетом. Ведь 1950-й был последним чемпионским годом Екатерины Адаменко: спортсменке шел 32-й год, ее старший сын Коля ходил в школу, а в 1952-м у мамы Кати родился Олег.
*Валентин Щербачев гордится подарком Екатерины Захаровны Адаменко. Футболка с надписью «Чемпион Киева. 1950 год» — это уже раритет
Между прочим, Оболонь в 1976 году Екатерине Захаровне ужасно не понравилась. Массив только начинали застраивать, растительности на песке никакой. Доехать к нам можно было только на автобусе, который отправлялся с Подола. Посмотрев на все это, мама Катя прямо сказала: «Переселяйся к нам в центр! Я помогу с обменом». И не просто сказала, а нашла в своем доме желающих обменяться квартирами. Но я отказался. И до сих пор живу на Оболони в квартире, полученной благодаря содействию Екатерины Захаровны.