Події

«Когда я сбежала из этого ада, муж забрал детей и начал рассказывать им, что в маму вселился дьявол…»

6:00 — 29 травня 2012 eye 4719

В Харькове передано в суд дело о мошенничестве руководства секты «Христианин». Пастор, который вынуждал прихожан влезать в колоссальные долги, закладывать квартиры и «очищаться» от греха путем группового секса, подался в бега

Ради благосостояния духовного наставника десятки харьковчан отдавали свои квартиры и брали многотысячные кредиты в банках. Пастор ездил на джипе «Тойота Ленд Крузер» и одевал свою молодую жену в шикарные шубы, а его многочисленная паства жила впроголодь, питалась «мивиной» и одалживала друг у друга жетончики на метро. Руководитель секты требовал беспрекословного подчинения. Неугодные и вырвавшиеся из-под влияния «божьего помазанника» люди объявлялись детьми дьявола, попавшими во власть сатаны. Секта «Христианин» действовала в Харькове с середины 90-х годов. За это время «апостол, спустившийся с небес» и его ближайшее окружение обогатились на сотни тысяч долларов. На днях дело о мошенничестве руководства религиозной общины передали в суд.

«Мы работали как каторжные, но при этом я не могла купить детям даже конфет»

О том, насколько сильно изменится ее жизнь после встречи с Виктором Бабенко (имя изменено), студентка художественного училища 24-летняя Оксана Томах даже не догадывалась. Девушка искала смысл жизни и свой путь к Богу. Так вышло, что он у нее оказался тернистым и сложным… Когда Оксана попыталась найти ответы в православном храме, на ее пути встали строгие бабушки. Ей указали, что она не так одета, не там стоит и не то делает. В слезах Оксана отправилась на поиски истины дальше. И оказалась на одном из собраний религиозной организации, где услышала ответы на свои вопросы. Она была сражена глубиной и мудростью новых знакомых, рассказавших ей о Боге. Поверив им всей душой, Оксана незаметно для себя оказалась в страшном плену, вырваться из которого смогла лишь через 15 лет.

 — В момент знакомства Виктор Бабенко и его друзья произвели на меня огромное впечатление, — делится воспоминаниями моя собеседница, 40-летняя Оксана. — Я пришла к ним на собрание и сразу же решила для себя, что именно там нашла Бога. Так вышло, что среди этих людей я встретила и своего будущего мужа. Первое время у нас все было просто замечательно.

Наша община была маленькая, все молодые, творческие люди, много студентов художественного училища. Мы изучали Библию, Евангелие. У нас была строгая проповедь воздержания, целомудрия, святости. Наш руководитель выступал как человек, которому Бог открыл истину. И именно это мы приняли за аксиому — Виктор от Бога. Только ему было дано откровение, которого недостаточно в других церквях и собраниях. Только он слышал и знает волю Божью. И только он может помочь избавиться нам от греха.

Я вышла замуж за одного из ближайших помощников Виктора. До 1999 года ничто не вызывало у меня тревогу. У нас родились двое сыновей, и большую часть времени я проводила дома, занимаясь их воспитанием. Именно в это время, в 1997-1998 годах, на Виктора снизошло «Божье откровение». Он рассказал нам, что ему было видение: Господь благословил его заниматься сетевым маркетингом. Сначала мы должны были распространять биологически активные добавки, а затем перешли на распространение косметики и гелей для увеличения сексуальной чувственности женщин. Это потребовало от всех колоссальных вложений. Мы должны были постоянно вкладывать в бизнес деньги. Ежемесячно каждый член нашей общины обязан был закупить товара на 200 евро. Раз в год мы делали закупку на более крупную сумму, около 600 евро. При этом приобретали товар, который никому не был нужен, мы потом не могли продать ни гели, ни косметику по сумасшедшей цене.

В то время люди боялись возмущаться. Виктор Бабенко каждого из нас вынуждал брать кредиты в банках. Он объяснял, что мы берем кредиты у тех, кто нечестивый, поэтому деньги… можно не отдавать. Если же банки начинали требовать возврат денег и прихожане обращались к Виктору за помощью, то он объяснял на собраниях: «Бог всем дает деньги. Если у тебя денег нет — значит, ты оскверненный и имеешь тайный грех». После этого никто из общины не общался с этим «оскверненным», ему объявляли бойкот. Каждый боялся оказаться на его месте. Мы работали как каторжные, вкладывали в этот бизнес все до копейки, но при этом я не могла купить своим детям даже конфет. Мне их вообще нечем было кормить. Спасало то, что я пекла на продажу торты. На вырученные средства кормила детей.

Так продолжалось несколько лет. Мы жили в нищете, а наш руководитель процветал. На наши средства он выстроил крупнейшую в Украине дилерскую сеть. Его стали приглашать в зарубежные поездки, на которые, естественно, мы сбрасывались всей общиной. Мы купили ему джип, потому что новых участников и клиентов нужно было искать только среди богатых. Он получал от компании солидные вознаграждения — около трех с половиной тысяч евро в месяц. А мы жили впроголодь, ели «мивину» и одалживали друг у друга жетончики на метро.

«Посланник от Бога» жил с подругой своей жены»

 — А потом у Виктора окончательно сорвало крышу, — продолжает Оксана. — С нами он общался примерно таким образом: «Что вы буксуете? У меня мозги поменялись, и я все имею. А вы до сих пор сидите в болоте». Но я и это продолжала терпеть. Когда же узнала, что Виктор ушел от беременной жены, начала прозревать. У Виктора с женой подрастала трехлетняя дочь, когда она снова забеременела. В этот момент Бог якобы «открыл» Виктору, что жена ему изменила. Он сообщил нам, что его жена совершила духовное прелюбодеяние и теперь ни она, ни ребенок не выживут.

Позже выяснилось, что наш «посланник от Бога» живет с подругой своей жены. Хотя его предыдущий брак еще не был аннулирован. Это не вписывалось ни в какие рамки: ни в церковные, ни в гражданские.

Когда Виктора с женой развели, у нас начались настоящие Содом и Гоморра. Виктору якобы пошли новые откровения. Он рассказывал нам о тайнах благочестия и беззакония. По его учению, выходило, что тот, кто свят внутри, может делать все, что Бог ему скажет. Грех был не в том, чтобы не делать зла, а в том, чтобы ослушаться Божьего служителя. Мы боялись сделать что-то не то. Ведь если бы, например, Виктор сказал, что имел от Бога откровение о том, что мой брак окончен, то все — наша семья развелась бы без слов. И таким образом он держал на крючке каждого.

А очищаться от греха мы должны были… через секс. Нам объяснили: как же мы можем по-настоящему каяться, если не согрешили? Поэтому практически после каждого богослужения устраивались оргии и групповой секс. Это мало кому нравилось. Людей готовили к этому постепенно, участвовали в оргиях только «проверенные» прихожане. Мне тоже предлагали этим заняться, но меня спасло то, что я была то беременной, то кормящей. К тому времени родила уже четверых сыновей. А вот мой муж сорвался. Он дошел до того, что приводил к нам в дом своих любовниц — «сестер». Я жила в аду и решила вырваться от этих людей.

Но убежать оказалось непросто. Когда Виктор и мой бывший муж поняли, что я задумала побег, меня предупредили: «Пойдешь против воли Бога — он заберет у тебя детей. А из тебя мы сделаем шизофреничку, и остатки жизни проведешь в психушке». На побег я решалась целый год. Ведь у нас с мужем была общая квартира и, главное, дети. Детей муж настраивал против меня, запугивал их, рассказывал, что в маму вселился дьявол. И они начали меня бояться.

Я была в отчаянии, но все же решилась и ушла в никуда. Муж спрятал от меня детей. Мне не на что было жить, надо было искать работу и квартиру. Это был сложный период. Я работала день и ночь и со временем смогла отсудить у бывшего мужа двоих младших сыновей. А потом набралась смелости встретиться с людьми, которые ушли из общины раньше. Нам ведь внушали, что тех, кто осмелился уйти, Бог накажет раком и смертью детей. Но все были живы и здоровы. Правда, с огромными долгами по кредитам, а некоторые без квартир. И мы решили обратиться в милицию…

Таких, как Оксана, к харьковским правоохранителям обратилось несколько десятков человек. Некоторые из них до сих пор не поймут, как, придя на собрания послушать о добре и справедливости, умудрились остаться без квартир и с огромными долгами. Однако в том, что их волю подчинили руководитель общины и его приближенные, они уже не сомневаются.

 — Они манипулировали сознанием, чтобы мы искали деньги, — утверждает Оксана Томах. — «Ты же хочешь делать Божье дело? Тогда думай, достигай поставленной цели», — убеждали всех. А когда долги нужно было возвращать, говорили: «Ты же перед Богом стоишь, он тебе должен дать эти деньги. Когда человек под Богом ходит, как надо, он имеет все». Посмотрите, мол, на «помазанника Божьего» Бабенко. У него «Тойота», по заграницам ездит.

«У нас с женой 30 кредитов. Каждый набрал где-то на 40 тысяч долларов»

 — Деньги надо было все время вкладывать, — говорит еще одна пострадавшая Марина. — Мы торговали биодобавками и косметикой. Причем биодобавки были обычным мелом, а косметика самой дешевой, но в дорогой упаковке. Каждый из нас должен был закупить товара минимум на 215 евро в месяц. Виктор требовал: «Несите деньги». Кто не принесет — тот оскверненный.

 — Кредиты брали кто на стиральную машинку, кто на холодильник, кто на плазменный телевизор, — вспоминает 27-летний харьковчанин Спартак. — И все несли Бабенко. У нас с женой 30 кредитов. Каждый набрал где-то на 40 тысяч долларов.

 — Мы с мужем жили в двухкомнатной квартире и вместе ходили в церковь, — рассказывает 30-летняя харьковчанка Яна. — Но однажды муж не выдержал: «Нас обманывают» — и ушел из секты. Все его прокляли, мы разошлись. Меня в секте начали жалеть. Бабенко сказал: «Перепиши жилье на меня, а тебе отдадут свою однокомнатную Крамаренко. Еще и доплатят». Я согласилась, пошла к нотариусу, переписала квартиру и выселилась из нее. А Крамаренко сказали, что передумали. В тот момент я как будто прозрела и помирилась с мужем. Сейчас мы живем на съемной квартире и пытаемся все вернуть.

Сотрудники харьковской милиции, расследовавшие это дело, столкнулись с колоссальным давлением на следствие. Как только руководителей секты пытались привлечь к уголовной ответственности, моментально приходили жалобы во всевозможные инстанции, вплоть до министра МВД, Генерального прокурора и депутатов. При этом замешанные в махинациях руководители общины заявляли о гонениях на… журналистов и прикрывались журналистскими удостоверениями.

 — Уголовное дело было возбуждено в 2010 году, — прокомментировал «ФАКТАМ» начальник отдела следственного управления Главного управления МВД в Харьковской области Дмитрий Федоренко. — Сегодня трое подозреваемых арестованы, они обвиняются в нескольких эпизодах мошеннических действий. В деле фигурирует около миллиона гривен, которые они заняли у банков и частных лиц. Еще шесть человек, в том числе руководитель, находятся в розыске. Если его задержат, ему будет предъявлено обвинение также по статье Уголовного кодекса Украины «Организация группы, в которой под предлогом религиозных обрядов причиняется вред людям, сопряженный с развратом».

По информации милиции, секта «Христианин» действовала в Харькове с начала 1990-х годов. В разное время в ней состояли до 30 человек. Отдельного помещения у нее не было — прихожане собирались в общежитиях и на квартирах. У Бабенко и нескольких его подельников есть удостоверения журналистов информационного агентства «Твiй час», зарегистрированного в Кировограде, а также удостоверения Союза журналистов Украины. Угрозами и манипуляциями руководитель подчинил себе рядовых членов секты, заставляя их приносить деньги и бесплатно работать на общину. Он создал швейную фирму «Небеса», в которой годами бесплатно работали члены секты.

В 2004 году Виктор Бабенко начал заниматься сетевым бизнесом с одной французской компанией. Участники секты за свои деньги закупали дорогостоящий товар, который потом должны были реализовывать. Сделать это было нелегко, поскольку, к примеру, крем для лица стоил 200 долларов. Согласно показаниям одной из потерпевших, четыре года она фактически бесплатно работала швеей на предприятии «Небеса», позже продавала косметику, а деньги передавала Бабенко и его подручным. С 2005-го по 2007 год она взяла в банках 11 кредитов в общей сложности на 60 тысяч долларов. Женщина рассказала, что Бабенко неоднократно вступал с ней в половую связь, мотивируя это тем, что так хочет Бог. О фактах принуждения к сексу со стороны Бабенко заявления в милицию написали восемь женщин.

Досудебное следствие уже закончено, дело передано в суд.

К сожалению, в Украине, в отличие от европейских стран, нет законов, предусматривающих наказание за создание тоталитарных сект (организация, представляющая опасность для жизни и здоровья людей и зачастую существующая в форме религиозной, общественной и коммерческой организации для прикрытия противоправной деятельности). Только в Харьковской области, уточняют чиновники, зарегистрировано больше восьми сотен религиозных организаций.

 — Мы не вправе вмешиваться в деятельность религиозных организаций, — прокомментировала ситуацию начальник отдела по делам религии Харьковской облгосадминистрации Ольга Чернявская. — Я посещаю религиозные собрания, только чтобы знать, что там говорят: не призывают ли к насилию, не нарушают ли права человека.

Поэтому все, что происходит за закрытыми дверями подобных собраний, не контролируется. И мы, «непосвященные», можем только догадываться, что делают с людьми «спустившиеся с небес апостолы».