Завтра, 3 июня, православные и греко-католики встречают День Святой Троицы. Это один из самых больших духовных праздников, который отмечается на пятидесятый день после Пасхи.
К Троице всегда старательно готовились. В украинских народных обычаях тесно переплелись христианские верования и языческие обряды. А потому наши предки утром шли в церковь, а днем и вечером с гостинцами отправлялись в лес или поле, чтобы порадовать мавок и русалок и уговорить их не губить посевы.
Также на протяжении Зеленой недели люди веселились и впрок наедались мясных и молочных блюд, ведь после праздников начинается Петров пост. В нынешнем году он продлится с 11 июня до 12 июля (день памяти апостолов Петра и Павла).
Сегодня Троицкая вселенская родительская суббота — день поминовения усопших родственников. В народе считается, что только один раз в году — накануне Троицы — можно молиться за самоубийц и тех, кто ушел в мир иной некрещеным. Вообще в украинском фольклоре сохранилось очень много легенд, преданий и обрядов, связанных с душами умерших. Так, по поверью, на Троицу их отпускают с того света домой, чтобы они могли навестить родных, присоединиться к семейному торжеству.
На Гуцульщине в старину после субботней поминальной службы освящали молоко, творог и сдобу. Прихожане обменивались друг с другом выпечкой и просили помолиться об упокоении усопших. Обязательно одаривали вдов и детей-сирот: люди верили, что, позаботившись о нуждающихся, они оберегают своих близких от бед, связанных с водой. С освященной снедью ходили в этот день на кладбище.
После субботней церковной службы всей семьей принимались украшать дом ветками и травами. Поскольку, согласно церковной традиции, зеленый цвет — символ живительной силы Святого Духа, старались от души, чтобы в хате не осталось ни одного не озелененного угла. Стоит ли говорить о том, что сбору трав придавалось особое значение?
Молодые женщины, девчата и ребятишки отправлялись в лес и на луг. Для озеленения домов и церквей заготавливали ветки клена, липы, березы и тополя. А вот осину не трогали, так как, по народным поверьям, это дерево Богу не угодно: «На ньому Юда повiсився». Собирали и охапки душистых трав: чабрец, полынь, мяту, любисток и аир (татарське зiлля). За травами ходил иногда и глава семьи. Он, согласно древним обычаям, рвал только медуницу. Считалось, что это поможет осенью выдать дочь замуж за богатого жениха. А мать собирала тысячелистник, чтобы весь год семья была крепкой, а домочадцы — здоровыми.
Травами усыпали полы в комнатах, амбарах и хлеву. Ветки клена и липы прикрепляли под крышей, вокруг дверей и окон, украшали ими стены. Барвинком обвивали ставни. В доме поверх травы на полу выкладывали из листьев папоротника большой крест. Особое внимание уделяли углу с иконами. Образа ставили на васильки и мяту, покрывали новыми рушниками и зажигали лампадку.
В субботу вечером хозяйки готовили праздничные блюда. К Пятидесятнице пекли 50 коржиков с орехами, ими полагалось обмениваться, как писанками на Пасху. Еще делали калачи — два больших, чтобы подать к столу, и много маленьких, которые принято было раздавать нуждающимся у церкви и на кладбище. Пекли также булки и пирожки с ягодными начинками. Кроме сдобы, готовили блюда из молока и яиц: галушки, вареники… Не обходилось и без мяса: холодец из петуха, тушеный кролик, печень с луком. Ну а как иначе? Ведь после Зеленой недели начинается Петров пост. И хотя он не такой строгий, как Великий, но до праздника Петра и Павла нельзя будет есть мясные и молочные продукты. Зато постный рацион можно разнообразить рыбой, поэтому к праздничному троицкому столу ее и не готовили.
В воскресенье, на Троицу, все домочадцы вставали очень рано. Надев лучшую праздничную одежду, семья чинно усаживалась возле ворот на лавке и дожидалась, когда ударит церковный колокол. Услышав звон, все вставали и, перекрестившись, шли в храм. На литургию брали букеты из трав, в которые полагалось вставить три восковые свечи. Кстати, целебные травы, освященные в церкви, после праздника ни в коем случае не выбрасывали. Отварами лечили от разных недугов, мыли голову. Высохшие ароматные травы клали в гроб под голову покойнику, «щоб йому i на тiм свiтi пахло».
Согласно обычаю после службы шли крестным ходом к колодцам и окропляли их святой водой. Многие хозяйки в это время выносили к воротам своего подворья стол, накрывали его белой скатертью, ставили блюдо с хлебом-солью и кувшин с водой. Священник останавливался возле такого стола, читал Евангелие, а затем заходил в дом, щедро обрызгивая святой водой все углы.
На Троицу традиционно собирались большими семьями, чтобы вместе с родичами и кумовьями отметить светлый праздник. Правда, молодежь за стол не торопилась. Девчата и парубки развлекались во дворах танцами и играми. К примеру, водили хороводы и пели песни у вкопанного в землю высокого деревянного шеста, который назывался явiр, или вiха. Девушки плели венки и вешали их на яблони, груши и сливы: «Аби Бог благословив самим плодючими стати». На Полесье девчата украшали одну из своих подруг с ног до головы цветами и ветками (ее называли «куст») и водили от дома к дому с песней:
Привели куста
Да й iз зеленого кльону.
Дай нам, пане,
Хоч по золотому…
«Озеленяли» на Троицу даже домашнюю скотину. Например, на Волыни пастухи, которым доверяли сельское стадо, украшали венками коров, щоб добре доїлись. За такую заботу пастухи получали гостинцы от хозяев скотины.
В праздничные дни люди снова ходили за травами, но теперь рвали только лекарственные. Наши предки верили, что на Троицу растения становятся особенно целебными, а потому нужно успеть запастись медуницей, полынью, алтеем, арникой, ромашкой, бузиной и липовым цветом. Собирали их обязательно с молитвой и крестным знамением. Считалось, что тогда травы долго будут сохранять свои лечебные свойства. Наклоняясь, чтобы сорвать растение, всякий раз приговаривали: «Мати Божа ходила, зiлля родила й поливала, нам на помiч давала».
Знахари утверждали, что только на Троицу можно вернуть утраченное зрение. Поэтому в старину люди, страдавшие от глазных болезней, утром шли на луг с глиняной мисочкой красного цвета и собирали в нее росу для промывания глаз. При этом приговаривали: «Жива водичко, Божа росичко, Духом Господнiм оснащена, капай у цю мисочку».
Ну а вечером девчата гадали. Сжигали аир и из пепла выкладывали на досточке имена парубков. С этой дощечкой выходили на улицу и ждали порывов ветра: чье имя не развеется, тот и будущий муж. Если не останется ни одной надписи, то сваты в этом году в дом невесты не заглянут.
В понедельник отмечали Духов день, когда землю почитали как именинницу, поэтому «тревожить» ее, например, работать в поле, не разрешалось.
Зеленая неделя — это время мавок и русалок. В украинском фольклоре с этими красавицами связано множество поверий, легенд и обрядов. Например, наши предки считали, что мавки могут наделать много бед: погубить урожай пшеницы, защекотать до смерти или утопить парубка, украсть у матери ребенка или отбить у девицы жениха.
Считалось, что русалки — высокие и стройные красавицы с длинными зелеными волосами. Их можно встретить у рек и озер, когда они, выйдя из воды, сидят на берегу и расчесываются или танцуют и поют при этом таинственные песни, которыми околдовывают людей. По поверьям, русалки любят также сидеть на ветвях клена или дуба. Иногда они развешивают на деревьях нитки, украденные у женщин, заснувших без молитвы.
Чтобы защититься от длинноволосых красавиц, всю Зеленую неделю наши предки носили при себе растения-обереги: чеснок, любисток, полынь. А на Полтавщине девушкам на Троицу вообще не разрешалось ходить в лес, ведь они могли встретить там мавку. По поверью, увидев незамужнюю девицу, мавка задает ей загадки. Если не ответит правильно, защекочет несчастную до смерти. В старину девчата пели песни об их возможной встрече с русалками:
Ой бiжить, бiжить мила дiвчина,
А за нею да русалочка.
Ти послухай мене, красна панночко,
Загадаю тобi три загадочки:
Як угадаєш — до батька пущу,
Не угадаєш — до себе вiзьму…
Впрочем, считалось, что с русалками можно договориться. Правда, для этого нужно задобрить их угощениями и подарками. Женщины ставили в хате на подоконнике свежеиспеченный хлеб, чтобы его запах насытил русалок, а в саду развешивали на деревьях полотно и нитки — мавкам на плаття.
По-видимому, проще всего к русалкам относились дети: они бегали на речку «лякати мавок». С собой сорванцы брали восковые крестики, которые бросали в воду со словами: «Де Христос, там Сила Небесна, а де Сила Небесна, там нечистi нема!»
Заканчивались гулянья в первый день Петрова поста проводами русалок. Днем девушки шли в поле обедать, плести венки и петь песни. Вечером молодежь собиралась своим кругом, выбирала из девчат желающих сыграть русалок и в шутку выпроваживала их из села, приговаривая: «Iдiте, русалочки, iдiте, та нашого житечка не ломiте!»
Теперь полагалось настроиться на Петров пост. Кcтати, о его появлении существует забавная легенда. Оказывается, в старину поста в начале лета не было, а установили его… женщины, которым не нравилось, что их мужья после Пасхи аж до Спасовки «объедаются» колбасой да варениками со сметаной. Вот и надумали поститься, только не пришли к согласию по поводу длительности говения. «Пусть будет две недели», — говорила одна. — «Маловато, хорошо бы пост месяц продолжался». Вот так и получилось, что Петров пост может длиться и восемь дней, и полтора месяца.
Летний холодный борщ
Для приготовления потребуется: 500 г говядины, 250 г свеклы, 300 г щавеля, 500 г свежих огурцов, 3 яйца, 100 г зеленого лука, 2 л хлебного кваса или кислого молока, 200 г сметаны, соль — по вкусу.
Свеклу испечь в духовке, затем очистить и порезать соломкой. Щавель перебрать, помыть и отварить в небольшом количестве подсоленной воды. Остудить и протереть через сито.
Говядину сварить и нарезать маленькими кусочками.
В кастрюлю положить протертый щавель, нарезанную свеклу, почищенные и мелко порезанные огурцы, сваренные вкрутую посеченные яйца, зеленый лук. Залить кислым молоком или хлебным квасом, посолить, заправить сметаной и поставить в холодильник. Подавать с кусочками говядины.