Практически завершился первый этап запланированной на три ближайших года реконструкции Андреевского спуска. Улица в целом благоустроена, сюда должны вернуться художники. Многие заведения, вынужденно простаивавшие во время ремонта, также начинают активно работать. Ожидает своих посетителей и Музей одной улицы — там открывается новая экспозиция.
Об особенностях этого самобытного уголка Киева «ФАКТАМ» рассказал директор Музея одной улицы Дмитрий Шленский.
— Дмитрий Васильевич, как бы вы оценили сегодняшнее состояние улицы, пережившей очередную реконструкцию?
— Однозначно Андреевский спуск стал лучше по сравнению с последними 10-15 годами, — считает Дмитрий Шленский. — И хотя есть недоделки, работы почти закончены: привели в порядок фасады домов, уложили брусчатку (где лучше, где хуже). Правда, благодаря ей улица теперь больше смахивает на парижскую или немецкую — не типично киевская. Позже обещают привести еще в порядок небольшие дворики, а сейчас вечерами и новые фонари горят, и здания подсвечиваются. Воду, стекающую со спуска, соберет проложенный коллектор, ведь раньше дожди смывали сверху вниз все подряд, даже заборы. Впереди испытания и киевской погодой, и нашествием туристов.
Благоустроили и фасад замка Ричарда, в том числе бывшую мясную лавку слева от него (по сути, она была частью этого архитектурного комплекса). Забор, который долгие годы закрывал лавку, перенесли, и здание открылось для обзора. Реставрируют лестницы, что ведут на горы Уздыхальницу и Замковую.
— Каким запомнился вам Андреевский спуск после реконструкции 30-летней давности и можно ли считать нынешний год для него переломным?
— Лет десять после реконструкции 1982-го спуск продержался, а потом стал понемногу разваливаться. Этому в немалой степени способствовали бесконтрольные вмешательства в конструкции зданий. Собственники строений устраивали подкопы под фундаменты, достраивали лестницы, появлялись пристройки, постепенно исчезали фонари… А людей творческих профессий стали выживать с улицы примерно в середине 2000-х, наметилась тенденция к вытеснению мастеров художественных промыслов. 2012-й знаменует конец на Андреевском старой эпохи художников, которым еще отдавались в аренду помещения. Улица в прежнем варианте, какой была до сих пор, изжила себя и в инженерно-техническом, и в эстетическом плане. Работы хороших художников постепенно «заменил» так называемый «антиквариат», монеты, матрешки-поделки — предметы не высокохудожественные. Надо спасать спуск и от современной застройки, ведь пейзаж Майдана здесь вовсе неуместен.
— А торговые лавки уместны? Думаете, художники вернутся на спуск?
— Плохо, что торговали здесь чем попало. Пусть возвращаются и мастера, и продавцы сувениров, но при условии, что торговле придадут цивилизованную форму — выделят для рундуков определенное место. Иначе к чему все старания? Ведь все, что делает целостным Андреевский спуск — те же архитектурные шедевры, — не должно потерять свою привлекательность и смысл. Вроде собирались выделить для торговцев аллею, которая ведет к фуникулеру, — как раз под Андреевской церковью. Хорошо бы сделать в этом месте навесы. А спуск тем временем освободится для прогулок. Чем не вариант?
— Скверик ниже Андреевской церкви так и не благоустроили…
— Им надо было заняться: упорядочить, по сути, «мертвые скульптуры», выставленные возле музея Кавалеридзе, а некоторые, может, и вовсе убрать. Сквер почистить, выложить плиткой, благоустроить и отреставрировать чудом сохранившуюся Кокоревскую беседку (1896 года). Когда-то от нее вниз уходила древняя лестница, пропавшая в 1920-е годы. Она выводила путника прямо на Боричев ток (почти в том месте, где Покровская церковь) — в Покровский переулок. Оттуда можно было, минуя весь спуск, сразу попасть на Подол. На старых картах эта лестница указана. Если ее восстановить, скверик сразу бы превратился в чудное место для отдыха…
— Улица активно застраивалась во второй половине ХIХ века. А не пытались ее переименовать?
— Сначала заселялась верхняя часть спуска, затем нижняя и только потом освоили центральную часть. До ХVIII века люди жили, как правило, в небольших одноэтажных домишках, вокруг в основном были пустыри. Массовая застройка продолжалась практически до конца ХIХ века, когда возвели основные здания Андреевского спуска и он приобрел знакомый многим вид.
С 1928 года спуск назывался улицей Георгия Ливера — революционера-подпольщика, руководителя боевых действий на Подоле во время Январского вооруженного восстания 1918 года. Но после освобождения города от гитлеровцев в 1944 году Андреевскому вернули прежнее название.
— Жить на спуске считалось престижным?
— В ХIХ веке спуск был мещанской улицей, только в середине 1860-х освободившейся от «красных фонарей». А позже на нем появились доходные дома и селиться здесь в какой-то мере стало престижнее.
В основном люди снимали жилье у владельцев домов. Причем даже в маленьких домишках жили постояльцы, среди них много студентов из Духовной академии и семинарии на Подоле. Один из таких жильцов — хоровой дирижер и основатель украинской капеллы Александр Кошиц. Кстати, к Евро-2012 наш музей открыл выставку «З пiснею через свiт», которой представит этого талантливого композитора, в свое время презентовавшего украинскую песню во всем мире.
— Андреевскую церковь уже реставрировали раньше. Какому образцу следовали мастера и далек ли храм от первоначального проекта?
— Андреевскую церковь возвели в 1748-1754 годы исключительно для царского дома. Она получилась однокупольной пятиглавой и в форме креста с декоративными башенками. Заложенная Елизаветой Петровной церковь содержалась потом за счет выделяемых государями средств. Автором проекта был итальянский архитектор Бартоломео Растрелли, а практически стройка оказалась на плечах Ивана Федоровича Мичурина, благодаря которому проект подогнали к реалиям спуска. И сама церковь отличалась от задумок Растрелли.
Долгое время о проекте не было сведений, оригинал обнаружился лишь в 1970-х в венском музее «Альбертина». Заповеднику «София Киевская», к которому относится Андреевская церковь, удалось получить фотографии, по которым в 1974-1975 годах выполняли полную реставрацию церкви.
В облике храма с тех пор кое-что изменено: на месте сброшенных на землю медных ангелов (возле купола), выполненных по чертежам Растрелли, установили копии, отличавшиеся от оригиналов. Реставраторы переборщили с золотыми украшениями, и церковь уже не «парила», как раньше. Несколько лет назад коллеги из «Альбертины», идя навстречу нашему музею (мы готовили выставку, посвященную Растрелли), передали нам цифровую копию старого храма и право на ее использование.
— Как родилась идея создать Музей одной улицы?
— Углубленно историей улицы до появления нашего музея никто не занимался. С 1988 года мы, тогда молодые энтузиасты, работали здесь и жадно впитывали все, доселе не изведанное. Когда мы открыли для широкой публики двери дома Булгакова, последние экскурсии в нем заканчивались около двух часов ночи. Нам хотелось, чтобы люди узнали больше не только о Михаиле Булгакове, но и о других обитателях улицы. И тогда родилась идея создать Музей одной улицы. Все собранное в ходе изысканий вошло в историю спуска — в своеобразный путеводитель больше домашнего, нежели предметно-исторического плана. Со временем истории об обитателях спуска, с нашей легкой руки, обрастали подробностями, становились легендами. Есть свои у того же замка Ричарда, к примеру.
— Правда, что одно время замок Ричарда был оформлен точными копиями чудищ с собора Парижской Богоматери?
— Да. В начале ХХ века в замке Ричарда размещались мастерские киевских художников: внучатого племянника Тараса Шевченко Фотия Красицкого, Григория Дядченко, Ивана Макушенко и скульптора Федора Балавенского (учителя Ивана Кавалеридзе). К слову, еще одна легенда: Кавалеридзе, музей которого находится в одном из домов спуска, никогда не жил в нем (там обитали настоятели и причт Андреевской церкви). В свое время в этом домике была мастерская Ростислава Синько, основавшего музей в честь своего родственника — Ивана Кавалеридзе. А сам Кавалеридзе занимал в замке мансарду-мастерскую Балавенского (мансарда эта не сохранилась). В ней и выполнили копии чудищ с фасада собора Парижской Богоматери, расставив их на винтовой лестнице внутреннего дворика.
Известно, что до оккупации города фашистами химеры стояли там. Позднее, по рассказам одного из старожилов замка, какой-то немецкий чин в 1942 году присмотрел фигуры чудищ для себя и вывез их в Германию. Сохранились фотографии здания 1911-1913 годов с внутренним двориком, но без химер. Возможно, они появились ближе к 1917-му и, вероятно, были бетонными, как, к примеру, первоначальный памятник княгине Ольге на Михайловской площади — его тоже сначала выполнили из усиленного бетона, а мраморным он стал уже в 1995-м.
— Говорят, на спуске жил международный гроссмейстер-шашист, которому в непростые советские времена гость-иностранец помог перебраться из коммуналки в отдельную квартиру в центре города?
— Да, семикратный чемпион мира по шашкам Исер Куперман в советский период, до эмиграции в Штаты, жил в доме Ь 13. Нижние этажи дома и флигель долго были коммунальными квартирами, в одной из них и жил Исер Куперман. В конце 1959-го он должен был играть матч в Киеве с голландцем Ван Дейком, а тот пожелал прийти в гости к Куперману. Новость вызвала панику у тогдашнего мэра города Давыдова, не хотевшего пускать голландца в коммунальный бедлам. И Куперману срочно выделили трехкомнатную квартиру в новом доме на Никольско-Ботанической улице.
— В ХIХ веке в городе практиковал Феофил Яновский — доктор, снискавший любовь как бедняков с Подола или Куреневки, так и почтенных людей. Жизнь его как-то связана со спуском?
— Феофил Яновский начинал свою врачебную практику в доме Ь 17 на спуске. Прекрасный диагност, он брался даже за неизлечимые болезни, порой и бескорыстно, безотказно приезжал на вызовы в любое время суток. Среди его пациентов были поэтесса Леся Украинка, актриса Мария Заньковецкая, драматург Иван Карпенко-Карый и Михаил Старицкий. Как-то в лихие годы гражданской войны доктор мчался на вызов в пролетке, но по дороге его ограбили. Конечно, весть мигом разнеслась по округе. И уже через день доктор получил все украденное обратно с запиской, где главарь шайки извинялся за недоразумение.
— Мистика, по-вашему, — неотъемлемая часть спуска?
— Она сплошь и рядом, начиная с мифических князей — основателей города, о которых нет достоверной летописной литературы. Мне доводилось неоднократно общаться со знатоком киевской старины Анатолием Макаровым (автором многих книг о городе и, к слову, историческим обозревателем «ФАКТОВ». — Авт.), подтверждающим, что в истории Киева есть вещи, которые нельзя ни опровергнуть, ни подтвердить. Тот же Андрей Первозванный теоретически никак не мог сюда попасть, однако легенда такая живет. Киевская духовная академия, одна из самых лучших в Российской империи по составу и интеллектуальному потенциалу, исследовала этот эпизод. И пришла к выводу: не мог апостол Андрей по направлению в Италию сделать крюк и из Корсуня пойти в Киев… Изыскания так ни к чему не привели и никого не убедили.
Многие пытались разгадать тайны Андреевского спуска, обладающего вечной притягательной силой. И не зря к этому месту всегда стекалось невероятное количество людей.