Політика

«Наверное, теперь украинцев и на Соловки не пустят»

0:00 — 27 липня 2010 eye 300

К такому выводу пришел бывший политзаключенный, известный правозащитник Василий Овсиенко, которому неожиданно запретили въезд на территорию России

Как уже сообщали «ФАКТЫ», украинский правозащитник Василий Овсиенко, 14 лет отсидевший в советских тюрьмах, попал в список лиц, которым запрещен въезд в Российскую Федерацию. Пограничники сняли Василия Васильевича с поезда, следовавшего в Москву, и отправили назад в Украину. Овсиенко направлялся в село Кучино Пермской области, где в помещении колонии особого режима (узником которой был и сам правозащитник) находится Музей истории политических репрессий и тоталитаризма. В поездку Василий Овсиенко взял несколько книг бывших политзаключенных и фотоальбом. Среди «подрывных материалов» был также украинский рушник…

- В полночь в Брянске российские пограничники проверяли у пассажиров документы, — рассказал Василий Овсиенко «ФАКТАМ».  — При этом паспорта всех пассажиров сверяли с какими-то записями в своих папках. Когда настал мой черед, сообщили, что я вхожу в список лиц, которым въезд на территорию России запрещен. Меня высадили и сдали начальнику поезда, следовавшего в Украину. Паспорт мне возвратили уже украинские пограничники… Никаких инцидентов на территории России прежде у меня не случалось. Последний раз я был там в 2006 году — на 30-летии московской Хельсинской группы. А годом раньше ездил в Кучино.

Сейчас Василий Васильевич ехал в Кучино на Международный гражданский форум «Пилорама-2010». Он проводится на территории бывшей политзоны, где когда-то находилась пилорама. Правозащитника пригласили туда участвовать в публичных дискуссиях. «Думал походить по «своему» бараку, повесить рушник…  — сокрушается он.  — После того как меня сняли с поезда, я говорил по телефону с директором музея в Кучино Виктором Александровичем Шмыровым. Сказал ему: «Я знаю, что Россия — разная». Есть музей в Кучино — совесть России (к слову, так называется одна из моих статей). И есть «демократия» в виде черных списков».

Василий Овсиенко думает, что «невыездным» стал из-за своей деятельности координатора программ Харьковской группы, ведь собирает материалы об узниках совести, публикует интервью с бывшими политзаключенными, открыто высказывающими свои взгляды. «Вероятно, все это отслеживается российскими спецслужбами. Совсем недавно Кремль заявил, что Дмитрий Медведев отказался от практики черных списков. Но, как видите, по меньшей мере один такой список все-таки есть», — заявил Овсиенко.

В свое время он инициировал украинские экспедиции на Соловки, где находились лагеря для политзаключенных. Но теперь, похоже, и туда нашему соотечественнику путь заказан. «Я уже сказал членам нынешней экспедиционной группы: готовьтесь к тому, что будете на Соловках персонами нон грата», — иронизирует правозащитник.