Глава парламентского Комитета по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства считает минувшее полугодие временем упущенных экономических возможностей и опасается второй волны кризиса осенью
С марта в стране было много разговоров о реформах. Постепенно эти разговоры сошли на нет. Экономика Украины после непродолжительного периода роста опять начала демонстрировать тревожные тенденции. О том, что на самом деле произошло с обещанными реформами и каковы прогнозы в экономике на осень, наш разговор с Наталией Королевской, главой Комитета Верховной Рады по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства.
— Наталия Юрьевна, как бы вы в целом оценили происходящее в экономике страны за последнее время?
— Всем ясно, что наша страна пришла в движение. Осталось понять, в какую сторону мы движемся. Если взять сухой остаток и подвести итоги полугодия, я бы его охарактеризовала как время упущенных экономических возможностей и имитации реформ на фоне необычайно высокой политизации общества. Мы ждали и, к сожалению, за последние три месяца так и не дождались ни одного серьезного реформаторского документа от Кабинета министров. Для меня в этом смысле показательным является пример Великобритании: ее новый премьер-министр уже на следующей неделе после вступления в должность подал в парламент 24 законопроекта, выполняя свою предвыборную программу. Это образец высокой политической культуры: он шел на выборы с обещаниями, победил и сразу начал реализовывать свою программу. У нас тоже обещали, декларировали, развешивали биллборды. А когда начали разбираться, что же есть у победителей? Пока мы имеем только политические заявления.
— Но ведь весь мир еще не отошел от тяжелейшего экономического кризиса!
— Я недавно была на Петербургском международном экономическом форуме. Все эксперты единогласно заявили: мир находится в середине начала выхода из экономического кризиса. Дальнейшие позиции стран в мировой табели об экономических рангах будут зависеть от того, насколько адекватные решения станут принимать их правительства. У всех появился шанс для ускоренного развития, и этим шансом необходимо воспользоваться. В противном случае наша страна рискует окончательно скатиться на обочину мирового развития. Отсутствие адекватных экономических решений привело к тому, что последние полгода Украина плыла по течению и рассчитывала на везение: начнется экономический рост в других странах, и мы с ними заодно тоже начнем расти. Все как обычно: мы рассчитываем на соседей, на тенденции, на инопланетян, только бы не заниматься своим развитием и модернизацией.
— А как же программа реформ, представленная Президентом?
— Это единственный документ, действительно направленный на осуществление экономических реформ. Да, прекрасная программа, на 90 процентов с ней можно согласиться. Но для ее воплощения необходимы инструменты: она должна быть имплементирована в нормативно-правовое поле. Между программой и реальностью — пропасть, которую мы пытаемся преодолеть в два прыжка. С одной стороны, заявленный курс на реформы, не подкрепленный реальными шагами. А с другой — фискальная машина, давящая на бизнес, и чиновники, слышать не желающие ни о каких реформах.
Основное, на чем мы должны были сконцентрироваться с начала года, — создание стимулов для инвестиций и развития экономики. Сегодня и внешние, и внутренние инвестиции остановлены. В этих условиях не созданы экономические стимулы для того, чтобы предприятия могли вкладывать в развитие и модернизацию свои средства. Все это приводит к дисбалансу, который вполне способен спровоцировать вторую волну кризиса. И те индикаторы, которые мы сегодня видим, — падение промышленного производства, колоссальное снижение в мировом рейтинге конкурентоспособности (мы впервые провалились на 10 пунктов) — показывают, что мы становимся неконкурентоспособными не только на внешних рынках (это известно давно), но и внутри страны.
— Не так давно вы заявили о давлении чиновников на малый и средний бизнес
— Конечно, процесс уничтожения малого и среднего бизнеса не так заметен, как если бы вдруг взяли и остановились три завода-гиганта. Однако по своим последствиям он не менее катастрофичен для страны. Думаю, если ничего не изменится, к осени этот процесс станет гораздо более ощутимым. В результате нас ждет массовое сокращение рабочих мест, уменьшение доходов населения, снижение поступлений в бюджет и падение внутреннего рынка, который наполнялся отечественными товарами во многом благодаря именно малому и среднему бизнесу. Если не ослабить давление на предпринимателей, все это ждет нас осенью.
— Как-то очень мрачно и беспросветно выглядит ситуация
— Я бы не хотела рисовать черную картинку: все пропало, точка «невозврата» пройдена и тому подобное. При нормальном, адекватном диалоге, при нормальных, адекватных взаимоотношениях власти и оппозиции, предпринимателей и чиновников ситуацию исправить можно. Для этого необходимо четко проанализировать болевые точки и в кратчайшие сроки их ликвидировать. Вначале необходимо внести кардинальные коррективы в экономическую политику.
Нужно воспользоваться теми возможностями, которые у нас есть. Проводить необходимо не только непопулярные реформы, которые в Украине почему-то сводятся только к повышению тарифов, увеличению пенсионного возраста, внедрению репрессивной налоговой системы Мы имеем шанс провести жизненно необходимые реформы: дерегулировать рынок, создать стимулы для развития и модернизации промышленности, начать реальную, а не мнимую борьбу с коррупцией. Здесь не нужно быть гениальными, сегодня достаточно быть адекватными вызовам экономической ситуации в стране. Вторая необходимая составляющая — наличие политической воли. А начинать с так называемых непопулярных реформ — не только нечестно, но и неэффективно.
— То есть вы считаете, что поднимать цену на газ было преждевременно?
— Все годы независимости государство дотировало местным бюджетам разницу между тарифами. Сейчас создана Национальная комиссия регулирования рынка коммунальных услуг Украины, которая будет определять тарифы для всех населенных пунктов. Понятно, что человек, сидящий в столице, уровень доходов которого не сопоставим с заработками обычного человека, воспринимает тарифы просто как цифры на бумаге. Логично, что он автоматически установит экономически обоснованные тарифы. С точки зрения либеральной экономики, все правильно. Но для того чтобы к этому этапу прийти, необходимо модернизировать все наше жилищно-коммунальное хозяйство. Потому что тарифы не соответствуют реальным из-за устаревших технологий, потерь, безголового менеджмента — того багажа, который накопился за 20 лет.
Необходимые законодательные условия для модернизации ЖКХ уже есть: недавно Верховная Рада приняла подготовленный нашим комитетом совместно с отечественными и международными экспертами Закон «О государственно-частном партнерстве». Основной мотив, двигавший нами, — дать возможность государству и бизнесу развивать инфраструктурные проекты, в частности, провести реформу ЖКХ.
— Но ведь в сфере ЖКХ многое и так передано частникам: скажем, вывоз мусора. Что меняет новый закон и почему он был необходим?
— Основная цель закона — зафиксировать права и обязанности государства и бизнеса. Если инвестор вкладывает средства, он получает право управления, при этом в договоре четко фиксируются экономические показатели, которых он должен достигнуть, объемы инвестиций и другие условия. В договоре также фиксируются обязательства государства или органа местного самоуправления: предоставление земли, доступа к коммуникациям, обеспечение разрешительными документами и так далее.
Сейчас получается так: либо отдали госсобственность в аренду, потом ее забрать никто не может; либо приватизировали, но инвестор условия не выполняет, найти крайнего никто не может; либо просто рейдерство, в результате которого теряет и государство, и частные инвесторы. Для защиты от подобных ситуаций закон содержит норму о том, что имущество, сдаваемое в концессию, остается в государственной (коммунальной) собственности и никаким путем не может перейти в частные руки.
По опросу экспертов, проведенному одним из изданий, Закон «О государственно-частном партнерстве» признан самым полезным из принятых Верховной Радой нынешнего созыва. Он вводит новое понятие в управление системой государственного имущества. Мы дали исполнительной власти и местному самоуправлению в руки инструмент управления, соответствующий реалиям XXI века. Это тест для наших чиновников: научатся ли они, образно говоря, пользоваться ножом и вилкой или дальше будут ложкой черпать.
— Вы полагаете, что нашим чиновникам не хватает современных инструментов управления?
— По этому поводу я уже давно не испытываю иллюзий: мы имеем хорошие, прогрессивные законы. Однако их выполнение сознательно (подчеркиваю, сознательно) тормозится чиновниками как в центре, так и на местах, потому что они угрожают созданным «кормушкам» чиновников. Чтобы начать реальные реформы в стране, практически не нужно принимать новые законы, для начала достаточно заставить чиновников выполнять уже принятые.
— Я знаю, что вы долго добивались принятия принципа «молчаливого согласия» (если чиновник в установленный срок не дает ответа на поданное предпринимателем заявление с просьбой разрешить ему какой-то вид деятельности, то последний получает право вести эту деятельность без соответствующего разрешительного документа). Но сегодня принцип все еще не работает. Почему?
— Принцип «молчаливого согласия» принят законодательно. Все возможности по его внедрению переданы исполнительной власти, и у чиновников сегодня есть все для того, чтобы этот закон заработал. Мы неоднократно обращались к Кабинету министров с требованием внедрить нормативную базу, необходимую для того, чтобы этот принцип начал действовать.
— Но вам все же удалось принять закон, дающий «зеленый свет» декларативному принципу
— Честно скажу, уже не надеялась, что мы примем этот закон, и я благодарна всем политическим силам, поддержавшим его (закон принят и сейчас находится на подписи у Президента. — Авт. ). Мы совершили колоссальный прорыв: этим документом разорвали те разрешительные цепи, которые наворотили чиновники на протяжении последних 20 лет, борясь с экономикой и связывая предпринимателей по рукам и ногам.
После того как Президент подпишет этот документ, в данной системе заработает новый инструмент: предприниматель не будет ждать разрешения, а отправит декларацию о соответствии его предприятия нормам законодательства и сможет немедленно приступить к работе. Контролирующий орган, когда посчитает нужным, придет и сверит соответствие написанного в декларации и реально существующего. Предпринимателю не придется ждать месяцами, пока дадут разрешение, не нужно будет уговаривать чиновников прийти и посмотреть на свое предприятие, подписать, разрешить и так далее. Я считаю, что большой позитив декларативного принципа еще и в том, что предприниматели, получив для заполнения шаблон декларации, наконец-то поймут, какие требования выдвигает к ним законодательство. Ведь чиновники научились так запутывать людей, что те зачастую просто не понимают, что от них требуется. В итоге предприниматель совершенно беззащитен перед чиновником.
— Парламент недавно принял еще несколько законов, поддержанных вашим комитетом, которые направлены на защиту предпринимателей. Например, закон о сокращении количества контролирующих органов.
— С этим законом, подписанным на прошлой неделе Президентом, все понятно без лишних слов. А то у нас уже стала обычной ситуация, когда один с сошкой, а семеро с ложкой. Кроме того, по нашей инициативе принят закон об ускоренной ликвидации предприятия. Вокруг данного процесса также работает коррупционная машина: если ты хочешь сменить род деятельности, перейти в другой бизнес, то теряешь много времени на закрытие предприятия. С этим связана и социальная проблема: люди, зарегистрированные как СПД, пока не закроются, не могут получать пособие по безработице, и так может продолжаться годами. Сейчас работаем над законопроектом о сокращении количества лицензий и видов деятельности, подлежащих контролю.
— Слышал, что продолжается борьба и за сокращение количества лицензий. Правда, с авторством этой инициативы не все так однозначно
— Споры, кто же все-таки разработал закон о сокращении количества лицензий, у меня вызывают только здоровый смех. Мы два года боремся за уменьшение числа лицензий: пять смогли отменить в конце прошлого года, а на последней пленарной неделе Верховная Рада так и не смогла нажать на кнопки, чтобы сократить еще 12. Закон отправлен на повторное второе чтение. Мы уже провели не одну рабочую группу со специалистами Госкомпредпринимательства, с экспертами Фонда эффективного управления, со многими отечественными и международными экспертами. И вот законопроект, сокращающий 23 вида лицензий, наконец попал к Президенту, который на днях подал его в парламент. Слава Богу, это будет хорошим уроком тем, кто два года блокировал в Верховной Раде данный процесс. Знаете, мне все равно, кто будет считаться автором закона. Главное, чтобы он был принят.
— А какие еще законопроекты вы планируете вынести на рассмотрение парламента осенью?
— Мы подготовили законопроект о зонах свободного предпринимательства, которым предлагаем стимулы и возможности для развития бизнеса на депрессивных территориях. Также мы разработали законопроект «О рыночном надзоре», который меняет существующую систему санэпидемстанций и службы защиты прав потребителей. У нас этих служб с каждым годом становится все больше и больше, и полномочия у них расширяются, а эффект близок к нулевому: люди как покупали некачественные продукты, так и покупают.
— Продвижению законопроектов не мешает тот факт, что вы сегодня фактически относитесь к оппозиционному лагерю?
— Экономические реформы не должны иметь политического цвета, они должны работать на улучшение качества жизни людей в стране. До сих пор мне удавалось найти общий язык с представителями различных политических сил. Уверена, так будет и в дальнейшем.
Сейчас мы вместе с группой депутатов занимаемся подготовкой программы антикризисных реформ, призванной реанимировать украинскую экономику. Программой предусмотрен мониторинг неработающих законов, отбор уже зарегистрированных законопроектов, которые необходимо безотлагательно принимать, и систематизация предложений по реформированию экономики. Этот пакет мы презентуем к осени.