Україна

Сергей Кивалов: «Афганцы», чернобыльцы и другие категории льготников могут быть спокойны — льготы никто не отменял"

8:20 — 8 червня 2012 eye 857

Сегодня Украина как никогда приблизилась к полному выполнению обязательств перед Советом Европы. Об этом «ФАКТАМ» заявил глава парламентского комитета по вопросам правосудия, член фракции Партии регионов Сергей Кивалов. Он рассказал, какие обязательства еще осталось выполнить и почему оппозиция препятствует утверждению европейских стандартов в Украине.

«За полтора года нынешняя власть выполнила половину обязательств, взятых Украиной перед Советом Европы еще в 1995 году»

— Наши политики не устают говорить об обязательствах Украины перед Советом Европы. Откуда они вообще взялись, эти обязательства?

— Как известно, за время своего существования Совет Европы выработал общие стандарты защиты прав человека и обеспечения демократического управления. Когда в 1995 году Украину принимали в эту солидную организацию, поставили простую задачу: выполнить требования, которые в других государствах — членах Совета Европы уже реализованы. Уровень требований чуть ниже, чем для членства в Европейском Союзе, но что касается основных прав и свобод человека, то в обеих организациях они почти идентичны.

Требования к нашей стране изложены в специальном документе, утвержденном Парламентской ассамблеей Совета Европы (ПАСЕ), — заключении № 190 от 26 сентября 1995 года. Украина обязалась их выполнять. Напомню: одним из обязательств, взятых тогда Украиной, стало принятие в течение года новой конституции. Так что тем, что в нашей стране уже 16 лет действует демократическая Конституция, принятая 28 июня 1996 года, мы обязаны в том числе и Совету Европы.

— Темпы выполнения обязательств перед Советом Европы дают основания предполагать, что они уже давным-давно реализованы. Или это не так?

— Арбитром в этом вопросе выступает ПАСЕ. Позиция ассамблеи, обнародованная 5 октября 2010 года, однозначна: это упорядочение общих принципов всех выборов в государстве, включая парламентские и президентские, новое законодательство, обеспечивающее прозрачность финансирования политических партий, реформа органов прокуратуры через оптимизацию ее функций, завершение судебной реформы, искоренение всех форм коррупции в судейских рядах, сохранение независимости судов и совершенствование системы подготовки судей, реформа адвокатуры путем укрепления профессиональной ассоциации защитников, совершенствование антикоррупционного законодательства с учетом рекомендации GRECO (Группа государств по борьбе с коррупцией. — Авт.) для Украины, законодательное урегулирование проведения мирных собраний, реформирование СБУ и, наконец, осуществление конституционной реформы, которая позволила бы в полной мере реализовать вышеуказанные изменения.

Хочу отметить, что в резолюции ПАСЕ, адресованной в 2010 году новой власти, были озвучены претензии по поводу невыполнения обязательств предыдущими украинскими правительствами. По сути, содержался упрек в многолетнем бездействии нашей страны. Но за полтора года нынешняя власть погасила половину обязательств, взятых перед Советом Европы. Причем в наиболее чувствительных областях. В частности, приняты Уголовно-процессуальный кодекс, закон о доступе к публичной информации, новый антикоррупционный и избирательный законы. Конституционная реформа, реформа прокуратуры и адвокатуры — на марше.

В первом чтении принят внесенный мною и коллегой Вадимом Колесниченко законопроект об основах языковой политики, который реализует положения Европейской хартии о региональных языках и языках национальных меньшинств. Именно во время рассмотрения этого документа и проявилась главная проблема, сдерживающая сейчас завершение выполнения Украиной «вступительных» обязательств перед Советом Европы (кстати, это является одним из главных шагов на пути к членству нашей страны в ЕС). Цитирую резолюцию ПАСЕ № 1755 (пункт 5): «Осуществление этих реформ лишь тогда будет удачным, когда будет опираться на широкий политический консенсус и общественную поддержку». А мы видим, что вместо поиска консенсуса и обеспечения общественной поддержки оппозиция воинственно сопротивляется реформам. При этом активно и небезуспешно пытается дезинформировать граждан, провоцируя их на участие в побоищах и провокациях. Одновременно они плетут интриги и на международной арене. Цель такой политики очевидна: любой ценой затормозить европейскую интеграцию Украины. Ведь если мы выполним «домашнее задание», то у европейцев не останется аргументов против присоединения Украины к ЕС.

«Принятые на днях законопроекты совершенствуют порядок исполнения Украиной решений Европейского суда»

— Известно, что 21 мая юридический комитет ПАСЕ рассматривал вопрос о выполнении Украиной решений Страсбургского суда. И к какому выводу пришли в Европе?

— Европу всегда живо интересовало исполнение нашим государством решений Евросуда, потому что это один из важнейших показателей соблюдения в стране прав человека. И, соответственно, Европа ждала конкретных шагов в рассмотрении этого вопроса. Мы и сами считаем, что одной из главных, первоочередных, задач для Украины является обеспечение механизмов исполнения таких решений. Напомню, что в 2009 году Европейский суд вынес «пилотное» решение против Украины (подобное практикуется и в отношении других государств. К примеру, в отношении Польши «пилотные» решения выносились четыре раза). Но к 2012 году Украина оказалась первым государством, которое не выполнило требований «пилотного» решения.

21 мая на заседании Комитета по юридическим вопросам и правам человека я проинформировал европейских коллег о том, что на рассмотрении Верховной Рады во втором чтении находится ряд законопроектов, которые усовершенствуют порядок исполнения Украиной решений Европейского суда. В свою очередь европейцы выразили надежду, что украинский парламент примет их без промедления. Так и случилось: на сегодняшний день два важнейших закона по этой тематике проголосованы парламентским большинством и будут подписаны Президентом, надеюсь, в самое ближайшее время.

Речь идет о законе, обеспечивающем право на пересмотр судебных решений в случае, если они будут признаны Европейским судом нарушающими (при рассмотрении в суде перовой инстанции) Конвенцию по правам человека. Актуальность этого закона хочу подчеркнуть следующей историей: еще в 2011 году в Верховный суд Украины поступило дело об административном правонарушении, но в украинском законодательстве отсутствует процедура пересмотра приговоров по таким делам. Теперь Верховный суд наконец-то сможет пересмотреть вердикт суда первой инстанции.

В этом ряду и принятый на днях Закон «О гарантиях государства в отношении исполнения судебных решений», который позволит Украине выполнить «пилотное» решение Европейского суда по делу «Юрий Иванов против Украины» и предотвратить такие нарушения в будущем. Речь идет о выполнении судебного решения о выплате денежной помощи при увольнении военнослужащего.

— Но это тот самый законопроект, который, как заявили ряд оппозиционных политиков, отменяет льготы чернобыльцам и афганцам?

— Ни одной льготы никто не отменял. Принятый в целом закон содержит лишь нормы выполнения решений Европейского суда и государственные гарантии по выполнению этих решений. Проще говоря, рассматривались только особенности выполнения судебных решений. Весь закон о гарантиях состоит всего из семи прозрачных и понятных статей, нужно их только прочесть. Они не предполагают внесение изменений ни в один социальный закон! Поэтому и «афганцы», и чернобыльцы, и другие категории льготников могут быть спокойны — их права данный документ не затрагивает.

— Если все так, как вы говорите, почему тогда парламент в пожарном порядке рассмотрел его 5 июня, хотя он значился в повестке пленарного заседания 7 июня?

— Потому что Комитет министров — главный контрольный орган Совета Европы — назначил на 6 июня оценку выполнения Украиной решений Страсбургского суда по правам человека по группе дел «Жовнер», куда входит и «пилотное» решение по делу Юрия Иванова — о невыполнении Украиной решений собственных судов, вынесенных не в ее пользу. Закон о гарантиях государства, принятый в целом 5 июня, нацелен на решение этой проблемы. Утверждение этого документа в той или иной мере анонсировалось Украиной с 2004 года. Так что, можно сказать, еще один старый долг нашей страны перед Советом Европы наконец погашен. Более того, Украина не просто выполнила свое обязательство, а стала еще на один шаг ближе к членству в Европейском Союзе.