Ставя всем пациентам, в том числе и здоровым, один и тот же диагноз — гепатит С, сотрудники инфекционного отделения клиники столичного Института эпидемиологии получали со склада необходимый для лечения препарат и продавали его больным людям. В результате у пациентов, нуждающихся в срочной терапии, болезнь только обострилась. Столичные правоохранители возбудили уголовное дело
Об этой вопиющей истории «ФАКТЫ» коротко рассказывали на прошлой неделе. О том, что в течение двух с половиной лет происходило в стенах клиники Национального института эпидемиологии и инфекционных заболеваний имени Л. Громашевского, до недавнего времени не знал никто, включая самих пациентов. Ставя больным страшный диагноз — гепатит С (воспалительное заболевание печени), медики сразу предупреждали: «Лечение обойдется дорого. Да и цена — это еще полбеды. Необходимые вам препараты в дефиците, в первой попавшейся аптеке их не купишь. Но вам повезло — у нас как раз осталось несколько упаковок » Благодарные медикам за то, что не придется тратить время на поиски лекарств, люди несли в клинику все свои сбережения, влезали в долги, брали в банках кредиты. Они ведь не знали, что эти препараты полагаются им бесплатно.
Проверяя эти факты, сотрудники милиции начали обзванивать всех, кто лечился в клинике за последние два года. С каждым днем в деле появлялось все больше и больше потерпевших. Узнавая от правоохранителей, что препараты полагались им бесплатно, люди начинали понимать, что их просто-напросто ограбили. А ведь там, в больнице, все выглядело очень убедительно.
- Я даже подумать не могла, что это афера, — сокрушается 45-летняя киевлянка Лариса Александровна (имена потерпевших изменены по их просьбе. — Авт. ). — Все-таки институт эпидемиологии — более надежного учреждения, казалось бы, не найти. Я попала в клинику случайно. Проходя на работе плановый медосмотр (я работаю маляром на строительном предприятии), узнала, что у меня есть проблемы по женской части. А в гинекологическом отделении районной больницы мне сказали в первую очередь проверить печень и дали направление в клинику при столичном институте эпидемиологии.
По словам Ларисы Александровны, в больнице к ней отнеслись очень внимательно. Обследовали, сделали все необходимые анализы. Вот только диагноз оказался неутешительным — гепатит С.
- Узнав, что у меня воспаление печени, которое, если его не лечить, может оказаться смертельным, я уже была согласна на все, — вспоминает Лариса Александровна. — И, разумеется, приняла слова медиков о том, что лекарства нужно покупать самой, за чистую монету. Мне прописали реальдирон и рибавин. «Вот только вряд ли вы их где-то найдете, — сообщил мне врач. — Во всяком случае, в ближайших аптеках можете даже не спрашивать — там этих препаратов нет уже около года». — «Так что же делать? — растерялась я. — У меня нет знакомых в медицине. Где я возьму эти препараты?!» От одной мысли о том, что могу их не найти, я запаниковала. Врач же оставался спокойным. Достав блокнотик, он вырвал листок и написал какой-то телефон. «Раз уж у вас такая ситуация, попробую вам помочь, — тихо сказал он. — Позвоните по этому телефону, и вам привезут лекарство на дом. Доплачивать за доставку не нужно — вам его продадут по реальной стоимости». Я не знала, как его благодарить — думала ведь, что он спасает мне жизнь. Уже вечером мне привезли все необходимые препараты. Я заплатила за них около десяти тысяч гривен. За следующие шесть месяцев, которые я пролежала в больнице, мне еще не раз приходилось заказывать лекарства, которые почему-то очень быстро заканчивались. Пришлось влезть в долги. Домой вернулась совсем без денег — дорогие препараты плюс неофициальная плата врачам «за хорошую работу» Мне сказали лечь в следующем году на обследование, однако в ту больницу я больше не пошла — у меня не было денег.
- Но ваше самочувствие улучшилось?
- К счастью, да — лечение пошло на пользу. Я выписалась из больницы в 2007-м, и за эти годы у меня и мысли не возникло, что медики могли нажиться на моей болезни. А несколько месяцев назад позвонили из милиции и сказали, что препараты от гепатита С на самом деле должны выдаваться больным бесплатно. Меня ограбили на несколько десятков тысяч! Видели ведь, что я, будучи по уши в долгах, отдавала им последние копейки. Но им все равно хватило наглости до последнего дня моего пребывания в больнице «выкачивать» из меня деньги.
- Это был беспроигрышный ход — узнав о смертельном диагнозе, человек отдаст любые средства, лишь бы только вылечиться, — говорит другой потерпевший, Леонид. — А кто сейчас знает, какие препараты финансируются государством, а какие нет? Я, например, тоже не знал, что от гепатита можно лечиться бесплатно. Врач сказала мне, что существуют хорошие лекарства, минимальная стоимость которых — три тысячи долларов. Меня заверили, что этих лекарств я не найду ни в какой аптеке, а если позвоню по одному номеру, мне привезут их буквально на следующий день. Так и произошло. Но для полного курса лечения того, что я заказал, оказалось недостаточно. Во второй раз эти лекарства обошлись мне чуть ли не в два раза дороже. Делая вид, что очень мне сочувствует, врач даже дала мне какую-то карточку, заверив, что так я смогу половину таблеток приобрести бесплатно. Я был тронут ее заботой. Даже после того, как выписался, еще не раз ей звонил и рассказывал о своем самочувствии.
- И так было с большинством пациентов, — рассказывает «ФАКТАМ» старший оперуполномоченный Управления по борьбе с экономическими преступлениями главного управления МВД Украины Валентин Зорба. — Ларисе Александровне и Леониду еще, можно сказать, повезло — они отдали врачам бешеные деньги, но при этом хотя бы вылечились. А ведь были случаи, когда медики «долечивали» людей до того, что те попадали на больничную койку с последней стадией гепатита!
- Это в случаях, когда люди отказывались покупать у них лекарства?
- Не обязательно. Если человек не имел денег на дорогой препарат, его просто отправляли домой — дескать, ничего не можем сделать, собирайте достаточную сумму и тогда приходите. Это был верх цинизма — не желая расставаться с препаратом, который можно продать более обеспеченному больному, медики лишали человека возможности вылечиться. Вполне возможно, что на их совести не одна человеческая жизнь.
По словам Валентина Зорбы, врачи организовали несколько схем «выкачивания» денег из пациентов. В первом случае все было так, как с Ларисой Александровной и Леонидом — записав в историю болезни диагноз, медики списывали необходимые для их лечения препараты. Вот только вместо того, чтобы отдать больным лекарства бесплатно, они их продавали. Некоторым прямо в отделении, другим — через своего курьера. Доверчивые люди, не зная о государственных программах, лечились за свой счет.
- Но были случаи и похуже, — говорит Валентин Зорба. — Как известно, для лечения гепатита С обязательно нужны два препарата — реальдирон (из группы интерферонов) и триворин, или рибавин (из группы рибоверинов). Если использовать лишь один из них, от терапии не будет толку. Бывало такое, что на складе оставалось только одно лекарство. В таком случае врачи его списывали, продавали больному, а о необходимости второго препарата даже не удосуживались сообщить. Казалось бы, что им стоило сказать человеку, что ему нужны два лекарства? На одном заработали бы денег, а второе пациент просто купил бы в аптеке. Но нет! Зная, что не получат от этого никакой выгоды, врачи не считали необходимым даже вообще о нем вспоминать. В результате пациент лечился неправильно, и болезнь только усугублялась.
Кроме того, врачи умудрялись заработать даже на тех, кто не был болен страшным недугом. Например, у человека диагностировали гепатит А. Это более легкая форма гепатита, для лечения которой требуются, соответственно, более легкие препараты. В таком случае медики оглашали пациенту диагноз, отправляли его в аптеку за необходимыми ему лекарствами, а сами в это время писали в истории болезни, что человек болен гепатитом С. На основании этого документа они получали бесплатные препараты, которые впоследствии продавали действительно больным гепатитом С людям. Таким образом, получалось, что выписки, которые выдавали больным, абсолютно не совпадали с историями их болезней. Естественно, истории болезней оставались в клинике — пациенты к ним доступа не имели. Запись о гепатите С появлялась даже в документах абсолютно здоровых людей, которые просто приходили в больницу на обследование. Недавно мы позвонили одной из пациенток, у которой, судя по ее истории болезни, был гепатит С. Оказалось, что она лечилась в больнице от остеохондроза (заболевание позвоночника. — Авт. ). Женщине, как и полагается, делали массажи, а в ее историю болезни тем временем вписали диагноз гепатит, получили на нее лекарства и списали их.
- Но как же можно попасть в эпидемиологическую клинику с остеохондрозом?
- А это уже нужно спросить у врачей, которые зачем-то дали туда направление. Ведь большинство пациентов сначала проходили обследование в районных больницах, где им уже давали направления в институт. Кстати, ко многим из этих больниц у нас есть вопросы. Так, некоторые направления выписаны не на бланках с печатью, а на каких-то обрывках бумаги. Вполне вероятно, что многие врачи районных клиник по знакомству направляли мошенникам своих пациентов. Кстати, понять, что эта клиника действительно эпидемиологическая, крайне сложно — ни над парадной дверью, ни на кабинетах нет никаких вывесок. Но в случае с остеохондрозом хотя бы не пострадал пациент. Гораздо хуже, если медики, экономя препараты, кололи тяжелобольным людям обыкновенные капельницы, взяв с них при этом деньги за дорогой препарат.
- А что, могло быть и такое?!
- Не исключено. Когда врачей вывели на чистую воду, многие пациенты, которые были уверены, что вылечились, прошли новое обследование и с ужасом узнали, что их болезнь прогрессирует. Представляете, человек переставал принимать лекарства, не ограничивал себя в социальных контактах, даже не догадываясь, что все еще болен. Некоторые пациенты, чувствуя, что лечение не очень помогло, поехали за границу, где им сказали, что если они продолжат предыдущую терапию, то больше месяца не протянут. Еще один потерпевший, сделав на днях анализы, узнал, что у него, помимо гепатита, начался цирроз печени. Мы подняли его историю болезни, сделали экспертизу и узнали, что терапия, которую применяли для его лечения, была совершенно неправильной и опасной для здоровья. Видимо, медики забирали себе списанное на него лекарство, а больному давали что придется. Трое человек, которые тоже лечились в этой клинике, уже умерли.
По словам одного из потерпевших, доктор заявил ему: «Сейчас в больнице лечатся лишь те, кто имеет деньги. Если у вас нет денег, вам положены только капельницы». Чтобы оплатить лечение, мужчине пришлось брать в банке кредит. А однажды в клинику поступил десятилетний мальчик из Киевской области с тяжелой формой гепатита. Чтобы обеспечить сыну лечение, его родители работали день и ночь и вынуждены были оставлять сына в женской палате под присмотром других пациенток. Однако через пять дней мальчика выписали — у родителей не хватило денег на безумно дорогие препараты. В результате пациентки женской палаты собрали свои последние сбережения и передали родителям этого мальчика. Решив не везти сына в больницу, отец сам делал ему уколы. Врачи же даже не подумали дать ребенку положенные ему бесплатно лекарства.
- При этом для людей все выглядело очень убедительно — солидный институт, расположен на территории Киево-Печерской лавры, — продолжает Валентин Зорба. — В прошлом году больница получила высшую категорию аккредитации. Плохо только то, что некоторые пациенты до сих уверены в невиновности врачей. Так, из 102 человек, которых мы обзвонили за прошлую неделю, мы нашли только 23 потерпевших. При этом на контакт шли единицы — большинство людей категорически отказывались рассказывать о своем лечении. Говорили, что их все устраивает, что им там еще предстоит лечиться и они не хотят портить отношения с докторами. Мы пытались сказать им, что некоторые пациенты от такого «лечения» уже умерли, но они как будто не слышали. На сегодня уже известно, что пострадали люди из шестнадцати областей Украины. Однако эта цифра еще не окончательная. Ведь за 2007-2009 годы (именно в этот период лекарства от гепатита должны были выдаваться людям бесплатно) лечение в клинике прошли 854 человека — информацию о большинстве из них нам еще предстоит проверить.
По словам Валентина Зорбы, в этом громком деле замешаны все сотрудники инфекционного отделения эпидемиологической больницы. Не последнюю роль в преступлениях играли и аптекари — некоторых пациентов врачи отправляли в определенные аптеки, где «свои люди» продавали им препараты.
- Несколько врачей уже признали свою вину, — говорит Валентин Зорба. — Но это были те, кто стал заложником обстоятельств — боясь потерять работу, они выполняли команды руководства. Грубо говоря, обыкновенные пешки. А руководящие лица, которым собственно шла вся прибыль, свою вину пока отрицают. На прошлой неделе мы возбудили уголовное дело по статье «Присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением». Медикам грозит лишение свободы на срок до 12 лет с конфискацией имущества и лишением права занимать определенные должности сроком на три года. Уже сейчас сумма нанесенного ущерба превышает 62 тысячи гривен.
Однако самое возмутительное в этой ситуации то, что медиков никто не отстранил от занимаемых ими должностей. Врачи, угробившие здоровье нескольких десятков пациентов, спокойно продолжают работать в клинике института и дальше лечат людей.
- К сожалению, таков закон, — разводит руками Валентин Зорба. — Отстранить их от работы можно двумя способами — либо по приговору суда, либо по приказу их непосредственного начальника. Недавно мы только возбудили дело — пока закончим расследование и передадим материалы в суд, пройдет время. К тому же еще неизвестно, сколько будет длиться судебная тяжба — не исключено, что год, а то и больше. Находясь на прежних должностях, эти врачи могут оказывать давление на пациентов.
- Как директор института я, разумеется, обязан принять меры, но пока что у меня нет для этого достаточно оснований, — прокомментировал «ФАКТАМ» ситуацию директор Национального института эпидемиологии и инфекционных заболеваний Виктор Мариевский. — На сегодняшний день у меня даже нет копии постановления о возбуждении уголовного дела. Сотрудники милиции обещали ознакомить меня с делом, но пока еще никакой повестки мне не приходило. Только после того, как я увижу все материалы, смогу принять какое-то решение. К тому же даже постановление о возбуждении уголовного дела еще не является поводом для того, чтобы отстранять медиков от работы. Здесь нужно разбираться.
- Проходя стационарное лечение, все пациенты получали бесплатные препараты от гепатита, — заверил «ФАКТЫ» заведующий инфекционным отделением клиники Киевского института эпидемиологии Сергей Ясеновый. — Но мы же не можем обеспечивать их препаратами целый год. Поэтому, переходя на амбулаторное лечение, люди покупали лекарства сами. И никто не заставлял их это делать. Не знаю, что они сейчас рассказывают. Но еще раз повторю: препараты они получали бесплатно. Как показывает практика, что для людей ни делай, они все равно останутся недовольны
- После того как в средствах массовой информации опубликовали телефонные номера, по которым мы просили обращаться граждан, лечившихся в столице от гепатита и покупавших при этом лекарства за собственные средства, на нас обрушился шквал звонков, — говорит Валентин Зорба. — Стало известно о еще 36 потерпевших. Кроме того, звонили люди из разных областей Украины и рассказывали о похожих случаях в их местных больницах. Даже просили дать им черный список медучреждений, в которые нельзя обращаться. Мы и сейчас просим всех, кто лечился от гепатита в этом институте, связаться с нами по телефонам: 0(44) 271-98-45, 271-95-89. Неразглашение врачебной тайны и личных данных граждан гарантируется. А если в суде будет доказана вина врачей, все деньги, которые пациенты потратили на лечение в стационаре, могут быть им возвращены. К тому же мы обеспечим повторное проведение медицинской экспертизы, которая поможет узнать, до конца ли пациенты вылечились. Ведь, как видите, во многих случаях дорогое лечение в институте повлекло за собой совсем другие последствия