В разгар школьной вступительной кампании «ФАКТЫ» выяснили, как в столице родители выбирают школу, а дети проходят собеседования
До начала учебного года еще достаточно времени, но родители будущих первоклашек уже давно с головой погружены в проблемы выбора школ, подачи документов и подготовки детей к собеседованиям. Май-июнь — горячий период для тех, чьи малыши осенью отправятся в первый класс. Ведь устроить ребенка в хорошую школу сейчас ничуть не проще, чем определить выпускника среднего учебного заведения в достойный вуз.
На сегодняшний день в столице не существует официального рейтинга, точно определяющего, насколько хороша та или иная школа. Результаты внешнего независимого оценивания (ВНО) и количество призеров областных и всеукраинских олимпиад — вот, по сути, единственные аргументы, которыми оперируют учебные заведения, говоря о своих достижениях. Ибо даже процент поступивших в вузы выпускников той или иной школы — показатель весьма относительный. Поскольку в Украине широко распространено платное высшее образование, обратить внимание стоит лишь на количество выпускников, поступивших в вузы на бюджетную форму обучения.
Выбирая общеобразовательное учебное заведение для своего ребенка, обратите внимание не только на уровень обучения, но и на такие важные моменты, как безопасность детей (практически во всех лицеях, гимназиях и частных школах сегодня усиленная охрана, которая не впускает в школу даже родителей, а из нее не выпускает детей, если их уход не согласован с начальством); месторасположение по отношению к вашему дому (если малыш будет добираться не на автомобиле, то в идеале дорога не должна отнимать у него более
— Ребенку нужно получить базовые знания по всем основным дисциплинам и только после этого углубляться в узкопрофильные, — считает киевский психолог Людмила Покровская.
Большинство киевских школ сейчас нацелены на максимально эффективную подготовку ученика к ВНО. Хронические проблемы средней школы из года в год не меняются: перегруженность, увлечение теорией, а не практикой, отсутствие интереса к развитию личности ребенка, отставание в освоении компьютерной грамотности и незнание иностранных языков. Подводные же камни частных школ, лицеев и гимназий — очень высокие интенсивность обучения и нагрузка, требования к знаниям и нацеленность на формальный результат (оценки и рейтинг школы). Поэтому, если вы намереваетесь выбрать для ребенка не простую школу, а рангом повыше, будьте готовы к тому, что лицей или гимназия потребуют от вашего чада безупречного послушания и самодисциплины, а от вас — терпения и регулярных финансовых вливаний.
Официально все государственные общеобразовательные школы обязаны принимать детей без собеседований, бесплатно, без ограничения регистрацией, но в первую очередь тех, кто проживает в закрепленном за данной школой микрорайоне. На деле же всевозможные взносы в «фонд класса» и «фонд школы» практикуют почти в каждом учебном заведении. Как правило, «фондовые» взносы составляют от сорока до 400 гривен в месяц.
Что же касается государственных лицеев и гимназий, обучение в которых официально также бесплатное, то здесь сборы в благотворительный фонд превышают аппетиты обычных школ в разы и могут даже выходить за рамки восьми тысяч гривен в год. Причем, как рассказывают на форумах в интернете родители киевских учеников, нередко взимать плату начинают непосредственно с момента поступления. Конечно, официально администрации школ категорически это отрицают, но, по словам мам и пап, в этом году отправляющих своих детей в первый класс, таковой взнос может составлять в пересчете на доллары от 100 до тысячи условных единиц и более. Родители сообщают, что в настоящее время по сравнению с 2011 годом размер таких «благотворительных пожертвований» вырос в среднем на десять процентов. Как правило, пополнять благотворительный счет школы весьма ощутимым первоначальным взносом приходится тем родителям, дети которых не «блеснули» на вступительных собеседованиях либо проживают в других микрорайонах.
Стоимость месячного обучения в частных школах колеблется в Киеве от 150 до 1500 долларов, а в регионах составляет около ста долларов. Государство на уровень оплаты в частных школах не влияет, имея право контролировать лишь выполнение учебных планов и стандартов.
Тестирования и собеседования распространены в специализированных школах, гимназиях и лицеях. Причем конкурс в иные учебные заведения достигает десяти человек на место.
Что же спрашивают на собеседованиях и чем могут мотивировать отказ принять ребенка в первый класс?
Тестирования, проводимые при поступлении в лицеи и гимназии, регулируются требованиями, определенными приказом № 389 Министерства образования Украины. В частности, правила отбора должны оглашаться не позже, чем за два месяца до его начала. Прием детей в первый класс администрация обязана проводить в форме собеседования в присутствии родителей. В составе комиссии должно быть не более трех человек, один из которых — психолог. По правилам на собеседование отводится не более получаса. В спецшколе могут провести только одно собеседование, в гимназии — не больше двух.
— Списки вопросов и заданий отличаются, но в большинстве учебных заведений особое внимание уделяют умению ребенка логически мыслить и его психологической готовности к учебе в коллективе, — объясняет завуч по учебной работе одной из киевских спецшкол Антонина Зубенко. — Минимальный «пакет» знаний малыша — это его фамилия, имя, отчество, домашний адрес, страна проживания, информация о родственниках, представление о предметах и явлениях живой и неживой природы. В ходе беседы ребенка могут попросить нарисовать фигуру человека, списать фразу, написанную письменными буквами. Кроме того, «абитуриенту» могут задать парочку простых арифметических задачек (прибавление-вычитание цифр до десяти, счет до ста и обратный счет от десяти до нуля). Также проверяется знание геометрических фигур, умение прочесть стихотворение или спеть песню. При приеме в среднюю школу от ребенка не должны требовать умения читать и писать, а вот при приеме в гимназию или лицей — могут. То же самое касается минимального понимания иностранного языка.
Какие логические задачки предлагают решить будущему первокласснику? Одна из наиболее распространенных — «четвертый лишний»: дается четыре картинки, три из которых относятся к какой-либо одной группе понятий, а четвертая — к другой. Требуется найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор. Но случаются и более «творческие» вопросы. В одной из гимназий, например, шестилетнего ребенка попросили назвать... семь чудес света; в другой задали задачку на смекалку: «На ветке сидят три вороны, две собрались улететь. Сколько на ветке ворон?» Правильный ответ — три, поскольку птицы только собрались, но еще не улетели... Бывает, педагог произносит до десяти слов подряд и просит повторить те, которые малыш запомнил.
Очень важно, чтобы ребенок был психологически готов к школе. Для этого он должен как минимум самостоятельно есть, переодеваться, следить за личной гигиеной и быть в состоянии высидеть за партой от начала до конца урока, не перебивая учителя. Кроме того, нужно иметь представление о дисциплине, нормально общаться со сверстниками и педагогами, быть достаточно любознательным. «В одной из гимназий города приемная комиссия даже требовала от детей „реального“ отношения к жизни, — рассказывает психолог Людмила Покровская. — А выражаться оно должно было в понимании, что Деда Мороза не существует. Вот это уже явный перегиб, так как вера в чудеса еще никому не мешала хорошо учиться».
И, наконец, по каким причинам могут отказать в приеме ребенка в школу?
Таковыми считаются возраст менее шести лет (даже если ваш малыш умеет читать, писать и считать, ученые настоятельно советуют не «насиловать» детскую природу и подождать годик), психологическая неготовность, сложные заболевания, поздняя подача заявления (в каждой школе установлены свои сроки) от родителей руководству школы. В случае поступления в гимназию или лицей «забраковать» могут за недостаточно развитое логическое мышление и откровенную неудачу на собеседовании. Кстати, чтобы последнее не становилось помехой к возможности учиться в хорошей школе, учителя и психологи рекомендуют начинать обстоятельные занятия с ребенком за год-два до поступления.
Наиболее популярные разнопрофильные государственные учебные заведения столицы | |||
---|---|---|---|
Учебное заведение | Профиль | Материально-техническая база | Дополнительные возможности |
Специализированная школа № 115 имени И. Огиенко, Соломенский р-н | Углубленное изучение романо-германских языков | Бассейн, футбольное поле | Хор, страноведение, мягкая игрушка, тхеквондо, КВН. Обмены с Австрией, Францией |
Спецшкола № 155, Шевченковский р-н | Углубленное изучение английского и немецкого языков | Некоторые уроки ведутся на английском учителями Мальты по видеосвязи | Экономика, страноведение, театральная студия. Обмены с Германией |
Спецшкола № 125, Днепровский р-н | Углубленное изучение иностранных языков | Мини-стадион, кабинеты интерактивного обучения, три компьютерных класса | Деловой английский, фотокружок, шахматы и др. Обмены с Германией, поездки в Европу |
Гимназия № 153 им. А. Пушкина, Шевченковский р-н | Углубленное изучение романо-германских языков*. Обучение на русском | Манеж для конного спорта, компьютеризация, мультимедийные доски | Журналистика, логика, кружок гидов, шахматы. Обмены с Россией |
Лицей № 38 им. В. М. Молчанова, Шевченковский р-н | Математика, информатика, иностранные языки, право | Футбольное и баскетбольное поля, три компьютерных кабинета, мультимедийные классы | Экономическое моделирование, международные отношения, риторика, логика и др. |
Гимназия «Оболонь», Оболонский р-н | Экономика, право. Английский, немецкий, турецкий, китайский языки | Мультимедийные кабинеты, компьютерные классы | Танцы, стрельба, театр |
Инженерная гимназия, Дарницкий р-н | Точные науки и технологии | Компьютеризация, сенсорные доски, два бассейна | Борьба хортинг, арт-дизайн, каратэ, легкая атлетика |
Украинский физмат лицей КНУ им. Т. Шевченко, Голосеевский р-н | Точные науки | Компьютерная база, бассейн, стадион | Танцы, театр, радиоконструирование, программирование |
Лицей «Научная смена», Дарницкий р-н | Информатика, математика, экономика, филология | Компьютерная база | Программирование, обучение гидов-переводчиков. Обмены с Германией и Польшей |
Гимназия «Киево-Могилянский коллегиум», Деснянский р-н | Углубленное изучение общественных и филологических наук | Компьютерная база | Рисование, хореография. Школьные обмены со Швецией |
Техн. лицей НТУУ «КПИ», Соломенский р-н | Точные науки | Материально-техническая база КПИ | Радиоэлектроника, компьютерная графика, театр психологических миниатюр. Сотрудничество с МГУ, Пражским университетом (Чехия), обмены с Европой |
Лицей «Интеллект» НТУУ «КПИ» | Инженерно-технический. С | Компьютеризация | Деловая речь, страноведение, театр, картинная галерея. Обмены с Европой, Канадой, Австралией и т. д. 57 бесплатных грантов от иностранных вузов |
Украинский гуманитарный лицей КНУ им. Шевченко, Печерский р-н | Филология, экономика. Акмеологическое (воспитывает лидеров) учебное заведение | Компьютеризация, теннисный корт | Театральная и литературная студии, хореография и т. д. Партнерство с международными языковыми школами |
* Романо-германская филология предполагает изучение английского, французского, немецкого, испанского языков и литературы |