Здоров'я та медицина

Летние каникулы: дети массово попадают под автомобили и выпадают из окон на москитных сетках

7:00 — 28 червня 2012 eye 1953

Летом у родителей не всегда есть возможность следить за тем, как их чада проводят свое свободное время. Пока мама и папа на работе, школьники предоставлены самим себе: дома или на улице. Психологи отмечают, что в отличие от взрослых у детей чувство собственной безопасности снижено. Выбегая на дорогу, к примеру за «убежавшим» мячом или скейтбордом, переходя улицу в неположенном месте, детвора не всегда может оценить мгновенно меняющуюся обстановку на дороге. Причем мальчики идут на риск чаще, чем девочки.

Для десятилетнего Вани Осадченко, который уже третий месяц находится в коме в столичном городском центре детской нейрохирургии, работающем на базе детской городской больницы № 7, игра в мяч вблизи дороги едва не закончилась трагично. Все произошло на Пасху, когда Ваня с мамой поехали навестить родственников, живущих под Киевом. Мальчишка решил поиграть с соседскими ребятами в футбол. Увлекшись игрой, он выбил мяч далеко за пределы поля, прямо на проезжую часть (трасса Киев — Прилуки). Из-за близорукости Ваня носит очки (зрение минус четыре), но снял их на время игры, чтобы не разбить оправу и не травмировать стеклом глаза. Мальчик выбежал на дорогу за мячом и не заметил приближающегося автомобиля. Водитель затормозить не успел. Дальше все произошло молниеносно: глухой удар, звон стекла, детский крик.

 — Ребенка к нам доставили на «скорой» в состоянии комы, он был подключен к аппарату искусственного жизнеобеспечения, — вспоминает главный врач Киевского городского центра детской нейрохирургии Александр Гончарук. — У Вани были тяжелейшие повреждения головы, двусторонний ушиб легких, внутрипеченочная гематома. В тот же день мальчику провели трепанацию черепа и удалили внутримозговую гематому объемом около 90 миллилитров. Наши травматологи зашили ребенку связку правого надколенника, которая была полностью разорвана. Кроме того, у школьника развилась гидроцефалия (в полости черепа скопилось большое количество избыточной жидкости — ликвора), поэтому во время операции Ване установили шунт.

 — Я чувствую, что сынок начинает выходить из комы, он уже реагирует на прикосновения и голос, — рассказывает 30-летняя Татьяна Осадченко, мама Вани. — Когда говорю: «Если ты меня любишь, моргни три раза», он выполняет эту просьбу. Скоро нас выпишут из центра нейрохирургии, но Ванечке еще нужен дорогостоящий курс реабилитации — массаж, медикаменты… Сейчас с ним занимаются логопед, реабилитолог и массажист из клиники «Оберiг». Врачи согласны взять нас в инсультный центр при этой клинике, но стоимость одного курса лечения обойдется в 57 тысяч гривен. Нашей семье просто неоткуда взять такие деньги.

 — Жизни мальчика ничего не угрожает, сейчас важно помочь ему восстановиться, — говорит Александр Гончарук. — Несмотря на положительную динамику, Ваня по-прежнему находится в тяжелом состоянии и нуждается в длительном уходе и наблюдении медперсонала. Нередко прооперированные дети после тяжелых травм головного мозга имеют глубокую инвалидность. Из отделения их надо куда-то переводить, так как мы сделали все, что могли. Но куда? Вопрос остается открытым. В Украине, к сожалению, нет специализированных центров реабилитации для маленьких пациентов. Поэтому они восстанавливают здоровье в медицинских учреждениях для взрослых людей, переживших инсульт, где есть специалисты по лечебной физкультуре, массажисты и логопеды. Можно, как вариант, повезти ребенка на реабилитацию в зарубежную клинику, но это большинству родителей просто не по карману.

*После того как Ваню выпишут из центра нейрохирургии, ему потребуется длительный и дорогостоящий курс реабилитации (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)  

 

— Как часто вам приходится сталкиваться со случаями, когда дети получают травмы из-за своей беспечности или невнимания родителей? — спрашиваю у доктора.

 — С началом летних каникул несчастных случаев действительно становится в несколько раз больше. Школьников привозят с травмами головы после неудачных падений с дерева, велосипеда или полученных при катании на роликовых коньках. Поэтому мы не устаем напоминать взрослым, что дети должны быть постоянно в их поле зрения. Бывает, что за сутки нам привозят до сорока деток. Среди них есть малыши, не достигшие и года. Родители не всегда замечают, что кроха научился более активно двигаться. А ведь даже месячный ребенок, лежа на животе, может оттолкнуться стопами от бортика пеленального стола, от спинки дивана, кровати и упасть. Не говоря уже о попытках малышей садиться, ползать, стоять. Эти навыки тоже нередко приводят к «неожиданным» травмам. Ребенок, пробуя встать на ножки, может выпасть из детского стула. В прошлом месяце к нам привезли шестимесячного младенца с ушибом головного мозга, который катался в «ходунках» и вдруг перевернулся.

За последние несколько лет участились случаи, когда дети выпадают из окон на москитных сетках. Прошлым летом трехлетний ребенок в день рождения своей мамы залез в комнате на диван и облокотился на такую сетку. Крепление не выдержало его веса, и мальчик упал со второго этажа. Из-за шума и большого количества гостей родители не сразу заметили отсутствие в доме сына. Когда ребенка привезли к нам в центр, то спасти его не удалось — слишком много времени было упущено. Похоронив единственного и долгожданного сына, отец вскоре покончил с собой.

Нередки случаи, когда привозят детей от года до семи лет, опрокинувших на себя телевизор. Пару недель назад мы выписали двухлетнюю девочку, получившую черепно-мозговую травму от упавшего сверху плазменного телевизора. Пока мама готовила обед, малышка смотрела мультфильм. Решив обнять любимого героя, она потянула на себя стоявший на тумбочке плоский экран. Подобной ситуации можно было бы избежать, если бы родители просто прикрепили телевизор к тумбочке специальными средствами.

— Если, к примеру, ребенок упал дома с дивана, как родителям понять, серьезно он травмировался или это синяк, который со временем пройдет?

 — Малыши до года переносят падения легче, чем дети постарше, это правда. Хотя и у них бывают серьезные травмы — сотрясения и ушибы мозга, переломы костей черепа. Парадокс в том, что, получив такое повреждение, кроха может чувствовать себя совершенно нормально. Однако в последующем, когда ребенок начинает садиться, вставать, разговаривать, учиться, не исключено, что последствия черепно-мозговых травм, которые в свое время не лечили, проявятся. Поэтому, даже если вам кажется, что малыша ничего не беспокоит, лучше обратиться за помощью к детскому невропатологу, травматологу, нейрохирургу или же вызвать бригаду скорой помощи. Узнав от врачей, что патологий нет, спокойно вернетесь домой.

Порой мамы, обнаружив шишку на голове любимого чада, приходят к нам. А после обследования выясняется, что там перелом и кровоизлияние. Если компьютерная томография головного мозга ребенка выявляет внутричерепное кровоизлияние небольших размеров, мы стараемся не оперировать. Ребенок находится под наблюдением врача. Через какое-то время такое кровоизлияние рассасывается.

P.S. Тем, кто хочет помочь Ване Осадченко собрать деньги на дальнейшую реабилитацию, сообщаем телефон его мамы Татьяны: 097-869-14-81.