— Вам очень повезло — мы еще не поместили в хранилище картину Сергея Шишко «В киевском парке», которую недавно вернули нашему музею, поэтому сможем ее показать, — говорит нам главный хранитель Музея истории Киева Людмила Сургай. Через пару минут вместе с коллегой она заносит в комнату внушительных размеров полотно в богатой золоченой раме, на котором изображен фонтан в Мариинском парке и играющие возле него дети.
*Екатерина Романова (слева) и Людмила Сургай демонстрируют возвращенную картину Сергея Шишко (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)
— Это одна из картин, которые были временно переданы вашим музеем для убранства интерьеров мэрии, а затем исчезли из поля зрения? — спрашиваю у Людмилы Сургай.
— Да. Работа Сергея Шишко «В киевском парке» по ошибке попала в дирекцию художественных выставок Украины. Узнав, чья это картина, руководство дирекции передало ее нам. Дело в том, что у Шишко есть работы, имеющие одинаковые названия, но разные сюжеты. Отсюда и возникло недоразумение.
— Сколько стоит это полотно?
— Порядка ста тысяч долларов. Оценочная стоимость картин Шишко — в пределах от 50 тысяч до 100 тысяч условных единиц. Цена зависит от нескольких факторов, в том числе степени сохранности, размеров, времени написания… Кстати, наше собрание полотен этого художника одно из самых богатых — в 1980-е мастер подарил музею более пятидесяти работ.
— Сколько картин, переданных мэрии, еще не найдено?
— Пятнадцать. Все — работы Сергея Шишко. Музей передавал картины мэрии в период с 1992 по 2006 годы. Официально это называется временным хранением. Заключались соответствующие договоры. Затем их продлевали. Наши сотрудники периодически проверяли, на месте ли картины. В ходе очередной такой сверки, которую провели в 2007-2008 годах, недосчитались части работ.
— Неоднократно звучала версия о том, что они могли оказаться в особняках чиновников.
— Нас туда не приглашали. Поэтому ничего не могу сказать по этому поводу.
Четыре полотна сохранила и вернула музею Галина Менжерес, бывшая заместитель председателя Киевского горисполкома.
— Картины я получила в музее в 1992 году, когда стала работать в управлении внешнеэкономических связей госгорадминистрации, — рассказала «ФАКТАМ» сразу после возвращения полотен музею Галина Менжерес. — Тогда, в начале 1990-х, большая часть картин была передана хозяйственникам мэрии и распределена по кабинетам. А четыре работы остались у нас в управлении. Когда его расформировали, я позвонила тогдашнему директору Музея истории Киева Тамаре Хоменко, которая попросила пристроить картины так, чтобы они были у меня на виду. Я разместила их в помещении Союза женщин Киева, а затем передала музею.
— Кроме этих, нам вернули еще несколько картин, — говорит Людмила Сургай. — Также удалось разыскать 58 из 111 полотен, которых не досчитались во время сверки в хранилище самого музея.
— В прежние годы в архивах и музеях Москвы и Санкт-Петербурга выявлялись случаи, когда сотрудники похищали раритеты, чтобы затем продать…
— Я работаю в Музее истории Киева 30 лет. Причем в отделе, который занимается сохранностью экспонатов. Ни одного подобного происшествия у нас не было. Залог тому — тщательный подбор людей.
В 2004 году нас выселили из Кловского дворца и перевели на верхние этажи Украинского дома. Во время переезда некоторые картины упаковали не в те ящики, что следовало. Затем при более тщательной проверке часть из них обнаружили. Надеюсь, найдутся и остальные картины. Тут нужно учитывать, что музей уже восемь лет не имеет своего здания. У нас есть помещения для хранения экспонатов, но до недавнего времени демонстрировать их было негде.
Месяц назад состоялось торжественное открытие здания Музея истории Киева, построенного на углу улиц Пушкинской и Богдана Хмельницкого. На первом этаже планируется разместить кафе, конференц-зал, сувенирный киоск и гардероб, на остальных трех — залы музея и кабинеты части сотрудников. Места для фондохранилища там нет, так что оно останется в Украинском доме.
— Экспозицию в новом здании мы должны открыть на День независимости, но справиться со столь большой работой менее чем за два месяца очень сложно, — сказала на состоявшейся на днях пресс-конференции ученый секретарь музея Екатерина Романова. — Для этого нужно около полугода. Ситуация усугубляется тем, что мы до сих пор не можем приступить к созданию там экспозиции — продолжаются инженерные работы: тянут проводку, пожарную сигнализацию… Заметьте, что одновременно создаем наш новый филиал — Музей шестидесятничества, который тоже должен быть открыт ко Дню независимости. А в штате всего два художника-оформителя.
— Проработав полгода директором Музея истории Киева, 13 июня я уволился, потому что не могу содержать семью на зарплату в две тысячи гривен, — объяснил на пресс-конференции свой внезапный уход с руководящей должности Сергей Кролевец. — В моей семье пять человек. Работаю только я. Заметьте, что другие сотрудники музея получают еще меньше. Добиться повышения ставок мне так и не удалось.
— Кстати, в Национальном Киево-Печерском заповеднике, в котором Сергей Павлович работал генеральным директором, сотрудники получают в среднем семь тысяч гривен, — сказала в заключение Екатерина Романова. — Пока зарабатывают деньги наши филиалы — музеи Булгакова, Пушкина, Шолом-Алейхема… Ведь у них есть посетители. Их суммарная прибыль составила в прошлом году полмиллиона гривен.