Історія сучасності

Николае Чаушеску впервые услышал о коммунистических идеалах в тюрьме, куда попал за воровство

0:00 — 30 липня 2010 eye 2420

В Румынии проведена эксгумация останков первого президента страны и его жены, расстрелянных в 1989 году. Родственники политика не верят, что супруги похоронены на кладбище в Бухаресте

В Бухаресте на прошлой неделе румынские ученые провели эксгумацию предполагаемых останков бывшего лидера коммунистической партии Румынии и первого президента этой страны Николае Чаушеску и его жены Елены. Были взяты образцы для анализов ДНК. Результаты экспертизы объявят через шесть месяцев.

На эксгумации настояли родственники Николае и Елены. Их приемный сын Валентин и зять Мирчи Опран не верят, что супруги Чаушеску были похоронены на кладбище Генча в Бухаресте. Они считают, что анализ ДНК поможет узнать всю правду о последних днях жизни первого румынского президента, а также о революции 1989 года, в результате которой Николае Чаушеску утратил свою 24-летнюю власть над страной.

Елена Чаушеску закончила всего четыре класса сельской школы, тем не менее возглавляла Академию наук

Он поднялся на вершину из самых низов. Николае родился 26 января 1918 года в семье крестьян. У него было девять братьев и сестер. С большим трудом отец сумел дать сыну начальное образование. Уже в 12 лет Николае отправился в город на заработки. В Бухаресте ему удалось наняться учеником к сапожнику, но денег на жизнь не хватало. Чаушеску стал карманником и вскоре был арестован. В тюрьме он познакомился с лидером румынских коммунистов Георге Георгиу-Деж, став кем-то вроде денщика товарища Георге.

После свержения монархии в Румынии в 1947 году к власти пришли коммунисты. Георгиу-Деж помогал Чаушеску стремительно продвигаться по карьерной лестнице. Уже в 1955 году Николае стал членом политбюро Румынской коммунистической партии. К этому времени он был женат на Елене Петреску. Она тоже была из крестьянской семьи. Ее образование — четыре класса сельской школы — не помешало в дальнейшем возглавить Академию наук Румынии, курировать вопросы культуры, науки и кадров в стране. Произошло это уже после того, как Николае стал главой государства.

В 1965 году Георгиу-Деж скоропостижно скончался, и в Румынии началась отчаянная борьба за власть. К Чаушеску мало кто из партийного руководства относился серьезно. Его все еще считали денщиком товарища Георге. И это оказалось на руку Николае. Он перехитрил всех своих соперников. Его кандидатуру на пост первого секретаря ЦК поддержало подавляющее большинство. Многие, кто выдвигал его, были уверены, что Чаушеску станет марионеткой в их руках. Они ошибались.

Новый румынский лидер неожиданно начал проводить внешнюю политику, которая, мягко говоря, шла вразрез с указаниями из Москвы. Чаушеску установил дипломатические отношения с Западной Германией (ФРГ), не стал публично осуждать Израиль после шестидневной войны на Ближнем Востоке в июне 1967 года. И совсем открыто выступил против ввода войск стран Варшавского договора в Чехословакию в августе 1968 года.

Запад был в восторге от нового румынского лидера. Перед Чаушеску открылись неожиданные возможности. Он получал для своей страны выгодные кредиты, вкладывая деньги в строительство заводов и фабрик, современных домов. Румыния на глазах превращалась из аграрной страны в государство с развитой индустрией. В 1974 году, когда Николае Чаушеску был избран президентом республики, объем промышленного производства в Румынии в 100 раз превышал показатели 1944 года.

Румыны обожали своего Карпатского гения. В прессе Чаушеску стали называть не иначе как Великим Кондукатором (великим вождем). Так началось зарождение культа личности румынского лидера, чему способствовало его ближайшее окружение, в первую очередь, жена.

Николае во всем потакал Елене. Люди, хорошо знавшие эту пару, до сих пор удивляются власти, которую имела над Чаушеску супруга. Любое ее желание тут же исполнялось. Николае ввел жену в политбюро. В правительстве она занимала пост первого заместителя премьер-министра. Все иностранные дипломаты знали, что подарки нужно преподносить не только Чаушеску, но и его жене.

Румынский президент советовался с супругой по всем вопросам. Когда Чаушеску выступал с трибуны, первая леди сидела всегда так, чтобы он ее видел. Николае следил за ее реакцией. Его речь текла плавно до тех пор, пока то, что он говорил, нравилось жене. Как только он замечал признаки недовольства, сразу сбивался и начинал нервничать. Интересно, что Елена, в свою очередь, во всем советовалась с… кухаркой. Мнение кухарки Сузанны было для нее важнее, чем мнение ученых, политиков, писателей, архитекторов.

Эти слабости румынского лидера были известны далеко за пределами страны. Ему дарили автомобили, оружие, Елене — меха, бриллианты. Президент США Ричард Никсон преподнес Чаушеску черный «Бьюик-Электра». Шестиместный лимузин был собран в единственном экземпляре. Английская королева Елизавета II подарила президенту Румынии комплект охотничьих ружей фирмы «Холланд энд Холланд».

В апартаментах президента были золотые унитазы и умывальники, но все это числилось как государственная собственность

Чаушеску любил пользоваться дорогими вещами, однако настаивал на том, чтобы все это было инвентаризировано и числилось как государственная собственность. Своего у него ничего не было.

Еще одной страстью Чаушеску были монументальные здания. В Бухаресте были построены грандиозные сооружения — Дворец Весны и Дом народов. Это настоящие дворцы. В Доме народов, например, 6 тысяч комнат! Это самое дорогое здание в Европе и второе по площади во всем мире. Уступает только Пентагону. Николае и Елена жили в этих дворцах. В их апартаментах были золотые и серебряные унитазы и умывальники, на лестницах — позолоченные перила. При этом внешний долг Румынии достиг к середине 80-х годов 12 миллиардов долларов. Это была очень серьезная сумма. Чаушеску стал испытывать на себе давление. С одной стороны его постоянно упрекал Леонид Брежнев, обвиняя румынского президента в том, что тот «продался капиталистам за кредиты». Брежнев предлагал помощь, но требовал изменения внешнеполитического курса. С другой стороны на Чаушеску давили западные страны. Они намекали, что могут простить все долги, если Румыния выйдет из Варшавского договора и СЭВ (Совет экономической взаимопомощи).

Чаушеску не выдержал. Он заявил, что Румыния сможет быстро, а главное, досрочно расплатиться со всеми долгами. В республике был объявлен режим жесточайшей экономии. Телевидение работало два часа в сутки. В Бухаресте, не говоря уже о других городах, отключили горячую воду. Ее не было даже зимой. Было запрещено использовать газ для обогрева. В темное время суток разрешалось включать в квартирах только одну лампочку и то мощностью не более 15 ватт. Подавляющая часть сельскохозяйственной продукции сразу уходила за границу в счет погашения кредитов. В стране возникла нехватка продуктов. Карпатское экономическое чудо закончилось. В Бухаресте впервые за многие годы на улицах появились нищие и попрошайки. Многие граждане республики стремились эмигрировать. Чаушеску тут же ввел новый порядок. За отъезд за рубеж нужно было платить и отдавать государству свое имущество. В стране росло недовольство.

В этот период у Николае развилась настоящая мания преследования. Он был уверен, что его хотят отравить. И если раньше он только протирал руки спиртом после каждого рукопожатия (на эту странную особенность Великого Кондукатора обратили внимание еще в 1975 году в Москве, куда он приезжал на празднование 30-летия победы в Великой Отечественной войне), то теперь возил повсюду собственного повара, который готовил для него, и химика, тестировавшего воду и воздух в помещениях. Елена Чаушеску предложила мужу создать запас новых костюмов на каждый день. Идея была немедленно воплощена в жизнь. В специальном хранилище висели в целлофане 365 костюмов для президента. Николае хотел быть уверен, что никто посторонний к его одежде прикоснуться не сможет. Во время своего последнего визита в США Чаушеску поразил Джимми Картера. Американский президент узнал, что его румынскому гостю каждый день присылают спецрейсом из Бухареста свежее постельное белье в вакуумной упаковке.

Николае и Елена верили, что эти меры предосторожности помогут им прожить долго. Они и предположить не могли, какая смерть их ждет. 12 апреля 1989 года Чаушеску с гордостью объявил, что политика жесткой экономии принесла плоды. Румыния полностью расплатилась с кредиторами. Но ситуацию внутри страны это известие улучшить уже не могло. Привыкший к ежедневным дифирамбам в свой адрес президент не замечал, что народ давно изменил к нему отношение. От былой любви не осталось и следа. Служба государственной безопасности (Секуритате) с трудом сдерживала волну недовольства. В декабре 1989 года в городе Тимишоаре началась массовая акция протеста. Ее жестоко подавили солдаты. Расправа над демонстрантами послужила толчком для народного восстания в других городах, включая Бухарест.

Супруги были расстреляны возле солдатской уборной

Окружение Чаушеску приняло решение вывезти его и Елену из столицы. 22 декабря президент и первая леди улетели из Бухареста на вертолете. Они не знали, куда их собираются доставить. Николае был против бегства за рубеж. В вертолете оказалась поломка, и пилот с трудом посадил его. Телохранители Чаушеску остановили на дороге автомобиль и конфисковали его. На этой машине бегство было продолжено. Однако в небольшом городке Тырговиште военные, успевшие перейти на сторону восставших, задержали президента. Его вместе с женой поместили под арест на территории местного гарнизона.

Бывший начальник гарнизона в Тырговиште Андрей Кеменичи вспоминает, что Николае и Елена держались поначалу несколько высокомерно: «У нас были проблемы с тем, чтобы накормить их. Им принесли черный хлеб и какую-то кашу. Это был стандартный офицерский ужин по тем временам. Чаушеску в это не поверил. Когда я сказал ему, что в городе такой же хлеб выдают по карточкам, он обвинил меня во лжи. Я понял, что президент не знал, как живут простые граждане в его стране… »

24 декабря в гарнизон прибыл генерал Виктор Станкулеску. Чаушеску обрадовался, увидев его. Он успел назначить Станкулеску министром обороны. Именно этот генерал командовал солдатами во время разгона демонстрантов в Тимишоаре. Но теперь он прибыл, чтобы устроить трибунал над президентом. Николае Чаушеску предъявили обвинения в геноциде, массовых расправах, превышении власти, а также хищении миллиарда долларов. Он все это гневно отверг. Члены трибунала единогласно объявили диктатора Чаушеску и его жену виновными и приговорили их к смертной казни. Елена громко спросила у мужа: «Нику, неужели в Румынии стреляют в людей?» Чаушеску ответил: «Да, дорогая. Сегодня будут стрелять в нас!»

Приговор был немедленно приведен в исполнение. Кеменичи вспоминает: «Люди Станкулеску повели Чаушеску по коридору на улицу. Елена плакала. Николае шел прямо, успокаивая жену. Он сказал ей: «Ты видишь, всегда предают самые близкие… »

Николае и Елену Чаушеску расстреляли 25 декабря, на Рождество. Их поставили к стене у солдатской уборной. Президент Чаушеску успел выкрикнуть: «Да здравствует свободная социалистическая Румыния! Позор предателям!»

Тела казненных доставили затем в Бухарест. Сутки трупы пролежали на футбольном поле стадиона клуба «Стяуа». Затем их оттуда убрали. Было объявлено, что останки Николае и Елены похоронили на кладбище Генча.

Новые власти арестовали практически всех родственников Чаушеску, включая их детей. Они были приговорены к различным срокам тюремного заключения. Сын Нику умер вскоре после освобождения от цирроза печени. Дочь Зоя скончалась в 2006 году от рака. Приемного сына Валентина отпустили почти сразу. Он был далек от политики, никаких постов во времена правления отца не занимал.

В 2007 году в Румынии провели тщательное расследование событий в Тимишоаре. Напомним, что главным обвинением против Чаушеску был массовый расстрел демонстрантов в этом городе. В декабре 1989 года было объявлено на весь мир, что в Румынии армия и агенты Секуритате убили 64 тысячи человек за двое суток. Цифры оказались завышенными. На самом деле число погибших тогда составило менее тысячи. И приказ открыть огонь по демонстрантам отдал… генерал Виктор Станкулеску.