Здоров'я та медицина

Врач-травматолог вправил девочке вывих, а вот перелома плечевой кости почему-то не заметил (фото)

6:30 — 18 липня 2012 eye 2711

Ошибку медика исправили коллеги областного лечебного учреждения, считающие, что все сложные травмы у ребятишек необходимо лечить в условиях специализированного детского отделения

Пятиклассница Яна Гончар из Маньковской школы-девятилетки Бершадского района Винницкой области не может радоваться летним каникулам так, как ее друзья. Бегать и прыгать девочке нельзя — ее правая рука в гипсовой повязке. В последний день учебного года Яну, пытавшуюся подтянуться на школьном турнике, столкнул с него мальчишка. Девочка упала и травмировала руку. А затем ей не повезло еще раз — травму лечили неправильно…

«У нас в Маньковке не учебное заведение, а школа выживания»

 — Классная руководительница Яны позвонила и сообщила, что дочь упала с турника. Я сразу же примчалась в школу, — волнуясь, рассказывает мама Яны Елена Горбатюк. — Увидев правую руку дочери, опухшую, неестественно висевшую и вывернутую в сторону, я испугалась. Моя девочка плакала и жаловалась на сильную боль. Я пыталась ее успокоить. Классный руководитель предложила отвезти ее на своем автомобиле в райцентр.

*Яна с мамой. Девочке еще несколько месяцев придется разрабатывать руку с помощью массажей и лечебной физкультуры. Фото автора

В больнице врач-травматолог, осмотрев дочь, сообщил, что у нее вывих локтевого сустава. Вправил вывих, наложил гипсовую повязку. Спустя две недели гипс сняли. Назначили массажи, лечебную физкультуру. Яночка под моим присмотром выполняла все рекомендации врачей. Но давались они дочери непросто — сильно болела рука, которая по-прежнему не сгибалась и не разгибалась.

Мы обратились к вправлявшему вывих доктору, чтобы он объяснил, почему так происходит. Но этот вопрос его лишь рассердил. «Скажите спасибо, что сложил руку. Какие ко мне могут быть претензии?» — недовольно заявил травматолог. Тогда я потребовала, чтобы он выписал направление в областную детскую больницу, объяснила, что хочу проконсультироваться с детским травматологом. Но врач мне отказал. Пришлось обратиться за помощью в районную администрацию.

А тут еще директор школы вместо того, чтобы поддержать нас с Яной, в разговоре со мной заметила, что, дескать, с моими детьми одни проблемы и в этом я сама виновата: не кормлю их как следует, поэтому они «ломаются». Дело в том, что незадолго до случившегося с Яной на уроке физкультуры пострадала моя старшая дочь Инна: побежала за мячом, упала и сломала два пальца на левой руке. Получается, в школу я отправила здоровых детей, а вернулись они с увечьями. Меня же еще и обвинили во всем. Обвинения директора совершенно безосновательны. Мы с мужем любим своих детей, они ни в чем не нуждаются. Девочки хорошо учатся, занимаются танцами.

 — Кто может быть виноват в том, что ребенок на десятиминутном перерыве выбежал из школы, повис на турнике и травмировался? — недоумевает заведующая Бершадским районным отделом образования Лидия Дзюбенко. — Если бы учитель оставил детей без присмотра, и они были бы предоставлены сами себе, тогда другое дело. Что касается совета директора получше кормить детей, то она имела в виду то, что мать должна готовить им блюда, обогащенные кальцием, тогда и кости будут покрепче. Увы, расстроенная мама Яны не дослушала педагога, обиделась и расценила ее советы как некорректные.

Директор Маньковской школы Татьяна Петренко говорит, что своей вины в случившемся не отрицает. Хотя ее самой в тот день, когда ученица получила травму, в школе не было.

К сожалению, случаи травматизма в школе нередки. Кроме дочек Елены Горбатюк, пострадала также восьмиклассница Аня Павлик, которую во время дежурства на школьном дворе толкнул мальчишка. После падения у девочки был диагностирован перелом запястья руки. При похожих обстоятельствах поломала пальцы руки и ее одноклассница Алина Литвиненко. У Ани Яценко после урока физкультуры оказались порваны связки на ноге, и она тоже вынуждена была лечиться. А Оля Кропивко получила сотрясение мозга после того, как в голову ей попал футбольный мяч.

 — У нас не учебное заведение, а прямо какая-то школа выживания, — сетует бывший участковый инспектор милиции Маньковки Василий Сиренко. — Столько случаев травматизма! Отличился и мой сын Денис: это он ударил девочку мячом. Конечно же, Денис получил свое и, надеюсь, больше никогда не станет гонять мяч в школьном дворе, полном детей. Но меня интересует, почему же в это время на школьной площадке не было никого из учителей, ведь они могли предотвратить подобный случай?

«Почему же сразу не направить ребенка на обследование в областной специализированный центр?»

Тем временем и Яну, и ее маму ждало новое испытание. Осмотрев травмированную руку девочки и ознакомившись с медицинскими выписками из районной больницы, винницкие врачи пришли к выводу, что ребенку необходимо срочное оперативное вмешательство.

 — Дело в том, что диагностированный месяц назад у девочки травматический вывих правого предплечья врач-травматолог районной больницы вправил, а вот перелома плечевой кости, увы, не заметил, — говорит главный детский травматолог Винницкой области Сергей Антонец. — Оказывая медицинскую помощь юной пациентке, коллега не учел анатомические особенности развития костей ребенка. Из-за этого травмированный отросток правой плечевой кости прирос в другом месте. Поэтому после обращения пациентки в наше лечебное учреждение ее пришлось срочно прооперировать. Рентгеновский снимок показал, что операция прошла удачно. В случае, если бы эта операция вообще бы не была сделана, у ребенка мог развиться артроз локтевого сустава, атрофия мышц, ограничение движений в суставе. К счастью, эти угрозы миновали. Девочке придется еще несколько месяцев разрабатывать руку с помощью массажей, лечебной физкультуры…

*Детский врач-травматолог Сергей Антонец: «Не всегда врачи, практикующие у взрослых пациентов, могут разобраться со сложными травмами у детей»

 — Увы, нашим врачам нередко приходится исправлять ошибки коллег из районных больниц и оперировать устаревшие переломы у детей, — отмечает главный врач Винницкой областной детской клинической больницы Татьяна Антонец. — Почему же сразу не направить ребенка в лечебное учреждение, где работают квалифицированные специалисты и где есть соответствующая медицинская аппаратура? В районных больницах нет детских травматологов, поэтому и получается, что, оказывая помощь детям, врачи зачастую над ними экспериментируют. Вот и в данном случае врач районной больницы должен был лишь осмотреть пациентку, оказать первую медицинскую помощь и направить ее в специализированное детское отделение.

Совершенно непонятно также, почему возникли проблемы с направлением девочки в областную больницу, ведь мать, встревоженная состоянием травмированной руки дочери, настаивала на этом. Отказывали ребенку в направлении в специализированное лечебное отделение безосновательно. Напомню, что и родители, и сами дети, начиная с 14 лет, имеют право избирать и лечебное учреждение, и лечащего врача.

 — По окончании курса лечения Яны в областной больнице мы проведем проверку и установим, допустил ли врач-травматолог халатное отношение к пациентке во время оказания ей медицинской помощи, — сообщила помощник прокурора Бершадского района Винницкой области по вопросам защиты прав и свобод детей Анна Козуб. — Учителя вызвали в школу родителей ученицы, отвезли пострадавшую в лечебное учреждение, сразу же сообщили о травме в районный отдел образования. Оснований для возбуждения уголовного дела нет. Что же касается некорректного отношения директора школы к матери пострадавшей девочки, то такие конфликты решаются в судебном порядке.